Сайт разработан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
   
Главная страница    Карта сайта    

Кулич

Традиционное угощение, подаваемое на Пасху. Это дрожжевое изделие различной степени сдобности и различное по величине, но всегда высокое. У католиков, кроме дрожжевых куличей, готовили и песочный, так называемые «бабы». Делается в форме цилиндра из теста, часто с изюмом, сверху украшается сахарной пудрой или глазурью. В качестве специй применяются: ваниль, кардамон, мускатный орех. Куличи вместе с пасхой и с окрашенными в Великий четверг яйцами освящают в церкви (обычно это происходит в Великую субботу), а потом ими разговляются. Освящение куличей — едва ли не самый общеизвестный пасхальный обряд. В различных регионах России куличи выпекали в разных формах (например в Вологодской губернии в форме раскрытого ягодного пирога), но чаще всего ему придавали форму высокой церковной просфоры (о сходстве с артосом см. ниже) и делали его как можно более скоромным (то есть не постным). Это достигалось добавлением в тесто большого количества яиц и масла. После окончания пасхального богослужения куличом разговлялись после Великого поста: иногда уже в церкви прихожане угощали друг друга и священнослужителей кусочками своего кулича, но чаще дома за пасхальной трапезой глава семьи делил его по числу домочадцев.



Матрешка

Русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол обычно шесть или более. Почти всегда они цилиндрической формы. У них нет рук (они просто нарисованы). По традиции рисуется женщина в сарафане, хотя внутри может быть и мужчина. Самой маленькой фигурой, которая уже не раскладывается, является ребёнок. Темы для росписи могут быть очень разными: от сказочных персонажей и до политических деятелей. Матрёшка является одним из самых популярных сувениров для иностранных туристов в России.



Царевна-Лягушка

Персонаж некоторых русских народных волшебных сказок. По типичному сюжету сказки - Царевну-Лягушку Иван-Царевич находит случайно. Иван-Царевич стрелял из лука, чтобы стрела привела его к невесте, но вместо девушки находит лягушку в болоте, которая держит его стрелу. При этом стрелы всех остальных братьев (их обычно двое) попадают в дома боярской или купеческой дочери. Иногда Царевна-Лягушка оказывается дочерью какого-либо царя, иногда - нет. Царевна-лягушка обычно умная, доброжелательная, умелая девушка, которая делает работу быстро и споро. Часто работу по дому она делает ночью, чтобы её жених - Иван-Царевич не видел этого. В образе Лягушки Царевна-Лягушка должна жить 3 года, так как она ослушалась своего отца (вариант : не захотела выйти замуж за Кощея Бессмертного).



Иванушка-дурачок

Один из главных прототипических персонажей русских сказок. По некоторым версиям, имя с эпитетом дурак является именем-оберегом, предотвращающим сглаз. Воплощает особую сказочную стратегию, исходящую не из стандартных постулатов практического разума, опирающегося на поиск собственных решений, часто противоречащих здравому смыслу, но, в конечном счете, приносящих успех. Как правило, его социальный статус низкий — крестьянский сын или сын старика со старухой. В семье часто являлся третьим, младшим сыном. Не женат. С помощью волшебных средств и особенно благодаря своему «не уму» Иван-дурак успешно проходит все испытания и достигает высших ценностей: он побеждает противника, женится на царской дочери, получает и богатство, и славу... Возможно, Иван-дурак достигает всего этого благодаря тому, что он воплощает первую (по Ж. Дюмезилю)магико-юридическую функцию, связанную не столько с делом, сколь со словом, с жреческими обязанностями.



Славянское язычество

Комплекс воззрений, верований и культов древних славян, существовавший до введения в 988 году князем Владимиром Святославичем христианства, до сих пор сохраняющийся в культуре славянских народов в качестве традиций, и исконного устоя древней культуры. По отношению к мифологии и религии славян употребление термина «язычество» вполне оправдано его славянской этимологией. Слово «язык» означало в том числе и «отдельный народ, племя». Русский летописец, рассказывая об истории славян придерживался мнения, что все славяне произошли от единого корня: «Был един язык славянский: славяне, которые сидели по Дунаю <...> От тех славян разошлись по земле и прозвались именами своими, от мест на которых осели… И так разошёлся славянский язык…». Таким образом слово «язычество» можно использовать как синоним народной, племенной религии славян.



Леший

Сверхъестественное существо славянских преданий и русских сказок. Место жительства духа — глухая лесная трущоба, но иногда и пустырь. Однако этот дух обитает в лесу не постоянно, а только в тёплое время года. «На Ерофея», — считали крестьяне, — «лешие с лесом расстаются». В этот день (17 октября) дух проваливается под землю, где зимует до весны, но перед зимовкой леший беснуется: поднимает бурю, ломает деревья, разгоняет зверей по норам и свирепствует. По польскому поверью леший любит сидеть на старых сухих деревьях в образе совы и, поэтому крестьяне опасаются рубить такие деревья. По русскому поверью леший любит сидеть не на ветвях, а в дуплах таких деревьев. На этот счёт есть поговорка: «Из пустого дупла либо сыч, либо сова, либо сам Сатана». Шествие лешего сопровождается ветром, который заметает его следы. Этим леший напоминает лесных эльфов шведского фольклора.



Женские рубахи

В отличие от мужской косоворотки, женская рубаха могла доходила длиной до подола сарафана и называлась «стан». Существовал даже фасон женской рубахи со сборенными рукавами специально для кормления младенцев. В Сибири, например, женскую рубаху называли «рукава», потому что из-под сарафана были видны одни рукава. Женские рубахи несли различный смысл и назывались будничными, праздничными, покосными, ворожбенными, свадебными и похоронными. Женские рубахи шили из домотканины — льна, холста, шерсти, пеньки, конопли. Глубокий смысл закладывался в элементы украшения женской рубахи. Различные символы — кони, птицы, древо Жизни, ланки, растительные узоры — соответствовали различным языческим божествам. Рубахи красного цвета были оберегами от злых духов и несчастий.



Косоворотка

Косоворотка - рубаха с косым воротом, то есть с разрезом сбоку, а не посередине, как у обычных рубашек. Полотняные косоворотки традиционно широко использовались в России в гражданском обиходе, являясь синонимом русской мужской рубахи, а также в качестве нижнего солдатского белья. Косоворотка у древних славян была основой любого костюма. Ее готовили из домотканины. Повсеместно встречались рубахи с красным тканьем в клетку и полоску. Они были рабочими и праздничными, все зависело от богатства отделки. Косоворотки носили навыпуск, не заправляя в брюки. Подпоясывались шёлковым шнуровым поясом или тканым поясом из шерсти. Пояс мог иметь на концах кисти. Завязка пояса располагалась с левой стороны. Косоворотки шили из полотна, шёлка, атласа. Иногда расшивали по рукавам, подолу, вороту. В помещениях (в трактире, лавке, дома и т. д.) косоворотки носили с жилетом. Следует заметить, что именно косоворотка явилась основой для возникновения в 1880 году такого элемента форменной одежды русской армии как гимнастёрка



Илья Муромец

Один из главных героев русского былинного эпоса, богатырь, воплощающий народный идеал героя-воина, народного заступника. Фигурирует в киевском цикле былин: «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Илья Муромец и Идолище Поганое», «Ссора Ильи Муромца с князем Владимиром», «Бой Ильи Муромца с Жидовином». Считается, что родина Ильи Муромца — село Карачарово под Муромом. По другой версии это посёлок Муровск в современнной Черниговской области. В этом случае прозвище Ильи должно было выглядеть как «Муровский» или как «Муровец», что тоже встречается в источниках. На данный момент оба эти города считают себя родиной Ильи Муромца. По версии, озвученной в телепроекте «Искатели», Илья Муромец происходил из племени мурома. По ряду версий, у героя был реальный прототип, — историческое лицо, жившее около 1188 г., хотя русские летописи не упоминают его имени. Распространено также отождествление былинного героя и Илии Печерского — святого преподобного православной церкви, мощи которого покоятся в Ближних Пещерах Киево-Печерской лавры.



Берёзка

Одно из священных деревьев восточных славян, береза, была у русских «ярилиным» деревом. Ярилин день — древний языческий праздник плодоносящих сил природы, отмечался 4 июня (по старому стилю). В этот день водили хороводы вокруг березки (знаменитая русская народная песня «Во поле березка стояла…»), только после этого дня разрешалось рубить березу. Позднее этот праздник увязали с православной Пасхалией, он стал зависеть от дня Пасхи и назывался «семик» — седьмой четверг по Пасхе. Поэтому береза еще считается у православных русских Троицким деревом. На семик и на Троицу березу освящают в храмах. Связанные с этим днем обряды — хороводы девушек, заплетание березовых веток в косы, украшение березок лентами, венками из трав и венками из теста («козулями»), — представляют березу как символ девичьей красоты, целомудренности.



Шапка-ушанка

Зимняя меховая, суконная или комбинированная шапка (первоначально — мужская), широко распространённый головной убор в России. Ушанка получила своё название из-за наличия отложных «ушей», в поднятом виде связанных на макушке. Ушанка носится в сложенном состоянии, то есть с завязанными на макушке «ушами», но при необходимости «уши» опускаются вниз вместе с отворотом на затылке, защищая от холода и ветра уши, а также частично щёки и подбородок человека, носящего ушанку. «Уши» так же можно завязывать на затылке.



Валенки

Валенки — это традиционная русская обувь, которую в морозную погоду носят для ходьбы по сухому снегу. Снашиваются быстрее всего снизу, для борьбы с чем часто подшиваются кожей или иным прочным материалом; с этой же целью и против намокания носятся с галошами. Традиционно валенки бывают чёрного, серого, и белого цвета. Есть свидетельства о том, что валенки начали изготовляться в Нижегородской губернии в конце XVIII века. Скорее всего[источник не указан 227 дней] их прообразом были традиционные войлочные сапоги азиатских кочевников, история которых насчитывает более 1,5 тысячи лет. Валенки приобрели широкое распространение лишь в конце XIX века, когда их начали изготовлять промышленным способом. До этого они были достаточно дороги и их могли себе позволить довольно зажиточные люди.



Гусли

Гусли - струнный музыкальный инструмент, наиболее распространён в России. Является наиболее древним русским струнным щипковым музыкальным инструментом. Различают крыловидные и шлемовидные гусли. Первые, в более поздних образцах, имеют треугольную форму и от 5 до 14 струн, настроенных по ступеням диатонической гаммы, шлемовидные - 10-30 струн такой же настройки. На крыловидных гуслях (их также называют звончатыми) играют, как правило, бряцая по всем струнам и глуша ненужные звуки пальцами левой руки, на шлемовидных, или псалтыревидных, струны защипывают обеими руками. Первые достоверные упоминания об употреблении русских гуслей встречаются в византийских источниках V века. На гуслях играли герои русского эпоса: Садко, Добрыня Никитич, Боян. В великом памятнике древнерусской литературы, «Слове о полку Игореве» (XI - XII вв.), поэтично воспет образ гусляра-сказителя.



Былины

Былины - это русские народные эпические песни о подвигах богатырей. Основой сюжета былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины — «старина», «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идёт речь, происходило в прошлом). Былины, как правило написаны тоническим стихом с двумя-четырьмя ударениями. Впервые термин «былины» введён Иваном Сахаровым в сборнике «Песни русского народа» в 1839 году, он предложил его исходя из выражения «по былинам» в «Слове о полку Игореве», что значило «согласно фактам». Былины написаны тоническим стихом, в котором может быть разное количество слогов, но приблизительно одинаковое количество ударений. Некоторые ударные слоги произносятся со снятым ударением. При этом не обязательно чтобы во всех стихах одной былины сохранялось равное количество ударений: в одной группе их может быть по четыре, в другой по три, в третьей — по два. В былинном стихе первое ударение, как правило, попадает на третий слог от начала, а последнее — на третий слог от конца.



Ярмарка

Ярмарка - ежегодно повторяющаяся распродажа товаров, иногда с ограничениями на определённый сезон, товар (например, вино) или тематику (например, православные ярмарки). В прошлом ярмарки обычно располагались в хорошо защищённых местах (у замков или монастырей), на пересечении торговых путей, во время церковных праздников. Право на их проведение давал король, граф или другое высокопоставленное лицо. Проведение часто регулировалось городским или рыночным правом. В средневековье ярмарки были одним из важнейших событий в обществе. Не только потому, что на них продавались разные товары, но и потому, что купцы приезжали из разных городов, оставались в городе продолжительное время и тратили часть вырученных средств в хостелах, магазинах и т. д. Также люди могли обменяться новостями из отдалённых регионов. На ярмарках присутствовали гадалки, музыканты, трубадуры и т. д. Таким образом, ярмарка была ещё развлекательным центром для людей. С развитием рынка ярмарки из центров оптовой торговли превратились в выставки образцов.



Сватовство

Сватовстовом называли свадебный обряд, при котором получалось предварительное согласие родственников невесты на свадьбу. Начиналась свадьба с выбора невесты и сватовства. Здесь большую роль играли родители жениха и невесты, но главную — представители со стороны жениха — сваты или женщина-сваха. Также эту роль могли выполнять родители жениха или родственники-мужчины. Когда сваха приходила в дом невесты, то обязательно должна была сесть под «матицу», несущую часть потолочного перекрытия, соединяющую две половины избы. В этом ритуале более всего прослеживается идея купли-продажи невесты, о чем свидетельствовали соответствующие приговорки: «У вас товар, у нас купец» или «хозяюшка, хозяин, я к вам с купцом, удалым молодцом, есть ли у вас живой товар, продайте?!». Часто после сватовства следовали смотрины хозяйства жениха, особенно в том случае, если сваты приезжали из чужой деревни. Удовлетворившись результатами «домоглядства», как ещё назывались смотрины, родители невесты назначали день гласного сватовства — рукобития.



Xоровод

Хороводы мы встречаем у всех славянских племен. Литовцо-руссы хоровод переименовали в корогод. Богемцы, хорваты, карпато-руссы, морлаки, далматы обратили его в kolo — круг. Славянское коло также сопровождалось песнями, плясками и играми, как и русский хоровод. Подобные изменения мы находим и в русских селениях. Поселяне Тульской, Рязанской и Московской губерний, говоря о хороводниках, выражаются: «Они пошли тонки водить». В слове тонки мы узнаем народную игру толоки, в которой игроки ходят столпившись, как в хороводе. Места, где отправляются народные хороводы, получили во многих местах особенные названия и удержали исстари за собою это право. Реки, озера, луга, погосты, рощи, кладбища, огороды, пустоши, дворы — вот места для их отправления. На одних местах бывают хороводы праздничные, на других обыкновенные, запросто. Праздничные хороводы есть самые древние: с ними сопряжено воспоминание прошлого, незапамятного народного празднества. Для таких хороводов поселяне и горожане приготавливаются заранее, сзывают дальних гостей и соседей, красят желтые яйца, пекут караваи, яичницы, пироги, варят пиво, мед и брагу. Праздничные хороводы отправляются равно поселянами и горожанами, обыкновенные же более заметны по городам. Девушки богатых отцов выходят повеселиться на свой двор, куда сбираются к ним подруги. Все это бывает вечером, с окончанием работ.



Колобок

Колобок - персонаж одноимённой русской народной сказки, изображаемый в виде небольшого, жёлтого цвета, сферической формы хлеба, принявшего сказочный образ говорящего существа. В сказке колобок создаётся стариком и старухой путем метения по амбарам и поскребания по сусекам как сферической формы хлеб, который внезапно оживает и убегает из дома. Сюжет сказки представляет собой цепочку однородных эпизодов, изображающих встречи с различными говорящими животными (представителями фауны), намеревающимися его съесть, однако колобок уходит от всех, кроме лисы. С каждым зверем колобок вступает в дискуссию, в которой он путём логической индукции аргументирует свой уход: «Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл, и от тебя, медведь (волк, заяц), уйду». Лиса путем обмана, притворившись частично лишённой слуха, ловит его на тщеславии и, воспользовавшись его добротой (выраженной в готовности повторить песенку поближе к уху и рту лисы), съедает. По форме сказка восходит к древнеславянской культуре, высмеивающей низкие пороки души. Образу колобка близок английский пряничный человечек (др. вариант: имбирный) (англ. Gingerbread man). В печати русский вариант сказки появился гораздо раньше английского - в 1873 году, в первом томе "Народных русских сказок" А.Н. Афанасьева. Тогда как "The Gingerbread Boy" был впервые опубликован в 1875. По некоторым данным сказ о колобке входил в славянский фольклор с II-III века н.э.



Кокошник

Кокошник — старинный русский головной убор в виде опахала или округлого щита вокруг головы. Кичка и сорока носились только замужними женщинами, а кокошник — в том числе незамужними. Кокошник представляет собой лёгкий веер из толстой бумаги, пришитый к шапочке или волоснику; он состоит из убранного начельника и донца, или начельника и волосинка, со спуском позади ленты. В XIX в. бытовал в купеческой и крестьянской среде (главным образом в северных губерниях), а в допетровской Руси — и в боярской. Название «кокошник» происходит от древнеславянского «кокош», обозначавшего курицу и петуха. Характерная черта кокошника — гребень, форма которого в разных губерниях была различной. Так, например, в Псковской, Костромской, Нижегородской, Саратовской и Владимирской землях кокошники напоминали по форме наконечник стрелы. В Симбирской же губернии женщины носили кокошники полумесяцем. В других местах схожие с кокошниками головные уборы назывались «каблучок», «наклон», «злотоглав», «рогачка», «кокуй», или, например, «сорока». Кокошники делали на твёрдой основе, сверху украшали парчой, позументом, бисером, бусами, жемчугом, у наиболее богатых — драгоценными камнями.



Топор

Топор обычно применяется в плотницком деле для разрубания или придания формы дереву, а также для сруба деревьев. В древности и в Средних веках топор являлся распространенным холодным оружием, как ручным, так и метательным.
Слово топор является древним общеславянским, либо исконным (тепѫ, тети «бить», с суффиксом -ор-). Другое древнее славянское название топора — секира; в современном русском языке термин «секира» прилагается как архаизм к боевому топору.
Топор сохранился в классическом виде практически неизменным до наших дней. В то же время, появилась масса разновидностей, начиная с плотницкого топора и заканчивая протазаном. Способ прикрепления лезвия к топорищу значительно изменялся с течением времени. Оно могло быть просто привязано к топорищу, хотя чаще топорище вставляли в отверстие в лезвии, после чего молотком и небольшим клином расщепляли конец топорища, делая таким образом надежное крепление.
В древние времена, когда металла еще не знали, а сверлить отверстие в каменном лезвии было слишком хлопотно, существовала разновидность топора, называемая теслом, в которой лезвие вставлялось в топорище, а не наоборот.



1 2 

О проекте     Попечительский совет     Партнёры     Новости     Гостевая книга     Каталог     Контакты

 
Все права защищены и принадлежат проекту «Большое Золотое Кольцо России».
Разработка сайта: