Сайт разработан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
   
Главная страница    Карта сайта    

Свердловский областной краеведческий музейСвердловский областной краеведческий музейСвердловский областной краеведческий музейСвердловский областной краеведческий музейСвердловский областной краеведческий музей


Свердловский областной краеведческий музей

Рождение будущего Свердловского областного краеведческого музея произошло 29 декабря 1870 г. (по старому стилю, по новому – 10 января) в актовом зале екатеринбургской мужской гимназии, на учредительном собрании УОЛЕ. Основание музея было положено небольшим собранием первых даров Обществу, сделанных его учредителями. О.Е.Клер вспоминал впоследствии, что «по окончании первого заседания… Общества, в актовом зале гимназии все поступившие для музея и библиотеки предметы и книги свободно умещались в одной, занятой у супруги директора гимназии, решетке для белья…». В одном из первых писем, написанных от имени только что открывшегося УОЛЕ, избранный ученым секретарем этого Общества О.Е.Клер сообщал в Московское общество испытателей природы: «Первое дело Уральского Общества будет состоять в собирании фактов, в составлении музея, который мог бы дать ясное понятие о явлениях в нашем крае».
У истоков создания музея УОЛЕ стояли: О.Е.Клер, на протяжении многих лет являвшийся бессменным ученым секретарем Общества, а фактически - его руководителем, А.А.Миславский, первый вице-президент Общества, известный врач и естествоиспытатель, И.П.Иванов, главный начальник Уральских заводов, почти четверть века избиравшийся президентом Общества, первые хранители музея – ученый лесничий И.С.Левандо (1871 г.), слывший опытным охотником и знатоком минералов, химик А.И.Дрездов (1871-1876 гг.), служивший лаборантом Уральской золотосплавочной и химической лаборатории, горный инженер, минералог В.М.Малахов (1876-1880 гг.). На заседании Комитета УОЛЕ 27 декабря 1871 г. (старый стиль) состоялось обсуждение проекта «Правил для составления коллекций музея и пользования ими», на основании которых с самого начала был определен краеведческий профиль будущего музейного собрания.
Первый пункт правил гласил: «Музей составляется преимущественно из предметов, собранных на Урале и в ближайших краях».
В течение первого года существования музея УОЛЕ начали формироваться четыре коллекции – зоологическая, минералогическая, палеонтологическая, ботаническая. Хранитель музея И.С.Левандо, архивариусы Уральского горного правления, опытные охотники И.А.Крупина и А.Ф.Новоселова начали сбор материала для зоологической коллекции. Из этих сборов к концу 1871 г. препаратор музея Хржановский выполнил первые чучела – ворона, желны, двух свиристелей. 15 готовых чучел поступили от преподавателя Ю.А.Кумберга и аптекаря К.А.Гельмиха. Свои энтомологические коллекции передали в дар музею Общества О.Е.Клер, Ю.А.Кумберг, А.Ф.Новоселов, В.И.Обреимов и П.М.Вологодский – всего около 400 экземпляров насекомых. Инженер-технолог П.С.Голышев решил передать в музей УОЛЕ все свое огромное энтомологическое собрание – около 3 тысяч образцов, которые в ожидании переезда оставались у дарителя дома и все сгорели во время случившегося в 1872г. пожара. Екатеринбургский банковский чиновник А.С.Игнатьев пожертвовал новорожденному музею 12 спиртовых препаратов рыб и земноводных. Быстро росла минералогическая коллекция, куда поступали многочисленные дары. Несколько случайных находок, переданных в музей директором Екатеринбургской гранильной фабрики А.И.Лютиным (окаменелый отпечаток ископаемой рыбы), директором гимназии В.В.Всеволодовым (череп носорога, рог барана, клык и кость мамонта), а также госпожой Т.Полузадовой (несколько костей мамонта) положили начало палеонтологической коллекции. От любителей ботаники за год поступило до 300 гербарных листов. В 1873г. было положено начало археологической коллекции, когда ученик реального училища А.Брюханов принес в музей зеленоватый камень, признанный О.Е.Клером каменным топором древнего человека. Тогда же поступившие от неизвестного жертвователя 40 монет легли в основу нумизматической коллекции.
В 1917–1922 гг., в период социально-политических преобразований и гражданской войны в стране, деятельность музея была сконцентрирована на научной работе, на систематизации коллекций. В апреле 1921 г. по инициативе УОЛЕ в Екатеринбурге был организован и проведен 1-й съезд краеведов Урала, на котором были выдвинуты задачи расширения музейной сети в крае. Постановлением Наркомпроса от 23.06.1925 г. Музей подчинили созданному в Москве при Академии наук СССР Центральному Бюро краеведения и переименовали в Уральский областной государственный музей (УОГМ).
В это время (1920—1930-е гг.) в стране получила развитие тенденция специализации музеев. В 1923 г. на основе художественного отдела музея создается галерея старинной живописи. К 10-летию Октябрьской революции в бывшем Доме Особого Назначения (дом инженера Н.Н.Ипатьева), где в 1918 г. была расстреляна царская семья, открылся Уральский музей революции. 21 января 1936 г. его закрыли. Ровно через два года (21 января 1938 г.) на этих площадях разместили экспозицию Свердловского областного антирелигиозного музея. Но и этот музей с началом Великой Отечественной войны, в сентябре 1941 г., был закрыт в связи с освобождением помещений под эвакуированные на Урал коллекции Эрмитажа.
С образованием Свердловской области (17.01.1934 г.) Уральский государственный музей был переименован в Свердловский областной краеведческий музей (СОКМ). На базе галереи живописи СОКМ, пополненной произведениями социалистического реализма, в 1936 г. открылась Свердловская картинная галерея с выставочным комплексом художественного литья и Каслинским павильоном (в настоящее время Екатеринбургский музей изобразительных искусств). В это же время инициировалась работа по созданию на материалах СОКМ литературного музея им. Д.Н.Мамина-Сибиряка (открыт в 1940 г.).
В это время Музей УОЛЕ специализировался как краеведческий, и одним из основных направлений его деятельности в первые годы Советской власти было развитие краеведческого движения. Преобразование Музея УОЛЕ в государственный (1925 г.) преследовало цель создания исторической экспозиции в качестве иллюстрации к историко-партийному курсу. Экспозиции отличались «идейно выдержанным характером» в соответствии с официальными установками.
С началом Великой Отечественной войны, в октябре 1941 г., музей был закрыт. Здание его передали эвакуированному из Москвы танковому заводу № 50.
После войны, в 1946 г., вместо бывшего здания музей получил помещения церкви Вознесения – памятника архитектуры ХVIII в., где и разместились экспозиции по природе и истории края. После затишья музейной деятельности в годы Великой Отечественной войны, в 1960-е гг. началось интенсивное ее развитие, получившее название «музейного бума», пик которого пришелся на 1970-е гг. Имеющиеся площади СОКМ уже не удовлетворяли тем задачам, которые стояли перед ним, и музею был передан еще один культовый памятник — Александро-Невский собор в поселке Шурала.
В 1962 г. музей принял для эксплуатации собор Александра Невского в Екатеринбурге (памятник архитектуры, построен в 1814—1852 гг.), где была создана новая экспозиция отдела природы, размещены фонды, архив и научная библиотека. Временное использование культовых архитектурных памятников позволило музею сохранить богатейшие материальные и духовные ценности и уберечь сами храмы от вандализма.
Решением Свердловского облисполкома от 14 марта 1978 г. и Министерства культуры Российской Федерации (постановление от 20 июля 1979 г.) Свердловский областной краеведческий музей был преобразован в музейное объединение с филиалами в Свердловске и области. Создание объединения преследовало цель организации единой системы музеев на территории области с исчерпывающим представлением о природе, истории и культуре Среднего Урала.
В это время рождается новая концепция развития Свердловского областного краеведческого музея. Главными направлениями ее стали: усиление научной работы, обновление и создание новых экспозиций, стремление к объективной подаче экспозиционного материала, постановка фондов на строгий учет и научную обработку, подготовка и закрепление кадров музейных работников.
Начавшаяся в стране в 1985 году реформа внесла значительные коррективы в деятельность учреждений культуры России и, естественно, в деятельность музеев.
В 1991 г. церковь Вознесения была передана местной Епархии. Взамен музей получил памятник архитектуры периода конструктивизма – Дом культуры им. Ф.Э.Дзержинского. Один из приделов собора св. А.Невского, в котором располагался отдел природы, был передан Общине, а затем Новотихвинскому женскому монастырю. Для размещения экспозиции отдела природы музею было отдано здание – памятник промышленной архитектуры «Малые кузницы» в центре города.
Коренные изменения, вызванные новыми социально-политическими и экономическими условиями, на деятельности музея заметно отразились только в 1991 году. В связи с этим целесообразно проанализировать первые шаги администрация и коллектива музея в освоении рыночных технологий, в том числе основ менеджмента и маркетинга.


О проекте     Попечительский совет     Партнёры     Новости     Гостевая книга     Каталог     Контакты

 
Все права защищены и принадлежат проекту «Большое Золотое Кольцо России».
Разработка сайта: