Сайт разработан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
   
Главная страница    Карта сайта    

Ручное ковроткачество (республика Дагестан)

Ковроткачество ручное — один из самых распространенных видов народного декоративно-прикладного искусства. Наиболее древний центр ковроделия на территории РФ — Дагестан. Время возникновения ковроделия на Руси точно не известно. В XVII в. уже существует крестьянское производство паласных и махровых ковров. Организация шпалерной мануфактуры в 1717г. является началом фабричного производства ковров-гобеленов ручной выработки. В настоящее время в РФ производятся ковры: ворсовые, высоковорсовые, махровые, безворсовые двусторонние и односторонние («сумахи»). Ковровая ткань, как и всякая другая, строится на переплетении нитей основы, расположенных в продольном направлении, с нитями утка, идущими в поперечном направлении. В безворсовых коврах структура ткани образуется путем плотного застила основы цветными нитями утка. Двусторонние ковры (с обеих сторон ковры имеют одинаковую поверхность и читаемость рисунка) вырабатываются полотняным переплетением — перекрещиванием нитей основы и утка в шахматном порядке. Для образования полотняного переплетения нити основы делятся на четные и нечетные и при помощи рук или ремиза поочередно выводятся вперед, образуя зев для прокладки утка. Уточные нити для образования плотной однородной ткани прибиваются колотушкой или батаном. Количество нитей основы и утка, приходящееся на единицу площади, называется плотностью ковровой ткани безворсового ковра. При этом нити основы считаются по парам, а уточные — по количеству прокидок.



Художественное ткачество (Московская область)

Ручное узорное ткачество — отрасль народного искусства, зародившееся в глубокой древности. Шерстяные и льняные узорные ткани изготовлялись в русских селах и городах в домашних условиях еще в Киевской Руси. Ткачество было исключительно женским занятием. В большой мере оно сохраняет эту особенность до настоящего времени. Народные мастерицы хранили в своей памяти выработанные приемы узорного ткачества, традиции художественного оформления тканей. В тканях и тканых изделиях, выпускаемых современными фабриками узорного ткачества, широко используются технические и художественные приемы народного ткачества, характерные для него цветовые сочетания, переплетения, фактурные разработки, что придает им свой национальный колорит. Узорные ткани ручного изготовления выполняются на ручном ткацком станке. По конструкции и по технике выработки ткани станки делятся на ремизные и жаккардовые, отличительным признаком которых является характер зевообразования — от ремизок или от жаккардовой машины.



Роспись тканей (Московская область)

Художественная роспись тканей — сравнительно новый вид декоративно-прикладного искусства. Его зарождение в нашей стране относится к 30-м годам XX в. Роспись тканей не имела своих исторически сложившихся художественных традиций, но мастера и художники, работающие в этой области, смело экспериментируя, творчески развивают традиции русского народного текстиля (в частности, набойки), создают оригинальные, интересные в художественном отношении изделия. Головные и шейные платки, шарфы, косынки из тканей, выработанных из натуральных, искусственных и синтетических волокон и оформленных художественной росписью, используются в качестве .пополнений к современному женскому и мужскому костюму. Художественная роспись тканей объединяет несколько способов нанесения рисунка на ткань при помощи специально изготовленных красок из анилиновых красителей. Ручная набойка — способ оформления тканей, при котором для нанесения рисунка на ткань используются деревянные доски-«манеры» с вырезанными на них рисунками. Иногда резной рисунок дополняется металлическими насечками для получения более тонких линий и точек. Количество манер соответствует количеству красок в рисунке. Рисунок наносится на ткань путем накладывания на нее смоченной в краске манеры. Для более четкого пропечатывания рисунка манера простукивается деревянным молотком (отсюда термин «набойка»).



Кружевоплетение (Московская область)

Кружевоплетение — традиционный вид русского народного искусства. Наиболее ранние образцы русских кружев относятся к XVII в. В XVIII — первой половине XIX в. эти кружева выполняли из золотых и серебряных ниток, иногда с добавлением жемчуга; своим мерцающим блеском они напоминают ювелирные украшения. В начале XIX в. возникает ряд помещичьих фабрик, где крепостные мастерицы плели кружева по западноевропейским образцам, которые скупщики продавали как заграничные. Быстрый рост кружевного промысла начался после крестьянской реформы 1861 года — сначала в ряде крупных городов, где кружевоплетение было развито издавна, а затем в окружающих их селах. Обогатило технику плетения русского кружева знакомство с кружевами западноевропейского типа. Однако русское кружево, тесно связанное с крестьянской вышивкой и узорным ткачеством, всегда оставалось самобытным и народным. Русские кружева ручного плетения, оригинальные по узорам, пользовались большим спросом на внутреннем и международном рынках. В связи с этим скупщики полностью захватили сбыт кустарных кружев и брали весь, товар, не подвергая его браковке. Это, естественно, отрицательно сказывалось на качестве выполняемых кружев.



Русская народная вышивка. (Московская область)

Русская народная вышивка — один из древнейших видов русского народного творчества. Вышивку применяли для украшения повседневного и праздничного костюмов, предметов убранства крестьянской избы: столешники (скатерти), подзоры, полотенца. В праздничные дни все стены избы украшали вышитыми полотенцами. Кроме того, полотенце с вышивкой — это традиционный русский подарок. На свадьбе, крестинах и других семейных праздниках было принято одаривать ими почетных гостей. Необычную нарядность придавала искусная вышивка женскому костюму. В основном вышивку выполняли на белом льняном домотканом холсте, встречается она и на шерстяных тканях, кумаче, шелке или бархате. Шелковые и бархатные ткани применяли чаще всего для изготовления женских и девичьих головных уборов, которые украшали золотой вышивкой с добавлением фольги, цветных стекол, перламутра и жемчуга. В русской народной вышивке, отличающейся большим разнообразием как технических приемов исполнения узора, так и орнаментальных мотивов, можно выделить две большие группы. К первой группе относятся вышивки, швы которых выполняются по счету нитей и поэтому тесно связаны со структурой ткани. Ко второй группе относятся вышивки, швы которых не зависят от структуры ткани и свободно располагаются на гладком фоне.



Художественная обработка камня (Алтайский край)

Русское камнерезное искусство берёт своё начало ещё в XI—XII вв. С тех времён дошли до нас многие памятники старины, содержащие элементы искусства каменотёсов. Например, Грановитая палата Московского Кремля. Первая же фабрика по обработке камня была основана в Петергофе Петром Первым. Для строительства Петербурга требовалось много облицовочного камня. В конце 18-го века в Екатеринбурге была основана шлифовально-гранильная фабрика, затем знаменитая Колыванская фабрика на Алтае. Местоположение этих фабрик не случайно. Именно вблизи месторождений природного поделочного, полудрагоценного и драгоценного камня они и строились. Основная масса камня, перерабатываемая на таких фабриках – это поделочный камень. По сложности обработки камень разделяли и разделяют на твёрдый (5,5-7 по шкале Мооса, яшма, родонит, агат, малахит, лазурит, нефрит, жадеит, амазонит и др.), средней твёрдости (3,5-4 по Моосу, мрамор, оникс, порфир и др.) и мягкий (1,5-2,5 по Моосу, гипс, кварцит, серпентин, слюда, талькохлорид и др.). Фабрик Урала и Алтая обеспечивали продукцией прежде всего Москву и Петербург. Со второй половины 18-го века особую популярность получают каменные вазы, без украшения которыми не обходится ни одно крупное здание (дворцы, дома знати) в Петербурге или Москве. Вазы доходили до 1,5 метров в высоту и до 2-х метров в диаметре. Такие колоссы производились на фабриках по много лет. До начала 19-го века в камнеобработке вообще не применялись какие либо механизмы. Долото, напильники, молоток – и всё. Для распиловки камня в рез подсыпали абразивный порошок (корунд, позднее карборунд). Для сверления также подсыпали абразив в отверстие. Шлифовали чугунными гладилками с абразивом, поливая водой. Получающийся от шлифовки шлам использовали несколько раз. Далее изделие полировали до зеркального блеска, посыпая полировочным порошком – крокусом или трепелом. Тёрли так называемой «куклой» - подушкой из войлока.



Художественные изделия из меха (Ямало-Ненецкий автономный округ)

Шитье и украшение одежды, обуви, головных уборов из оленьего меха издавна распространено среди народов Севера и Дальнего Востока. У эвенков (тунгусов), коми, саами, эвенов-ламутов, ненцев, долган, чукчей и некоторых других народов в прошлом оленеводство являлось основным занятием; так называемые побочные продукты оленеводства, в первую очередь оленьи шкуры и камусы (шкурки ног оленей), служили основным материалом для изготовления всего необходимого в быту и для защиты от холода во время долгой полярной зимы. Отсюда — веками отработанное мастерство первичной обработки меха, выделки из оленьих и лосиных шкур самодельной замши-ровдуги, уменье окрашивать мех и замшу в различные цвета. Предметы одежды и домашнего обихода из меха и камуса отличаются не только высоким уровнем технического исполнения, но и большими художественными достоинствами. Они своеобразны и оригинальны по конструкции, исполнению и цветовому решению. Каждое изделие из меха украшено контрастным по колориту и фактуре материалом. Так, типичной для ряда пародов Севера является вышивка бисером. Разноцветные бисерные каймы и вставки необычайно украшают национальные изделия из оленьего меха и камуса. Другим типичным видом отделки является меховая мозаика. Из оленьего меха двух цветов, белого и темного, мастерица предварительно вырезает одинаковые фигурки — квадраты, треугольники, ромбы, а затем сшивает их в единую двухцветную узорную кайму, в которой геометрическая правильность каждой отдельной фигурки сочетается с ритмическим богатством и разнообразием строя всей каймы.



Павлово-посадские набивные платки (Московская область)

Шерстяные и полушерстяные платки, украшенные традиционным красочным набивным орнаментом, возникшим в подмосковном городе Павловский Посад в 1860-1880-х гг. Район Павловского Посада (территория бывшего Богородского уезда) — один из старейших российских текстильных центров. В XVIII — первой половине XIX вв. богородские платки и сарафанные ткани отличались особой красотой вытканного золотной нитью орнамента. Позднее здесь широко распространилось шелкоткачество, а с 1860-х гг. начался выпуск шерстяных и полушерстяных платков, украшенных красочным набивным орнаментом. Постепенно производство разрасталось и приобретало ярко выраженный национальный характер.



Жостовская роспись (Московская область)

Промысел расписных металлических подносов возник в середине XVIII в. на Урале, где были расположены металлургические заводы Демидовых (Нижний Тагил, Невьянск, Верх-Нейвинск), и только в первой половине XIX века подносы стали изготавливать в деревнях Московской губернии — Жостове, Троицком, Новосельцеве и др. Скоро московский промысел стал ведущим. В настоящее время производство подносов с лаковой росписью сосредоточено в деревне Жостово Московской области и в Нижнем Тагиле. С первой половины XIX века мастерские по производству расписных подносов работали в нескольких деревнях Московской губернии: Осташкове, с. Троицком, Сорокине, Хлебникове и др. Жостовская фабрика ведет свое начало от мастерской (открытой в 1825 году) откупившихся на волю крестьян — братьев Вишняковых. В 1928 году несколько артелей, образованных на базе мастерских после революции, объединились в одну — «Металлоподнос» в деревне Жостово, которая в дальнейшем (1960 г.) была преобразована в Жостовскую фабрику декоративной росписи.



Тульский пряник (Тульская область)

- визитная карточка не только Тулы, но и всей России. Нигде не выпекают таких пряников как на ОАО ТКФ "Лакомка". На всех Российских и международных выставках пряники тульской кондитерской фабрики получают высшие награды: золотые и серебряные медали, дипломы. Мастерам удалось сохранить и приумножить славу тульского пряника. Тула прославила Россию не только оружием, самоварами, гармониками, но и пряниками. Пряник широко вошел в быт народа. В XVIII - XIX веках пряники выпекали кислые и пресные. Кислые - из заквашенного теста - были дороже и пользовались спросом у состоятельных людей. Темно-коричневые - на меду и патоке - были сдобные и пышные. Бедным предназначались пряники из пресного теста, которые были дешевле и в изготовлении легче.



Глиняная игрушка (Кировская область)

Яркая, жизнерадостная, решенная с предельной чёткостью в пластическом и цветовом отношениях, наивная (в самом высоком смысле этого слова) глиняная игрушка обладает волшебной способностью украшать наш быт, вносить тепло и радость в убранство жилища. Глиняную игрушку находили археологи при раскопках наряду с глиняной посудой. Конечно, изготовление игрушки из глины было не главным промыслом, а попутным. Устанет мастер от основной работы, возьмет кусок глины да и слепит что-нибудь этакое, какую-нибудь безделицу для своих детей или для себя забавы ради. Лишь позднее игрушки из глины стали предметом продажи. Их стали делать специально для весенних ярмарок, коротая долгие зимние вечера за изготовлением свистулек, гудков, коней, барынь, всадников и прочей игрушечной армии. Игрушками стали заниматься целые семьи, передавая секреты изготовления, заготовки и обжига глины от поколения к поколению. У каждого мастера вырабатывался свой стиль, своя манера лепки и оформления изделий.



Богородская резная игрушка (Московская область)

Деревянная игрушка существовала почти повсеместно в нашей лесной полосе, центром же ее производства надо считать Московскую губ. со старинным очагом деревянной кустарной игрушки — Сергиевым посадом. Деревня Богородская расположена от Сергиева посада всего в 22 километрах, и влияние посадского промысла здесь вне сомнения. Первое время возникновения богородского промысла богородские кустари изготовляли для посадских игрушечников лишь отдельные части, из которых сергиевцы собирали уже целые игрушки. Потом богородцы стали изготовлять игрушки «в белье», т. е. не раскрашивая их, и в таком виде поставляли их игрушечникам Сергиева посада, которые раскрашивали игрушки и пускали их в продажу.



Владимирская Гладь

Эта гладь отличается от многоцветной тоновой глади тем, что она дает только плоскостное изображение предметов. В ней отсутствуют цветовые и светотеневые переходы. Иногда ею изображают только силуэт предметов. В узорах этой вышивки используются в основном растительные мотивы (цветы, листья), иногда также добавляются изображения птиц, животных. Для владимирской глади характерны крупные узоры, которые вышивают толстыми нитками — мулине в 6—8 сложений, ирисом, шерстью, это придает вышивке большую рельефность. Основной цвет вышивки ярко-красный — с небольшим вкраплением синего, зеленого и желтого цветов. Для вышивки рекомендуется использовать плотные ткани — суровое полотно, сукно и т. п. Владимирской гладью украшают декоративные панно, подушки, занавеси, скатерти, дорожки, полотенца. При выполнении владимирской глади необходимо ослабить натяжение верхней и нижней ниток. Контур рисунка перед вышивкой обстрачивать не нужно. Выполняют вышивку крупными стежками длиной от 4 до 7 мм, причем удары иглой между точками надо повторять 6—8 раз, чтобы создать видимость одного стежка целой пасмой мулине. Стежки должны иметь разную длину и быть слегка разрежены по краю, в результате края получаются зубчатыми. Направление стежков от края к центру по форме цветка, в листьях — с наклоном от края к середине. Для владимирской глади характерен двойной контур рисунка. Чаще всего середины крупных цветов и бутоны заполняются настрочными сетками цветными нитками, сквозь которые просвечивается фон. Начинают вышивку с настрочных сеток, а затем выполняют по контуру цветка гладь. Декоративные настрочные сетки чаще всего выполняют цветными нитками и применяют как дополнительное украшение вышивки в сочетании с гладью, валиком, «росписью». Настрочными сетками можно украсить не только середины цветов и листьев, но заполнить ими также различные геометрические узоры.



Вятская матрешка (Московская область)

- наиболее северная из всех российских матрешек. Особое своеобразие вятская расписная деревянная кукла получила в 60-е годы, когда матрешку стали не только расписывать анилиновыми красками, но и инкрустировать соломкой. Для инкрустации использовали ржаную соломку, которую выращивали на специальных участках и аккуратно срезали серпами вручную. Как вид народного искусства матрешка обладает огромным потенциалом для передачи событий, развернутых во времени и пространстве, для изображения памятников архитектуры древнерусских городов Владимира, Суздаля, Новгорода и других, для знакомства с декоративными мотивами традиционных центров русской народной культуры. Все чаще можно встретить матрешку, расписанную под "гжель", "жостово", "хохлому", "палех". Роспись матрешки вбирает в себя все яркое, свежее, связанное с обновлением общества. Новые поколения пленяются свежестью воображения создателей народной и авторской матрешки.



Хохломская роспись (Хохлома) (Нижегородская область)

- это самобытный русский народный промысел, существующий более трехсот лет, уникальное явление не только в масштабах России, но и в мировом искусстве. Промысел был основан в лесном Заволжье, на территории нынешнего Ковернинского района Горьковской области. Жители селений Новопокровское, Виноградово, Мокушино, Большие и Малые Хрящи, Семино, Кулигино, Скородумово, Воротнево, Шабашево, Медвежково, Рассадино, Скоробогатово и других, расположенных по берегам реки Узолы, испокон веков занимались окраской деревянной точеной посуды. Изготавливают хохломские изделия из древесины местных лиственных пород - липы, осины, березы. Из просушенного дерева - тонкомерных "стульчиков", распиленных на толстые плахи "кряжей", вытесывают болванки и "чураки". В токарном цехе массивная заготовка превращается в задуманное изделие, "чурак" как бы тает под резцом мастера, все лишнее отлетает с легкой белой лентой стружки. Выточенное изделие еще раз сушат и только потом оно попадает к отделочникам, подготавливающим его к росписи. Иногда одно изделие до трех десятков раз проходит через руки мастера-отделочника. Хохломские мастера владеют особым приемом держания кисти, при котором в процессе письма участвуют не только пальцы, но и вся рука, благодаря чему можно проводить одним слитным, неразрывным движением длинные пластичные мазки и серии штрихов на сферических или цилиндрических поверхностях.



Шиловское лозоплетение (Рязанская область)

Когда появилось первое плетеное изделие, определить практически невозможно. Но достоверно известно, что уже в Древнем Египте плетение получило достаточно широкое распространение. Изготовление бытовых предметов из природного материала методом плетения – неотъемлемый элемент традиционной культуры крестьян Шиловского района. Наряду с плетением из дуба и бересты в крестьянском быту широко применялось плетение из ивового прута и лозы ежевики. Плетение из лозы – это искусство. Нужно обладать огромным терпением и талантом, чтобы появилось на свет творение рук человеческих. Произведения Шиловского лозоплетения органично соединяют как утилитарность, так и декоративность, высокие эстетические достоинства, помогают совершенно по-новому взглянуть на привычные вещи и явления и понять красоту окружающего мира. Ассортимент вырабатываемых из лозы изделий широкого потребления чрезвычайно обширный: от простейших корзин до высокохудожественной мебели. С появлением в доме плетеных изделий из лозы приходит радость от общения с солнечным теплом, с частичкой леса, реки, живой природы.



Скопинская керамика (Рязанская область)

Скопинский гончарный художественный промысел – традиционный центр народного искусства на рязанской земле. Своим возникновением промысел обязан глине, залегающей в больших количествах в окрестностях города Скопина. Возникнув в 1640 году, промысел развивался, производя гончарную посуду для крестьянского быта, печные трубы, кирпич, черепицу. Но во второй половине XIX века в Скопине появилась отрасль, прославившая его далеко за его пределами – производство глазурованных фигурных сосудов и подсвечников, многоярусных, украшенных сложной лепниной, выполненных в виде диковинного зверя или с фигурами птиц, рыб и животных. Скопинский промысел всегда отличался широким ассортиментом изделий, буйством фантазии, оригинальными конструкциями сосудов, подсвечников, скульптур. Ассортимент изделий, выпускающихся на скопинском промысле, как и в прежние времена, разнообразен. По-прежнему самые интересные, по-настоящему уникальные изделия – квасники, кумганы, подсвечники, скульптуры, оправы для каминных часов,– делаются авторами вручную на гончарной основе. Оригинальные изделия скопинского художественного промысла являются своеобразной визитной карточкой Рязанской области.



Кадомский вениз (Рязанская область)

Начало уникальной кадомской вышивки уходит в глубину веков. Согласно легенде, Петр I запретил покупать кружево за границей, и повелел обучать искусству плетения венецианского кружева русских монахинь. По преданию, монахинь привезли в Кадом, где они научили местных рукодельниц создавать сказочные узоры. Кадомчанки быстро освоили филигранную технику и стали делать чудное венецианское кружево. А вскоре на его основе создали уникальную игольчатую вышивку «вениз». Белая ткань, нитки, простая игла.… Но, когда их касаются руки мастера, происходит чудо: художник вдыхает в них жизнь, и вышитые шелком на сетке тонкие прозрачные орнаменты, напоминающие рисунок изгибающихся стеблей, цветов ромашки, гвоздички, шиповника, делают изделия неповторимыми.



Михайловское кружево (Рязанская область)

Единственное в России цветное кружево издавна плетут в старинном городе Михайлове. Из белых и цветных нитей мулине мастерицы с помощью деревянных палочек (коклюшек) создают узоры, радующие глаз красочностью и богатством фактуры. Это кружево своеобразно. В нем нет цветочных и растительных мотивов, широко распространенных в других регионах России. Изумительная жизнерадостность михайловского кружева – в многоцветье красок: от скромных, сдержанных и строгих до ярких, веселых сочетаний красного и белого с синим, с желтым, красным и черным. В древности кружева оценивали на вес: один грамм кружева приравнивался одному грамму золота. Сейчас мастера и художники продолжают создавать великолепные предметы искусства, пополняя, таким образом, золотой запас России.



Ростовская финифть

Ростов Ярославский издавна славился мастерами миниатюрной живописи по финифти (эмали). Живопись по эмали близка по технике к росписи фарфора. Основой для этой росписи является тонкая медная пластинка, покрытая с обеих сторон слоем эмали. В процессе росписи огнеупорными эмалевыми красками пластинку обжигают несколько раз, при этом цвет красок меняется, как и при обжиге фарфора. Искусство украшения эмалью металлических изделий достигло особо высокого совершенства на Руси в XVI - XVII веках. Расписной эмалью украшали столовую посуду, утварь, оружие, предметы церковного обихода. Традиционная технология выполнения финифти своеобразна, Из тонкого, до 1,5 мм медного листа (медь и золото лучше всего принимают эмаль) штампуются слегка выпуклые пластинки различной формы и размеров. Затем тщательно очищенные поверхности пластинок покрывают одноцветной эмалевой массой. После эмалевой грунтовки их обжигают в муфельных печах при температуре 750 Со. Расцвет искусства живописной миниатюры на эмали относится к XVIII веку. В Петербурге, Москве и Ростове Ярославском миниатюрой по эмали украшали табакерки, шкатулки, медальоны, ордена. В основном мастера Ростова занимались росписью иконок, вставок к церковным книгам и утвари. В XIX веке они уже не ограничиваются выполнением образков, а копируют произведения русских и западноевропейских живописцев и выполняют самостоятельные композиции. Современные мастера фабрики "Ростовская финифть", изготавливающие широкий ассортимент изделий (броши, серьги, кулоны, браслеты, туалетные коробочки, шкатулки, другие сувениры...) довели свои изделия до лучших художественных образцов мирового уровня.



1 2 

О проекте     Попечительский совет     Партнёры     Новости     Гостевая книга     Каталог     Контакты

 
Все права защищены и принадлежат проекту «Большое Золотое Кольцо России».
Разработка сайта: