Ножевой промысел (Нижегородская область)
Еще с XVI века в Павловской слободе, что известна сегодня как город Павлово-на-Оке, зародился металлический промысел. Издревле эти места в России славились мастерами, изготавливающими холодное оружие, охотничьи ножи, столовые приборы. Павловские мастера и соседей своих ремеслу обучили — в селе Ворсма тоже стали делать ножи. Ручки отделывали и яшмой, и перламутром, и костью. Из поколения в поколение передаются сказы о том, как на всемирных ярмарках оценивался ворсменский товар: на одну чашу весов — нож, а на другую — золотые монеты. Стальные изделия братьев Птициных, Бирютина и Завьялова снискали славу на всемирных выставках в Лондоне, Париже, Санкт-Петербурге, Берлине, Филадельфии. На благодатной почве шло развитие ножевого производства в селе Ворсма.В начале XX века при подведении итогов деятельности Нижегородской ярмарки было указано, что знаком качества в виде клейма царского двуглавого орла были награждены стальные изделия и ножи с гравировкой по металлу, произведенные кустарями. В годы советской власти г.Ворсма стал «ножевой столицей» России. Вековые традиции промысла продолжает современное ворсменское предприятие «CAPO». Сегодня это предприятие с законченным циклом работ, на котором трудится более 250 человек, освоено и внедрено более 500 видов изделий.
Чкаловский гипюр (Нижегородская область)
В конце XIX века на территории современного Чкаловского района сложился особый вид вышивки «по выдергу», то есть по крупной сетке, образованной путем выдергивания продольных и поперечных нитей полотна, известная под названием «гипюр».Прозрачностью и мягкостью эта вышивка напоминает кружево. Главным элементом узора, характерным для «нижегородского гипюра», являются ромбы, «цветками». Существует около 50 видов швов — разделок, которыми заполняются «цветки». Строчевая вышивка становится предметом промысла и все женское население сел и деревень от зари до зари сидело за пяльцами, покрывая ажурным узором белое полотно. В 1920-ые годы вышивальщицы объединяются в артели. Одна из первых — «Катунская трудовая артель по строчке и вышивке белья» была организована в 1924 году, в 1937 году ей присваивается имя Чкалова.
Городецкая золотная вышивка (Нижегородская область)
Городецкая золотная вышивка — это один из самых старинных и уникальных в России видов высокохудожественного народного искусства. Богато украшенная золотой вышивкой одежда и платки были обязательными элементами гардероба состоятельных прекрасного пола крупнейших купеческих городов Нижегородского края, в том числе и города Городца. Сверкающий узор украшал жен праздничный костюм, который являлся гордостью семьи, его бережно хранили и передавали по наследству от матери к дочери как надежный, никогда не обесценивающийся капитал. Сложная техника золотого шитья требовала специального обучения, поэтому была достаточно редко распространена. Крупным промысловым центром золотой вышивки Нижегородской губернии являлся г. Городец.
Кожевенный промысел (Нижегородская область)
Кожевенный промысел Нижегородской губернии начал развиваться во второй половине XVII века и распространился по многим городам. Его возникновению способствовало наличие местных материал: дубового сырья, извести поташа. Промысел был достаточно выгоден. Изготавливали кожи, а из них — изделия широкого потребления с применением всевозможных отделок. В настоящее время единственным предприятием Нижегородской области по художественной обработке кожи является объединение «Ренессанс». «Ренессанс» специализируется на выпуске изделий из натуральной кожи с применением художественной обработки: выжигания, резьбы по коже, подсветки, плетения, тиснения и т.д. Всевозможные шкатулки, коробочки, фотоальбомы с любым рисунком (в том числе и ссимволикой Нижегородского края) или надписью, эксклюзивные кожаные футляры, фляжки, настенные панно придутся по душе вам и вашим близким. Элегантные папки-меню, папки-счета, карты вин и многие другие аксессуары подчеркнут неповторимую атмосферу вашего ресторана или кафе. Объединение развивает новое направление в производстве продукции из кожи — изделия для обихода православной церкви: обложки для книг, футляры для кадил, книги регистрации венчаний и крещений.
Полховско-Майданская роспись (Нижегородская область)
Производство знаменитых игрушек-тарарушек яркой затейливой росписью берет свое начало в селе Полховский Майдан Вознесенского района. В конце XVIII века многие крестьяне переняли токарный промысел от монахов Саровского монастыря, производивших в собственных мастерских деревянную посуду. В начале ХХ века в Полховском Майдане начинают применять «выжигание» токарных изделий. Впервые в село привез выжигательный аппарат крестьянин-кустарь Полин Павел Никитич. Выжигание, а позднее и крашение токарных изделий, нередко производились наемными работниками в мастерскойхозяина. Тогда и сложился характерный, дошедший до наших дней, майданский орнамент и пейзажный композиционный сюжет. До сих пор в селе помнят легенду о том, что в давние времена в войске Степана Разина была предводительница по имени Алена — бывшая крестьянка из-под Арзамаса. В ее отряде воевали и непокорные предки полх-майданских кустарей. Под селом Темниковым, что в Мордовии, Алену взяли в плен и по приказу князя Долгорукого сожгли на костре. А на том месте, где погибла крестьянка-атаманша, выросла и расцвела алая роза. Вот, якобы ту самую розу и перенесли на свои расписные игрушки мастера Полховского Майдана. С применением масляных и клеевых красок расширился ассортимент крашенных изделий. Существовал этот вид художественной росписи с 1928 по 1934 годы. С 1933 года в селе начали красить посуду анилиновыми красителями, которые по яркости превосходят масляные и клеевые краски. В 1969 году Казаков Петр Ермолаевич и Авдюков Григорий Алексеевич организовали артель «Красная заря», которая в последствии стала производственным объединением «Полоховско-Майданская роспись». Сегодня традиции промысла продолжают частные предприниматели.
Изделия из соломы (Вятская область)
Изделия из соломки - шкатулки, ларцы, декоративные панно - сохраняют естественный золотистый цвет и тепло этого материала. Соломка как отделочный материал используется при инкрустировании деревянных ларцов и шкатулок. Неповторима по красоте и оригинальна вятская матрешка, инкрустированная соломкой.
Изделия из капа (Вятская область)
Уникальны вятские изделия из капа - нароста на стволе и ветвях старых деревьев. Ценность капа в неповторимом рисунке, созданном природой. Кап хорошо поддается обработке, не коробится, не трескается, не разбухает, не ссыхается. Еще в 19 веке вятские мастера-умельцы делали из капа часы, самовары, чайную посуду - эксклюзивные произведения. Более широкое распространение получили каповые шкатулки, табакерки, портсигары, трубки, сахарницы.
Тульский самовар (Тульская область)
Немало творческой фантазии вкладывали мастера в отдельные детали, приобретавшие сказочные формы. Таковы, например, самовары из мельхиора, самовар с ручками в виде дракона, с виноградными лозами и другие. Несмотря на различие в оформлении и отделке, устройство всех самоваров одинаково. Главным материалом для изготовления самоваров служили: медь зеленая (латунь), красная (сплав меди -50- 63% и цинка -37-50%), томпак (сплав меди -85-90% и цинка -10-15%). Иногда самовары серебрили, золотили, а то и делали из серебра и мельхиора (сплав меди -50- 60%, цинка -19-39% и никеля -13-18%). Самоваров из томпака изготовлялось в 10 раз больше, чем красных (из сплава меди -50-63% и цинка -37-50%). Будучи дороже, красивее, роскошнее, они расходились по домам знати. В 1850 году томпаковый самовар стоил 25-30 рублей штука, в зависимости от отделки. Но основную массу самоваров изготовляли из зеленой меди. Сложен и многообразен процесс изготовления "тульского чуда", который составлял 12 приемов. В производстве существовало строгое разделение труда. Почти не было случаев, когда мастер изготовил бы полностью весь самовар. В самоварном деле было семь основных специальностей: Наводильщик - сгибал медный лист, спаивал его и выделывал соответствующую форму. За неделю он мог выделать 6-8 штук заготовок (смотря по форме) и получал в среднем 60 копеек за штуку. Лудильщик - вылуживал внутреннюю часть самовара оловом. Делал 60-100 штук в день и получал по 3 копейки за штуку. Токарь - точил на станке и полировал самовар (при этом рабочий, который вертел станок (вертельщик) получал 3 рубля в неделю). Токарь мог выточить 8-12 штук в день и получал 18-25 копеек за штуку. Слесарь - делал ручки, краны и т. п. (ручки - к 3-6 самоварам в день) и за каждую пару получал 20 копеек. Сборщик - из всех отдельных частей собирал самовар, припаивал краны и т. п. В неделю делал до двух дюжин самоваров и получал с одного 23-25 копеек. Чистильщик - очищал самовар (до 10 штук в день), получал за штуку 7-10 копеек. Токарь по дереву - изготовлял деревянные шишки к крышкам и ручки (в день - до 400-600 штук) и получал 10 копеек за сотню.
Тряпичные куклы (Московская область)
Куклы в древности служили обрядовым символом. Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Считалось, что при изготовлении обрядовых кукол недопустимо использовать колющие и режущие предметы. Поэтому тряпочки и нитки для кукол нужно было не резать, а рвать. Тряпичные куклы, выполненные в наши дни из современных и только природных материалов, но с тщательным соблюдением старинных техник и технологий. Подобные куклы были распространены на территории России вплоть до начала 20 века, некоторые бытовали и позже. Традиционно такие куклы делятся на три группы: игровые, обрядовые и обереги. Так к обрядовым относится Масленица, Параскева-Пятница, Рябинка; к оберегам - Акань, Любава; среди игровых самая популярная - Закрутка. Эту куклу можно было увидеть и в поморских краях, и на самом юге России. Большой материал о куклах Тульской и соседних губерний собран этнографическими экспедициями Объединения "Тульский областной историко-архитектурный и литературный музей", Дома народного творчества и Тульского областного колледжа, культуры и искусства. Существенно она пополнилась в связи с постоянными путешествиями как в крупные города нашей необъятной Родины, так в отдаленные ее уголки. С одной куклой можно играть, другая имеет магическое значение, участвует в народном обряде. А третья используется как средство общения, символ, понятный всякому. В народе есть поверье - если беременная женщина часто и много смотрит на красивое, приятное, то и ребенок будет пригожим и красивым. Поэтому и куклу женщина делала аккуратно, бережно, одевала в яркие, красивые одежды. Готовую куклу укладывала в колыбель, где она дожидалась рождения ребенка, оберегая это место от недобрых взглядов и злых духов. Люди верили, что кукла оберегает сон и спокойствие ребенка, и поэтому она всегда была рядом с ним и во сне, и в играх.
Стенная живопись (Ивановская область)
Палешане часто переходят к стенной живописи, украшая ею интерьеры зданий. В этой области художники современного Палеха приобрели опыт еще в 1930-е годы. Они создали в Ленинградском Дворце пионеров им. А. А. Жданова яркую, праздничную "Комнату сказок". Варианты эскизов росписей этого помещения, хранящиеся в Русском музее, показывают живой, красочный мир сказочных героев, радующий не одно поколение детей,. Искусство Палеха широко проникает в жизнь: палешане оформляют спектакли и иллюстрируют книги, реставрируют памятники стенной живописи и расписывают современные общественные здания. Палех ищет новые пути в искусстве. Он, как живой организм, растет и развивается.
Палех (Ивановская область)
Слово "Палех" знакомо всем. Название села в Ивановской области стало синонимом удивительного искусства многокрасочной живописи но черному фону папье-маше. Сказочной феерией запоминаются зрителям огненные тройки, несущие ездоков среди морозных вихрей, жницы в окружении тяжелых золотых колосьев, герои пушкинских стихов и персонажи народных сказок. Краски произведений под прозрачным слоем лака полыхают и светятся, вспыхивают и перетекают друг в друга, линии рисунка прихотливо вьются или струятся плавно. Затейливый золотой узор дополняет изображение. Стиль Палеха сложился под влиянием московской и ярославской школ древнерусской живописи. В XVII-XIX веках жители этого большого села занимались изготовлением икон. Делали их в свободное от полевых работ время. Некоторые мастера небольшую икону писали целый год. Они уделяли особое внимание отделке изображений и тщательно выписывали детали. Работа над дорогими "многодельными" иконами воспитала у мастеров понимание многофигурных композиций. Благодаря стройности и изяществу удлиненных фигур, орнаментальной изысканности рисунка, иконы производили впечатление праздничности. Гамму росписи составляли ярко-красные, бирюзовые, синие, зеленые, желтые краски, дополненные золотом легких узоров.
Абрамцево–кудринская, или хотьковская резьба по дереву
Умелые мастера жили в окрестных селениях. Особенно славились резчики по дереву из Кудрина и Абрамцева, Хотькова и Ахтырки. Затейливыми узорами покрывали они деревянные ковши и прялки, шкатулки и ларцы, посуду и мебель. Обычные вещи в руках умельцев превращались в настоящее чудо. А секрет этого чуда – красота окружающей природы. Работали резчики острыми ножами и специальными стамесками. Они вырезали затейливые орнаменты, их рельефный узор чем-то напоминал узоры народной вышивки на полотенцах, одежде. Разные изображения веточек с листьями, трав и цветов, птиц и животных могут покрывать почти всю поверхность шкатулки, ларца, вазы или ковша – братины. Мастера подкрашивают свои изделия морилкой различных оттенков, наносят слой лака, полируют. И кажется, что шкатулочка или ковш сделаны из редкого, ценного дерева, привезённого за тридевять земель.
Богородская резная игрушка
Подмосковное село Богородское расположено недалеко от города Сергиева Посада. Промысел резной деревянной игрушки возник, очевидно, в XVI – XVII веках. Уже к XVIII веку сложился самобытный характер и манера исполнения богородской игрушки. Можно выделить два вида: игрушки-скульптуры и движущиеся игрушки. Манеры богородской резьбы точная, резкая, хорошо заметен след резца мастера. Обычно сохранён натуральный цвет дерева, но есть также и раскрашенные игрушки. Тематика скульптур разнообразна: это крестьяне, охотники, военные, звери и птицы, сценки из повседневной жизни, сказочные сюжеты. В начале XX века здесь была основана артель, а с 1960 года – Богородская фабрика художественной резьбы. Богородские игрушки – это не просто вырезанные из дерева фигурки. Многие из них можно назвать небольшими скульптурами…Кажется, что звенит дорога под копытами коней, ветер развивает их пышные гривы, а ямщик, привстав на облучке, вглядываясь вдаль, крепко держит в руках вожжи. Можно увидеть и настоящий крестьянский дом – с садом, колодцем, с дворовой собачкой Жучкой, а на лавочке отдыхают разодетые дед с бабой.Много веков богородской игрушке, но и в наши дни она, немного наивная, сказочная, радует нас, дарит нам своё тепло и улыбку.
Дымковская игрушка (Кировская область)
Дымковская игрушка, пожалуй, один из самых старинных промыслов России. Он возник из любви к гончарной традиции вятских земель в глубокой древности. Название игрушки происходит от слободы Дымково, сегодня это район города Вятки. По мнению многих исследователей, развитие дымковской глиняной игрушки связано с обрядовым весенним праздником «свистопляской», который был посвящён солнцу. Чтобы принять участие в празднике, нужна была глиняная свистулька и расписной глиняный шарик, которым можно было перекидываться. Свистульки имели формы различных тотемных животных: медведь, козёл, баран, олень, но по сути своей были очень просты, так их основная функция была магическая, а не декоративная. Несмотря на ритуальное значение глиняных свистулек, заметна некоторая ирония, с которой мастера их лепили. Медведь, например, мог играть на каком-нибудь музыкальном инструменте, козёл мог быть одет в смешные штаны. Такие глиняные фигурки-свистульки лепили женщины и девочки задолго до праздника. Эта работа считалась исключительно женской.
Гжель (Московская область)
- это название живописного подмосковного региона, что в 60-и километрах от Москвы. Слово "гжель" сегодня невероятно популярно. С ним ассоциируется красотой гармония, сказка и быль. Фарфор с нарядной синей росписью и многоцветная майолика известны теперь не только в России, но и за ее пределами. Гжельские изделия привлекают к себе всех, кто любит прекрасное, богатой фантазией и гармоничностью, высоким профессионализмом их создателей. Гжель - это колыбель и основной центр русской керамики. Здесь сформировались ее лучшие черты и проявились высшие достижения народного искусства. Археологические исследования на территории Гжели подтверждают существование здесь гончарного ремесла с начала XIV века. И неудивительно, гжельская земля издавна была богата лесами, реками, высококачественными глинами,.. "которой нигде не видал я белизною превосходнее". С тех пор за свою более чем шестивековую историю Гжель переживала разные периоды. На протяжении столетий гжельские крестьяне изготавливали предметы оптового обихода, изразцы, черепицу. Со второй половины XVIII века она прославилась выпуском майоликовой посуды. Это были изделия из цветных глин с яркой многоцветной росписью по белой эмали. В XIX веке гжельские мастера изобрели новый для себя материал и новую технологию: выпускали полуфаянс, затем фаянс и, наконец, фарфор. Особый интерес представляли изделия, расписанные в один цвет - синей подглизурной краской, наносимой кистью, с графической прорисовкой деталей. Выпуском фарфора и фаянса занимались многочисленные мелкие заводы и крупные предприятия.
Плетение из бересты (Московская область)
Плетение из бересты – один из самых старинных и исконно русских видов народного промысла. Берестой на Руси издавна называли кору молодой берёзы, одного из самых распространённых деревьев в России. Не зря именно берёза всегда считалась своеобразным символом России и русской души. Особенно был развит этот вид промысла в сельской местности северных областей, где из бересты делали буквально всё: от одежды и посуды до мебели. Из бересты плели различные лукошки, туеса и корзинки всевозможных размеров, хлебницы, короба, сундуки, сумки и другие изделия. Не говоря уже о том, что именно из бересты изготавливался непременный атрибут каждого русского крестьянина – лапти. Каждый мастер старался придать своему изделию какую-то особенность, и поэтому изделия часто украшали различной резьбой, теснением или росписью. Особенно славились своим искусством плетения из бересты Великий Устюг – резиденция русского Деда Мороза, а также деревни, расположенные вдоль реки Шемокса. Именно там исторически сложились центры искусства плетения из бересты.
Обожженная глина (Московская область)
Изделия из обожженной глины представляют широко распространенный и очень древний вид народного ремесла. В нем используют легко доступный природный материал. Различного назначения посуда - кувшины, миски, тарелки, фляги, горшки, а также игрушки являются наиболее типичными изделиями народного производства. Понятие «художественная керамика» включает все разновидности изделий, выполняемых из глины. В зависимости от основного исходного сырья и дополнительных компонентов получают терракоту, майолику, фаянс, фарфор, имеющие отличия по внешнему виду и по способам декорирования. Терракота имеет светлый красно-коричневый цвет обожженной глины, которую не покрывают глазурями. Она легко воспринимает влагу, поэтому применяется в основном для декоративных изделий.
Художественные лаки (Московская область)
Художественные лаки известны в России с конца XVIII в. (1795 г.). Впервые художественные изделия из лакированного папье-маше с миниатюрной росписью начали выполнять в подмосковном селе Федоскине. Материалом для изготовления изделий служил картон. Ленты картона (раскроенные на режущих станках) обильно смазывают мучным клейстером и навивают на деревянные или металлические каркасы, соответствующие формам и размерам будущих изделий: коробочек, шкатулок, ларцов и т. п. Затем такую «катушку» помещают в зажимы несложного ручного пресса. Подсохшую катушку, снятую с каркаса, пропитывают льняным маслом и сушат в специальных шкафах при температуре до 100° С. После этого катушки распиливают на отдельные корпуса будущих коробочек. К ним приклеивают донышки, прилаживают крышки (пластинки для донышек и крышек прессуются и обрабатываются параллельно). Смонтированную вещь обрабатывают стамесками и наждаками, придавая ей нужные очертания. Затем на изделие наносят слои густого грунта (шпаклевки), причем каждый слой просушивают, выравнивают и шлифуют. За шпаклевкой следуют слои черного лака. Внутреннюю поверхность коробочек обычно покрывают красной краской (киноварью) и бесцветным лаком. Готовые изделия украшают тончайшей красочной миниатюрной росписью, которая закрепляется несколькими слоями бесцветного лака и полируется до зеркального блеска.
Художественная обработка кости и рога
Художественная обработка кости и рога — один из интереснейших видов народного декоративного искусства, имеющего многовековые традиции. В глубокой древности люди употребляли этот материал для создания бытовых изделий. Советские археологи обнаружили на побережье Чукотского моря и в центре Сибири изделия, относящиеся к первым векам нашей эры, в Новгороде — к X—XI вв. Клыки мамонта и моржа, рога и кость оленя, простая кость животных употреблялись для создания гребней, ложек, наконечников гарпунов, амулетов, ножей и многих других вещей. Современное косторезное искусство РФ многообразно. Его представляют народные художественные промыслы, имеющие большую историю, богатые художественные традиции (с. Ломоносове, г. Тобольск, пос. Уэлен), и промыслы, возникшие после Октябрьской революции (гг. Хотьково, Кисловодск), а также ряд предприятий, образованных в последние десятилетия. К ним относятся фабрики в Краснодаре, Сочи, Твери, и др. Материалы, которые обрабатывают современные косторезы - клыки моржа, зуб кашалота, простая животная кость (цевка), в очень ограниченном количестве клык мамонта. Новые предприятия в основном работают с таким материалом, как рог. Мамонтовая, моржовая кость, зуб кашалота имеют различные приятные оттенки желтоватого цвета, своеобразную текстуру, хорошо полируются. Коровья кость (цевка) не обладает этими качествами, поэтому часто мастера окрашивают ее в зеленые, коричневые и желтые цвета. Разнообразные оттенки цвета имеет рог — от черного до светло-серого, прекрасно полируется и в распаренном виде легко приобретает нужную резчику форму.
Городецкая роспись (Нижегородская область)
Фабрика «Городецкая роспись» (г. Городец). Возникла на базе старинного промысла, бытовавшего в нижегородских деревнях по реке Узоле. Изготовляли подставки для прядильного гребня (донца), которые украшали вначале скобчатой резьбой и инкрустацией из мореного дуба. Основные сюжеты инкрустированных донец: кони с всадником, кони, запряженные в карету, птица, сидящая на цветке-дереве. С середины 60-х годов XIX в. инкрустация заменяется росписью. Братья Мельниковы в д. Хлебаиха сначала дополнили инкрустацию цветом, а потом перешли на роспись красками, которая ускорила процесс изготовления донец, нарядных и ярких, что явилось началом нового Городецкого стиля в крестьянской росписи. К 80-м годам новый промысел достиг расцвета. Расписные изделия мастеров узольских деревень распространены по всей стране. Для городецкой росписи характерно разнообразие сюжетов из крестьянского, купеческого и городского быта. На донцах изображали нарядных дам и кавалеров в узорчатых палатах, хористок ярмарочного балагана, чинное застолье, катанье на тройках. Роспись выполняли клеевыми красками. Ей были присущи выразительные силуэты, ритмичность сочно положенных красочных пятен, яркая живописность и композиционная цельность.
1 2