Сайт разработан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
   
Главная страница    Карта сайта    

Гадания на Руси

Гадали, ворожили и предсказывали судьбу на Руси еще с незапамятных времен, по сути гадания в разных формах практиковались еще до того, как появились первые государства и княжества. Русь стояла на пути между Европой и Азией, а история русских народов всегда была непростой, многое перемешалось в сознании русских народов. В том числе, в русских гаданиях, в некотором роде, есть отражение культурного наследия пережившего смену бесчисленных эпох. Так, например среди дошедших до наших дней гаданий есть традиционно русские гадания, которые практикуют исключительно в ночь на рождество, в ночь на старый новый год, на святки, а так же в ночь на Ивана Купалы.



Масленица

Масленица - праздничный цикл, сохранившийся на Руси с языческих (дохристианских) времён. Обряд связан с проводами зимы и встречей весны. После крещения Руси Масленица празднуется в последнюю неделю перед Великим постом, за семь недель до Пасхи. Главными атрибутами масленицы являются блины и народные гуляния. До крещения Руси (введения христианства) Масленица (Комоедицы) отмечалась в течение 7 дней, предшествующих дню весеннего равноденствия, и 7 дней после этого дня. Масленица — это время, когда пробуждается Природа и Солнце-дитя Коляда становится юношей Ярилой, а в организме человека происходит перенастройка гормональной системы, подготовка к весенней форме активности]. Христианская Церковь оставила главное празднование Весны, дабы не вступать в противоречия с традициями русского народа (аналогично было приурочено Рождество ко дню зимнего солнцестояния), но сдвинула любимый народом праздник проводов зимы по времени, чтобы он не противоречил Великому Посту, и сократила срок праздника до 7 дней.



Частушки

Фольклорный жанр, короткую русскую народную песню, обычно юмористического содержания, передаваемую  устно, в России называют частушкой. Особенное развитие изустное творчество получает в областях, запрещённых цензурой.
Частушка возникла в последней трети XIX века как элемент сельского фольклора, но наибольшее развитие получила после становления советской власти. По теме частушки можно разделить на любовно-бытовые и «общественно-политические». Часто они переплетаются между собой. «Любовно-бытовые» обычно деревенско-колхозные будни. Персонажи: задорные озабоченные девки и замедленные парни. Неотъемлемой частью является колхозная производственная тематика, с участием трактористов-механизаторов. «Общественно-политическим» присуще сатирическое изображение жизненных условий.
В эпоху СССР большинство частушек имело острую политическую или сексуальную направленность; многие содержали ненормативную лексику. Текст частушки — обычно четверостишие, написанное хореем, в котором рифмуются 2-я и 4-я строки (иногда перекрестно рифмуются все строки).
Частушка часто исполняется под аккомпанемент гармони или балалайки.  В годы советской власти поводом для частушек служила советская пропаганда.
Иногда в частушках отражались текущие новости. Некоторые частушки являлись моментальной меткой реакцией на злободневные темы.
Частушки сочиняли все — и взрослые и дети.
С изменениями в стране изменились и темы для частушек, но основной темой по-прежнему остались взаимоотношения между мужчиной и женщиной.



Баба-Яга

Ба́ба-Яга — популярный персонаж фольклора у славян, старуха, наделённая магической силой, ведунья. По своим свойствам ближе всего к ведьме. Она умеет колдовать, а также летать в ступе. В древности умерших хоронили в домовинах — домиках, расположенных над землей на очень высоких пнях с выглядывающими из-под земли корнями, похожими на куриные ноги. Домовины ставились таким образом, чтобы отверстие в них было обращено в противоположную от поселения сторону, к лесу. Люди верили, что мертвецы летают на гробах. Покойников хоронили ногами к выходу, и, если заглянуть в домовину, можно было увидеть только их ноги— отсюда и произошло выражение «Баба-Яга костяная нога». Люди относились к умершим предкам с почтением и страхом, никогда не тревожили их по пустякам, боясь навлечь на себя беду, но в трудных ситуациях все же приходили просить помощи. Так, Баба-Яга — это умерший предок, мертвец, и ею часто пугали детей. По другим сведениям, Баба-Яга у некоторых славянских племён (у русов в частности) — жрица, руководившая обрядом кремации мёртвых. Она закалывала жертвенный скот и наложниц, которых затем кидали в огонь.



Пословица

Русские пословицы и поговорки — меткие выражения, созданные русским народом, а также переведенные из древних письменных источников и заимствованные из произведений литературы, в короткой форме выражающие мудрые мысли. Многие русские пословицы состоят из двух соразмерных, рифмующихся частей. Пословицы, как правило, имеют прямой и переносный смысл (мораль). Часто существует несколько вариантов пословиц с одной и той же моралью (моральная инварианта). Пословицы отличаются от поговорок более высоким обобщающим смыслом. Наиболее древние из дошедших до нас произведений русской письменности, содержащие пословицы, датируются XII веком. Часто поговорки являются частью соответствующей пословицы: Два сапога — пара, да оба на левую ногу одеты. Собаку съел, да хвостом подавился. Хлебом не корми - дай водки попить. или Сколько волка не корми - все равно в лес смотрит. Пословицы встречаются в произведениях древнерусской письменности: «Слово о полку Игореве» (XII в.), «Моление Даниила Заточника» (XIII в.) и др. Начиная с XVII в. создавались рукописи — сборники пословиц. Часть пословиц, укоренившихся на Руси, рождена устным народным творчеством; часть была заимствована из древних сборников фраз («Пчел») и религиозных источников. Многие пословицы происходят из произведений русских писателей — «Горя от ума» Грибоедова, басен Крылова.



Печь

Русская печь — массивная печь с лежанкой (полатями), используемая для приготовления пищи и обогрева помещений, широко распространённая в России. Традиционно русская печь топится дровами (берёза, осина, липа, сосна, ель, ольха и др. породы), углём и отходами производств деревообработки (щепа, горбыль, корьё, брак производства). В безлесых частях страны, где отапливаться дровами могли позволить себе только состоятельные семьи, печь топили бурьяном, соломой, тростником и другими травянистыми растениями, а также торфом и кизяком (пресованными и высушенными на солнце брикетами из смеси навоза и соломы) Принадлежности: Ухват — необходим для извлечения горячей посуды (чугунов); Чапельник — для установки в печь и извлечения сковород; Полати — для сна; Кочерга — для перемешивания углей и топлива с целью поддержания более стабильного пламени; Чугуны — жаропрочная посуда; Деревянная лопата — в основном для извлечения хлеба, выпекаемого в русской печи. Печь являлась важнейшим элементом русского быта, и поэтому она часто фигурирует в фольклоре, в частности, в народных сказках. Положительные персонажи сказок часто любят сидеть или лежать на печи. Илья Муромец провел на ней 33 года своей жизни, Емеля, не желая покидать уютную лежанку, ездил на печи. Такую же любовь к печи обнаруживает и Баба-Яга, что, впрочем, не мешает ей делать попытки изжарить заблудившихся детей. Печка иногда наделяется человеческими чертами, способностью разговаривать: например, в сказке «Гуси-лебеди» девочка в поисках пропавшего брата набредает на печь, стоящую в чистом поле, и спрашивает у неё совета. Печь предлагает ей отведать пирожков, а впоследствии, на обратном пути, прячет девочку от погони.



Сказка

Сказка - вид повествовательного, в основном прозаического фольклора (сказочная проза), включающий в себя разножанровые произведения, в содержании которых, с точки зрения носителей фольклора, отсутствует строгая достоверность. Сказочный фольклор противостоит "строгодостоверному" фольклорному повествованию (несказочная проза) (см. миф, былина, историческая песня, духовные стихи, легенда, демонологические рассказы, сказ, кощуна, предание, быличка). Жанр литературного повествования. Литературная сказка либо подражает фольклорной (литературная сказка, написанная в народнопоэтическом стиле), либо создаёт дидактическое произведение (см. дидактическая литература) на основе нефольклорных сюжетов. Фольклорная сказка исторически предшествует литературной. Слово «сказка» засвидетельствовано в письменных источниках не ранее XVI века. От слова «каза́ть». Имело значение: перечень, список, точное описание. Современное значение приобретает с XVII-XIX века. Ранее использовалось слово баснь, до XI века - кощуна. Слово «сказка» предполагает, что о нём узнают, «что это такое» и узнают, «для чего» она, сказка, нужна. Сказка целевым назначением нужна для подсознательного или сознательного обучения ребёнка в семье правилам и цели жизни, необходимости защиты своего «ареала» и достойного отношения к другим общинам. Примечательно, что и сага, и сказка несут в себе колоссальную информационную составляющую, передаваемую из поколения в поколение, вера в которую зиждется на уважении к своим предкам.



Оберег

Оберег — предмет, оберегающий владельца от бед, защищает дом, приносит любовь, счастье. С давних веков дошел обычай украшать свои дома оберегами из природных компонентов, которые символизируют здоровье, благополучие, счастье и достаток. Раз в году сделайте себе оберег, чтобы в будущем вас не коснулось не только негативное влияние, но всякие напасти. И не только себе сделайте, но и близким-родным, что вам дороги. Первые Обереги появились еще в языческие времена, когда люди верили в силы природы, способные защитить от бед и болезней, приносящие удачу и здоровье. Убежденность наших предков в защитных силах таких простых и привычных вещей, как подкова, веник, соленое тесто нашли свое отражение в оберегах. Сегодня обереги скрашивают нашу жизнь, принося частичку надежды и радости. Славянские обереги были двух типов - в виде фигурок и специальных символов, имеющих магическое значение. Фигурки, призванные защищать своего хозяина, обычно включались в украшение целыми наборами. Такой набор фигурок-оберегов выражал собой целую фразу. Амулеты-обереги, входившие в набор, который носили на груди или у сердца, скреплялись металлическими цепочками и подвешивались к полукруглой дужке, которая объединяла весь комплекс.



Домовой

Домовой в русском предании - это дух бескрылый, бестелесный и безрогий, который живёт в каждом доме, в каждом семействе. От бесов он отличается тем, что не делает зла, а только шутит иногда, даже оказывает услуги, если любит хозяина или хозяйку. Перед смертью кого-нибудь из семейства воет, иногда даже показывается кому-нибудь, стучит, хлопает дверями и пр. По общему поверью, живёт он по зимам около печи или на печи, а если у хозяина есть лошади и конюшня, то помещается около лошадей. Если лошадь ему нравится, то домовой холит её, заплетает гриву и хвост, даёт ей корм, отчего лошадь добреет, и напротив, когда ему животное не по нраву, то он его мучает и часто заколачивает до смерти, подбивает под ясли и пр. От этого мнения многие хозяева покупают лошадей той масти, которая ко двору, то есть любима домовым. Говорят, что он не любит зеркал, также козлов, а равно тех, кто спит около порога или под порогом. Иногда слышат, как он, сидя на хозяйском месте, занимается хозяйской работой, между тем как ничего этого не видно. В простом народе к домовому питают уважение, так что мужичок боится его чем-либо оскорбить и даже остерегается произнести его имя без цели. В разговорах не называют его домовым, а «дедушкой, хозяином, набольшим или самим».



Лапти

Лапти - низкая обувь, распространённая на Руси в старину, но, тем не менее, бывшая в широком употреблении в сельской местности до 1930-х, сплетённая из древесного лыка (липовые, вязовые и другие) или бересты. Лапоть привязывался к ноге шнурками, скрученными из того же лыка, из которого изготавливались и сами лапти. Одно из первых упоминаний о лаптях встречается в «Повести временных лет» (XII век). Лапти были распространены также у белорусов, карелов, финнов, мордвы, чувашей,татар, украинцев. Сходный вид обуви применяли североамериканские индейцы и даже австралийские аборигены. Для изготовления одного лаптя требуется семь лык по два метра длиной каждое. Ширина одного лыка равна примерно ширине большого пальца на руке мужчины, который сам и заготавливал лыко и, впоследствии, сам плёл лапти. Для плетения требовалось лыко с ровной части ствола липы, чтобы по всей длине оно не имело дефектов. То есть, для заготовки лыка выбирались взрослые, ровные, высокие липы. Нередко после суммарной потери коры, пригодной для плетения, дерево не выживало и стояло с голым «ободранным» стволом. Это нашло отражение в русском языке в виде образного выражения «ободрать как липку» в значении «отобрать все имеющиеся у кого-л или у чего-л полезные ресурсы и создать тем самым угрозу жизни и существованию кого-л или чего-л»



Деревянные ложки

Деревянные ложки - столовый прибор, отдалённо напоминающий небольшую лопатку в виде небольшого плоского сосуда (черпала), соединённого перемычкой с держалом (рукояткой). Используется для зачерпывания и переноса (например, в рот при еде) жидкой или полужидкой пищи, такой, как суп, варенье или мороженое, а также сыпучих, порошкообразных твёрдых продуктов, например, сахара, соли или зелёного горошка. Ложки использовались в качестве столового прибора ещё в древности, в отличие от изобретённых позднее вилок. В средние века ложки были в основном деревянные и роговые. Кроме того, для их производства иногда использовали латунь, медь и олово: такие ложки приобрели популярность в XV веке.



Русская изба

Слово «изба» (а также его синонимы «ызба», «истьба», «изъба», «истобка», «истопка») употребляется в русских летописях, начиная с самых древнейших времен. Очевидна связь этого термина с глаголами «топить», «истопить». В самом деле, он всегда обозначает отапливаемое строение (в отличие, например, от клети). Кроме того, у всех трех восточнославянских народов - белорусов, украинцев, русских - сохранялся термин «истопка» и обозначал опять-таки отапливаемое строение, будь то кладовая для зимнего хранения овощей (Белоруссия, Псковщина, Северная Украина) или жилая изба крохотных размеров (Новогородская, Вологодская области), но непременно с печью. Особые требования предъявлялись к строительному материалу. Русские предпочитали рубить избы из сосны, ели, лиственницы. Эти деревья с длинными ровными стволами хорошо ложились в сруб, плотно примыкая друг к другу, хорошо удерживали внутреннее тепло, долго не гнили.



Русский народный орнамент

Люди с давних времен украшали свою одежду, жилище, орудия труда и предметы быта различными орнаментами. Это были не просто рисунки, а магические символы, которые должны были защищать их обладателей от нечистой силы. Кроме того, орнамент неизменно придавал вещам нарядный и праздничный вид. Орнаментом украшалась не только одежда и полотенца, замысловатый резной узор покрывал деревянные наличники и ставни окон, косяки дверей, веретена, прялки, шкатулки, лавки и сундуки. Орнамент неизменно присутствовал в древнерусских рукописных книгах. Для каждого народа характерны собственные мотивы и сюжеты в орнаментах, и русский народ не исключение. С давних времен вышивка украшала одежду славян. Ее обычно помещали в тех местах, которые граничили с открытым телом (воротник, подол, рукава, плечи), потому что славяне верили, что в этих местах нечистая сила может проникнуть в человека, а вышитые узоры представляли собой магические знаки, которые оберегали его от всего дурного. Орнамент обычно состоит из отдельных мотивов, которые многократно повторяются по всей площади вышивки, а иногда из нескольких мотивов, чередующихся друг с другом. Отдельным мотивом может быть цветок, дерево, животное или любое другое изображение. Кроме основного мотива, в орнамент могут входить различные геометрические фигуры, линии, завитки, которые как бы связывают отдельные мотивы между собой, создавая цельный рисунок. Для древнерусского орнамента на ткани наиболее характерны: растительные мотивы (так называемое Мировое дерево, символизирующее все сущее на земле, различные вьющиеся растения, цветы, листья); зооморфные мотивы – изображения животных и птиц (конь, символизирующий все земное и даже темное; олень, который противопоставлялся коню и олицетворял небесные силы; лев, лебедь, курица, петух, а так же различные грифоны и мифические чудовища); бытовые – изображения людей в бытовых ситуациях, причем женские фигуры часто изображались с ромбовидной или квадратной головой с рожками; к нечистой силе это не имело никакого отношения, наоборот, рога у древних славян символизировали плодовитость, продолжение рода (женщины в то время и в самом деле носили головные уборы, кички, имитирующие рога коровы, или повязывали платок так, что концы его торчали на лбу в разные стороны); культовые, или архаические, мотивы, которые сохранились со времен язычества и изображали, в основном, древних богов, сюжеты древней мифологии и священных существ (языческая богиня земли, жизни и смерти Мокошь, узнаваемая в орнаменте по треугольному платью, стоящая рядом с Мировым древом, священные птицы, кони и олени, изображенные в виде ладьи).



Русский народный танец

Русские народные танцы были популярны еще в Древней Руси. Это веселые заводные хороводы, народные гуляния, которые широко применялись на различных ярмарка, увеселительных программах, праздниках Древней Руси. Русские народные танцы – веселье, пляски, гуляния, юмор, красивые национальные костюмы. Это характеристика русского человека яркий и от всей души танец под веселую и заводную музыку. В основе этого танца лежат: кадриль, хоровод, пляска. Зародился русский танец в 907 году, на празднике у Вещего Олега, где выступали танцоры, переодетые в медведей и наоборот. Танцы с медведями на Руси считаются традиционными. Принято считать, что всевозможные трюки и прыжки, исполняемые в русских танцах были придуманы народом для того, чтобы согреться, так как в основном все русские праздники проходят зимой или осенью, когда народ справился со всеми земельными работами. И изобретательный народ придумал такой выход из ситуации. В настоящее время русские танцы подобного типа не практикуют на праздниках. Народный древний танец плавно перешагнул на большую сцену.



Русский народный костюм

Русский народный костюм... Один из реликтов уходящей в прошлое, нивелирующейся под влиянием города нашей национальной культуры. Яркое, красочное зрелище, органически сплетающееся вместе с народной песней и танцем в оригинальное, уходящее корнями вглубь веков действо. Без сохранения, без культивирования народного костюма, пусть не в быту - это уже невозможно, - пусть на сцене, - разрушится единство этой культуры и она окончательно исчезнет, специализированные каталоги и журналы. Куклы, изготовленные художниками, представлены в крупнейших музеях мира, частных коллекциях. Куклы как произведения высокого искусства ценятся весьма дорого и являются престижным и популярным предметом коллекционирования. История русского народного костюма насчитывает многие столетия. Точно также многие века практически неизменными оставались природные условия, в которых жило крестьянство, характер и условия крестьянского труда, продиктованные природной средой, обряды, верования, весь народный быт. В результате народный костюм оказался в максимальной степени приспособленным к жизни народа и были выработаны приемы его изготовления. Одна из характерных черт, свойственных всему народному костюму - его функциональность. Он не сковывает движений, легкий, не жаркий, и в то же время Достаточно теплый и укрывает от непогоды. Для разных обстоятельств жизни в различных условиях были выработаны и разные виды одежды: от легких поддёвки или казакина до закрывающих все тело от макушки до пят армяка и тулупа. Крестьянская работа с ее интенсивными размашистыми движениями требовала свободной одежды, и в шагу крестьянских портов вставлялся широкий клин, "ширинка", а под мышки рубах - ромбические ластовицы. В жаркие дни страды крестьянка могла выйти в поле в одной легкой рубахе, лишь подпоясавшись, либо заткнуть полы понёвы за кушак, практически оставшись в одной понёве. Функциональными требованиями было продиктовано и отсутствие пуговиц на рабочей одежде с ее широким запахом: любой член семьи, независимо от телосложения, мог надеть зипун или полузипунник на рубаху, либо на овчинный полушубок, не переставляя пуговиц, а лишь подпоясавшись кушаком, а широкая пазуха служила объемистым карманом.



Скоморохи

Скоморохами прозвали русских средневековых актёров,  которые одновременно пели, танцевали, дрессировали животных, являлись авторами большинства исполнявшихся ими словесно-музыкальных и драматических произведений. Они появились не позже середины XI века, об этом мы можем судить по фрескам Софийского собора в Киеве, 1037 год. Расцвет скоморошества пришёлся на XV—XVII века, затем, в XVIII веке, скоморохи стали постепенно исчезать, оставив в наследство балаганам и райкам некоторые традиции своего искусства. Репертуар скоморохов состоял из шуточных песен, пьесок, социальных сатир («глум»), исполняемых в масках и «скоморошьем платье» под аккомпанемент гудка, гусель, жалейки, домры, волынки, бубна. За каждым персонажем был закреплён определённый характер и маска, которые не менялись годами. Скоморохи выступали на улицах и площадях, постоянно общались со зрителями, вовлекали их в своё представление. В XVI—XVII веках скоморохи начали объединяться в «ватаги» (приблизительно по 70—100 человек) из-за гонений со стороны церкви и царя. Кроме скоморошества, эти ватаги часто промышляли разбоем. В 1648 и 1657 годах архиепископ Никон добился указов о запрещении скоморошества.



Петрушка

Петрушка — один из персонажей русских народных кукольных представлений. Изображается в красной рубахе, холщовых штанах и остроконечном колпаке с кисточкой; традиционно Петрушка — это кукла-перчатка. По распространенной, но недоказанной версии, пьесы с участием Петрушки входили ещё в репертуар скоморохов и состояли из юмористорических сценок и диалогов. Каждая сценка изображала схватку Петрушки с тем или иным персонажем (схватки осуществлялись с помощью кулаков, палки и т. д.). Петрушка побеждал всех противников, кроме одного — Смерти. В последней, заключительной сценке Смерть забирала Петрушку с собой. Однако, так как Петрушка использовался в балаганном театре, естественно, что представление показывалось неоднократно и в разных местах. Таким образом, Петрушка, «умерший» для одного круга зрителей, «воскресал» для другого. Это даёт повод для исследователей проводить параллели между образом Петрушки и множеством различных языческих богов, бесконечно умиравших и воскресавших



Домра

Домра — древнерусский старинный музыкальный инструмент. Этимологические разыскания в родственных славянских языках показывают, что термин «домра» не славянского происхождения, т.к. подобные корни в них отсутствуют. Вероятно, слово «домра» тюркского происхождения (танбур, домбур, дунбара, думбра, домбра, домб, домра). Учёные предполагают, что древним предком нашей русской домры явился египетский инструмент, получивший у греческих историков наименование «пандура», и бывший в употреблении уже за несколько тысячелетий до нашего времени. Инструмент этот под названием «танбур», возможно, проник к нам через Персию, торговавшую с Закавказьем. Главными исполнителями на домрах были скоморохи и были они не только музыкантами, но и актёрами, плясунами, акробатами и балагурами. 
В Древней Руси центром поселения скоморохов стал Великий Новгород. Представители этой профессии пользовались в «вольном» городе большой честью. Звук четырехструнной домры сравнительно более слабый, что вызвано конструктивными особенностями многострунных инструментов, потому в настоящее время в балалаечно-домровых оркестрах употребляются преимущественно трехструнные домры, хотя нередки и четырехструнные. Наибольшей популярностью четырёхструнные домры пользуются на территории Украины. Благодаря своим исполнительским возможностям домры в оркестре составляют основную мелодическую группу. Кроме того домра находит своё применение как сольный инструмент. Для неё пишут концертные пьесы и произведения. К сожалению, в качестве народного инструмента в России и Украине домра не пользуется особой популярностью, в деревнях она почти не встречается.



Балалайка

Название «балалайка», иногда встречающееся в форме «балабайка» — народное, вероятно данное инструменту в подражание бренчанию, «балаканью» струн во время игры. «Балакать», «балагурить» на народном наречии значит болтать, пустозвонить. Впервые название «балалайка» встречается в письменных памятниках времён Петра Великого. В 1715 г. при праздновании устроенной по приказу царя шуточной свадьбы в числе инструментов, фигурировавших в руках ряженных участников церемонии, упоминаются балалайки. Причём инструменты эти даны были в руки группе наряженных калмыками. В течении XVIII в. балалайка широко распространилась в великорусском народе, сделавшись настолько популярной, что её признали за древнейший инструмент, и даже присвоили ей славянское происхождение. Русское происхождение может быть приписано лишь треугольному очертанию корпуса или кузова балалайки, заместившего круглую форму домры. Форма балалайки XVIII века отличалась от современной. Гриф балалайки был очень длинным, длиннее кузова примерно в 4 раза. Корпус инструмента был более узким. Кроме того, балалайки, встречающиеся на старинных лубочных картинах снабжены только 2 струнами. Третья струна была редким исключением. Струны у балалайки металлические, что придаёт звучанию специфический оттенок — звонкость тембра.



1 2 

О проекте     Попечительский совет     Партнёры     Новости     Гостевая книга     Каталог     Контакты

 
Все права защищены и принадлежат проекту «Большое Золотое Кольцо России».
Разработка сайта: