Сайт разработан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
   
Главная страница    Карта сайта    

Александр Федорович Забелин

Родился 18 мая 1856 г.; воспитанник Бакинского реального и 1-го Павловского военного училищ; 20 августа 1875 г. выпущен подпоручиком с прикомандованием к Лейб-гвардии Московскому полку. В 1877 г. Забелин принял с этим полком участие в русско-турецкой войне, причем 12 октября был тяжело ранен в грудь при Горном Дубняке, 16 апреля 1878 г. произведён в поручики. За эту кампанию имел ордена св. Анны 4-й степени (1877 г.) и св. Станислава 3-й степени с мечами и бантом (1878 г.).

Во время Февральской революции арестовывался. В связи с болезнью 2 апреля 1917 г. уволен от службы с мундиром и пенсией. Во время Гражданской войны заведывал Военно-учебными заведениями Вооружённых сил Юга России. После гражданской войны эмигрировал во Францию. Умер 22 ноября 1933 г. в Париже, похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.



Георг-Фридрих Паррот

По окончании курса гимназии в 1781 году поступил в академию в Штутгарте, где занимался политической экономией, математикой и физикой. В 1785 году  оставил академию и поступил домашним учителем в семейство гр. Ериси  в Нормандии. Вернувшись в Германию,  2 года был преподавателем математики в Карлсруэ и Оффенбахе, а затем, в 1795 году, по смерти жены (урожденной Лефорт, из семейства знаменитого приближенного Петра), отправился в Лифляндию воспитателем детей графа К. Сиверса.

В должности секретаря лифляндского экономического общества в Дерпте, занятой им в 1797 году,  настолько обратил на себя внимание своими литературными и учеными трудами, что в 1800 году получил предложение занять кафедру физики во вновь открывавшемся Дерптском (ныне Юрьевском) университете.

Получив в 1801 году в Кенигсберге степень доктора и защитив диссертацию: "Ueber den Einfluss der Physik und Chemie auf die Arzneikunde" (Дерпт, 1802),  в 1802 году вступил в должность, в которой пробыл 25 лет; в том же году Паррот назначен был ректором университета. История первых 25 лет Дерптского университета тесно связана с его именем , благодаря своим выдающимся способностям администратора, положил прочные основы новому университету; благодаря своим исключительным отношениям к императору Александру I , Паррот  доставил университету важные привилегии и благополучно провел его через первые трудные годы его существования.

Он оставил более 80 ученых работ по физике, медицине, технологии, химии и метеорологии, не считая множества журнальных и популярных статей. Из более крупных сочинений выдаются: "Uebersicht des Systems der theoretischen Physik" (2 т., Дерпт, 1809 - 11), "Grundriss der Physik der Erde und Geologie" (Рига, 1815), "Entretiens sur la Physique" (6 т., Дерпт, 1819 - 24). Из работ Паррот по физике наиболее важны работы об осмозе и роли его в животном и растительном царстве и статьи против теории Вольта; большинство статей помещено в "Gilberts und Poggendorf's Annalen d. Physik" и в изданиях академии.



Саша Черный /Александр Гликберг

Русский поэт Серебряного века, прозаик, получивший широкую известность как автор популярных лирико-сатирических стихотворных фельетонов.

Первое стихотворение под псевдонимом «Саша Чёрный» — политическая сатира «Чепуха», напечатанное 27 ноября 1905 года, привело к закрытию журнала «Зритель». Поэтический сборник «Разные мотивы» был запрещен цензурой.

В 1905 году переезжает в Петербург, где публикует принесшие ему известность сатирические стихи в журналах «Зритель», «Альманах», «Журнал», «Маски», «Леший» и др. Как писал Корней Чуковский: «…получив свежий номер журнала, читатель, прежде всего, искал в нем стихи Саши Чёрного».

В 1929 году приобрёл участок земли на юге Франции, в местечке Ла Фавьер, построил свой дом, куда приезжали и где подолгу гостили русские писатели, художники, музыканты.

Саша Чёрный скончался от сердечного приступа 5 августа 1932 года. Рискуя жизнью, он помогал в тушении пожара на соседней ферме, придя домой, слёг и больше не поднялся. Похоронен на кладбище Лаванду, департамент Вар.



Василий Михайлович Черников

Русский артист драмы, танцовщик и певец оперы (бас), один из первых русских профессиональных артистов. Муж певицы и драматической артистки П. П. Черниковой. Отец певицы и драматической артистки С. В. Самойловой. Один из положивших начало актёрской династии Самойловых.

Годы жизни Василия Михайловича Черникова совпали с годами становления русского сценического искусства, когда ещё музыкальные и драматические спектакли не разделились, музыка сопровождала драматические постановки, и театральный репертуар состоял в основном из водевилей и опер-водевилей с танцами. Актёры XVIII века были синтетических жанров, обладающими и музыкальными голосами, и умеющими танцевать, и декламировать драму.

Он пришёл на сцену при императрице Елизавете Петровне, сделавшей много для развития театрального искусства в России и подписавшей указ об учреждении государственных российских императорских театров.

Поначалу он работал в Москве.

С 1763 года произведён в гоф-фурьеры, — в одну из высших должностей штата придворных служителей («при высочайшем дворе»; чин IX класса), но не подразумевавшая дальнейшего чинопроизводства.

С мая 1771 года выступал в составе Русской придворной труппы в Петербурге (Вольный театр К. Книппера), где исполнял роли в комических операх и комедиях. С 1789 был инспектором петербургской оперной труппы (до 26 марта 1790).



Медея Ивановна Фигнер

Русская певица (меццо-сопрано), по национальности итальянка. C 1877 по 1887 пела в Италии и др. странах Европы и Юж. Америки. В 1887-1912 солистка Мариинского театра в Петербурге. Постоянно выступала в спектаклях с Н. Н. Фигнером (с 1889 его жена). Была первой исполнительницей партий Лизы и Иоланты («Пиковая дама», «Иоланта» Чайковского), выделяются также партии Кармен («Кармен» Бизе), Дездемоны («Отелло» Верди), Валентины («Гугеноты» Мейербера) и др. Как оперная и концертная певица выступала до 1923, позднее преподавала. С 1930 жила в Париже.

Родилась в семье бедного итальянского ремесленника. Музыкальное образование получила в Италии, поступив в 14-летнем возрасте во флорентийскую консерваторию на класс сольного пения Ф. Бьянки, затем П. Панофки, одновременно брала уроки пения у певицы К. Кароцци-Цукки.

Обладала сильным, ровным голосом обширного диапазона и мягкого тембра (верхний регистр отличался лёгким звучанием), ярким драматическим темпераментом. Большое внимание уделяла дикции, добиваясь правильного русского произношения. В работе над некоторыми партиями пользовалась советами К. Ферни-Джиральдони.



Софья Васильевна Федорова

Софья Фёдорова родилась 16 (28) сентября 1879 года в московской семье ремесленника-медника. Евгений Гольцман в своем авторском сайте «Звёзды русского балета начала ХХ века» отмечает: «В метрике сказано, что её отец „московский цеховой, медного цеха“. Медники и кузнецы в то время были, обычно, из оседлых цыган». Отец Василий Фёдорович скоро умер, мать Анна Михайловна осталась с тремя малолетними детьми. Помог родственник, служивший в Большом театре, устроив всех троих детей на полный пансион в Императорское московское театральное училище. Дети попали на балетное отделение. Софья окончила курс в 1899 году, младшая сестра Ольга — в 1901 году экстерном.

Она выступала в Берлине в пантомиме «Покрывало Пьеретты», поставленной по произведению Артура Шницлера. Нина Берберова, видевшая этот спектакль, вспоминала более чем через полвека: «Когда Чабров и Федорова-вторая танцевали польку во втором действии, а мёртвый Пьеро появился на балкончике…, я впервые поняла (и навсегда), что такое настоящий театр, и у меня еще и сейчас проходит по спине холод, когда я вспоминаю шницлеровскую пантомиму в исполнении этих трёх актёров. Такой театр входит в кровь зрителя не метафорически, а буквально, что-то делает с ним, меняет его, влияет на всю его дальнейшую жизнь».



Борис Суварин

Суварин Борис (Лифшиц Кон) (1895-1984). Французский политический деятель русского происхождения; историк.

Один из основателей и руководителей коммунистической партии Франции. Представитель Французской компартии в Коминтерне, член Исполкома Коминтерна. В 1924 г. исключен из партии за поддержку Л. Троцкого. В дальнейшем отошел от троцкизма, сотрудничал в буржуазной прессе.



Ольга Преображенская

В 1914 году начала педагогическую деятельность, с 1917 по 1921 вела класс пластики при оперной труппе Мариинского театра, преподавала в Петроградском хореографическом училище, в Школе русского балета А.Л.Волынского

В 1879 году Ольга Преображенская начала заниматься балетом под руководством Николая Легата и Энрико Чекетти в Вагановском училище. После десяти лет учебы она была принята в Мариинский театр, где её основной соперницей стала Матильда Кшесинская. С 1895 года гастролировала по Европе и Южной Америке, успешно выступала в театре Ла Скала. В 1900 году стала прима-балериной, а двадцать лет спустя, в 1920, оставила сцену.

В 1921 году эмигрировала в Париж, где открыла в балетную студию и продолжила давать уроки. Также преподавала в Милане, Лондоне, Буэнос-Айресе, Берлине. Оставила преподавательскую деятельность в 1960 году. Среди ее учеников были Тамара Туманова и Марго Фонтейн.

Ольга Преображенская похоронена на кладбище Сен-Женевьев Де-Буа



Борис Юлианович Поплавский

Родился 24 мая (6 июня) в Москве, в польско-литовско-украинской семье. Отец — закончил Московскую консерваторию (ученик П. И. Чайковского), но оставил музыку и занимался промышленной деятельностью. Рано умершая сестра Поплавского Наталья издала в 1917 году сборник стихов «Стихи зеленой дамы».

Для прозы и поэзии Поплавского характерно влияние творчества Артюра Рембо, французского сюрреализма и русского символизма (прежде всего Блока); кроме того, в начале 1920-х гг. Поплавский испытал сильное влияние Ильи Зданевича и позже писал, что был в то время "резким футуристом". Автор поэтического сборника «Флаги» (1931) и посмертно изданных сборников «Снежный час» (1936), «В венке из воска» (1938), «Дирижабль неизвестного направления» (1965), «Автоматические стихи» (1999), а также романов «Аполлон Безобразов» (1932), «Домой с небес» (фрагменты появились в 1936—1938, полное издание в 1993).

Основная тема его поэзии - смерть, а мотив - наслаждение смертью, умиранием. Поплавский известен тем, что разработал этот мотив через знаменитый пятистопный хорей (К. Тарановский), что позволило М. Л. Гаспарову назвать его "мастером хореической смерти".

Поплавский погиб в Париже 9 октября 1935 вместе со своим случайным знакомым от отравления наркотическим веществом (по одной из версий, это было самоубийство, по другой — с собой покончить решил приятель Поплавского, захотевший «прихватить» кого-нибудь на тот свет).



Иван Бунин

 Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября 1870 года в Воронеже в бедной дворянской семье. Детство Бунина прошло как в Воронеже, так и в наследственном поместье недалеко от Ельца.

В 1881 году Иван Бунин поступил в Елецкую гимназию, но в 1886 году оставил ее, так как в семье не хватало денег для оплаты обучения. Домашнее образование Бунина прошло под руководством его старшего брата Юлия.

В 1891 году Бунин опубликовал свой первый сборник стихов, в 1896 году издал перевод поэмы американского поэта Г.Лонгфелло "Песнь о Гайавате", в 1901 году вышел поэтический сборник Бунина "Листопад".

В 1903 году Иван Бунин стал лауреатом Пушкинской премии Петербургской академии наук.

В 1909 году он удостаивается второй Пушкинской премии, Бунина избирают почетным академиком. Широкое признание пришло к Бунину после выхода в 1910 году его повести "Деревня" и в 1911 году повести "Суходол".

В 1913 году Бунин публикует рассказ "Иоанн Рыдалец", в 1915 году - рассказы "Грамматика любви" и "Господин из Сан-Франциско", в 1916 году - "Легкое дыхание". Октябрьскую революцию Иван Алексеевич Бунин не принял, в 1920 году он вместе с женой В.Н.Муромцевой отправился в Константинополь, а затем во Францию, где в Грассе и Париже и провел оставшуюся жизнь.

 В 1925 году Бунин опубликовал труд "Окаянные дни", написанный еще в 1918 году и посвященный событиям Октябрьской революции. В том же 1925 году вышла повесть Бунина "Митина любовь", в 1927 году - книга рассказов "Солнечный удар", в 1929 году - "Божье древо". Бунина в эмиграции считали первым среди современных русских писателей, его произведения воспринимались, как живая классика.

В 1930 году Иван Алексеевич издает роман "Жизнь Арсеньева". В 1933 году Бунину присуждают Нобелевскую премию. В годы Второй мировой войны писатель жил в Грассе, в своем доме он прятал от гестаповцев евреев. В 1943 Бунин написал книгу "Темные аллеи", рассказы из которой считал лучшим из того, что создал за все время.

В последние годы жизни Бунин работал над книгой о А.П.Чехове, которого считал своим литературным учителем. 8 ноября 1953 года в Париже Иван Алексеевич Бунин скончался.




О проекте     Попечительский совет     Партнёры     Новости     Гостевая книга     Каталог     Контакты

 
Все права защищены и принадлежат проекту «Большое Золотое Кольцо России».
Разработка сайта: