Сайт разработан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
   
Главная страница    Карта сайта    

Республика Адыгея
Республика Алтай
Республика Башкортостан
Республика Бурятия
Республика Дагестан
Республика Ингушетия
Кабардино-Балкарская Республика
Республика Калмыкия
Карачаево-Черкесская Республика
Республика Карелия
Республика Коми
Республика Марий Эл
Республика Мордовия
Республика Саха (Якутия)
Республика Северная Осетия-Алания
Республика Татарстан
Республика Тыва (Тува)
Еврейская Автономная Область
Удмуртская Республика
Республика Хакасия
Чеченская Республика
Чувашская Республика
Алтайский край
Забайкальский край
Камчатский край
Краснодарский край
Красноярский край
Пермский край
Приморский край
Ставропольский край
Хабаровский край
Амурская область
Архангельская область
Астраханская область
Белгородская область
Брянская область
Владимирская область
Волгоградская область
Вологодская область
Воронежская область
Ивановская область
Иркутская область
Калининградская область
Калужская область
Кемеровская область
Кировская область
Костромская область
Курганская область
Курская область
Ленинградская область
Липецкая область
Магаданская область
Московская область
Мурманская область
Нижегородская область
Новгородская область
Новосибирская область
Омская область
Оренбургская область
Орловская область
Пензенская область
Псковская область
Ростовская область
Рязанская область
Самарская область
Саратовская область
Сахалинская область
Свердловская область
Смоленская область
Тамбовская область
Тверская область
Томская область
Тульская область
Тюменская область
Ульяновская область
Челябинская область
Ярославская область
Читинская область
Москва
Санкт-Петербург
Ненецкий автономный округ
Ханты-Мансийский автономный округ
Чукотский автономный округ
Ямало-Ненецкий автономный округ
Республика Марий Эл  Достопримечательности     Регионы

музейный комплексКозьмодемьяновский культурно-исторический музейный комплексКозьмодемьяновский культурно-исторический музейный комплексмузейный комплексКозьмодемьяновский культурно-исторический музейный комплекс -современный вид


Козьмодемьяновский культурно-исторический музейный комплекс

…В одном из далеких уголков России есть город, который как-то
особенно говорит моему сердцу. Не то чтобы он отличался
великолепными зданиями, нет в нем садов семирамидных, ни одного
даже трехэтажного дома не встретите вы в длинном ряде его улиц;
но есть что-то мирное и патриархальное во всей его физиономии,
что-то успокаивающее душу в тишине его…Въезжая в этот город,
вы как будто чувствуете, что карьера здесь ваша кончилась, что вы
ничего уже не можете требовать от жизни, что вам остается
только жить в прошлом и переваривать ваши воспоминания…
М.Е. Салтыков-Щедрин

Городок Козьмодемьянск тоже имеет мирную и патриархальную физиономию и тоже не пригоден для карьеры, но хорош для тихой спокойной жизни и для отдыха. В нем нет европейского лоска, но есть самое дорогое - здесь все свое, родное. Ведь каждый россиянин, если не в настоящем, то в прошлом, - выходец из таких провинциальных уголков, и, приехав сюда, он попадает в родную, до боли знакомую стихию, здесь он у себя дома. Это особенный мирок с неспешным течением жизни, ароматом яблоневых и вишневых садов, мощеными улочками, вековыми домами с затейливыми резными узорами, добродушием и гостеприимством его обитателей.
Расположен городок очень живописно, на высоком берегу Волги. С высоты его открывается картина неописуемой красоты: безбрежные волжские просторы, бесконечные леса, уходящие далеко-далеко за синеву неба.
В предании, бытовавшем в Козьмодемьянске и его окрестностях, рассказывается о рождении города и объясняется его название. После покорения Казани (1552г.) Иван Грозный возвращался в Москву по Волге на судах. Одна из остановок на ночлег была сделана возле высокого мыса. Царю это место понравилось. И приказал он здесь поставить город (город-крепость, город-острог). А было это, якобы, в канун праздника «святых бессребреников» Косьмы (Козьмы) и Дамиана (Демьяна), и поэтому город велено было назвать их именами. Действительно, с высокой части города, с Красной горы, открывается чудесный вид на Волгу и Заволжье. Но любоваться этим красивым пейзажем накануне праздника Козьмы и Дамиана, отмечаемого 1-го ноября, Иван Грозный не мог, ибо 29 октября он уже был в Москве. Предание остается преданием. Официальной датой рождения является год 1583.
И вот уже более 4-х веков город живет под божиим благословлением и защитой своих ангелов-хранителей. Не так уж много на Руси городов, которые бы носили имена святых и находились под их покровительством.
Град Козьмы и Дамиана, рожденный острогом, к началу 17 века утрачивает значение укрепленного места. Как город Козьмодемьянск стал упоминаться в исторических документах с 1609 г. С того времени начинается строиться пригород - посад, где селился простой люд: мастеровые, ямщики, торговцы, крестьяне.
С 1781 года Козьмодемьянск – уездный город Казанской губернии. В знак чего впервые был награжден гербом.
После так называемых «смутных времен», когда горожане участвовали на стороне «разинцев» (1670г.) или поддерживали пугачевский бунт (1770-1771гг.), началась мирная городская жизнь. Меняется и внешний облик города. Вместо хаотичного расположения домов появляется разумная планировка улиц, улочек, площадей. Раньше в 19 веке в городе было три площади: Базарная, Тихвинская, Богоявленская. Ныне сохранилась всего лишь часть Базарной площади (часть в 30-е годы была отдана под разбивку городского парка), которая с 1918г. стала носить имя Карла Маркса. На Базарную площадь по принципу амфитеатра сходились самые крупные улицы города.
В городе до 1913 г. в основном было русское население: в 1897г. было около 92% русских, а по данным 1913 года, русские составили 99%.
Главные занятия жителей уездного городка – торговля, ремесла, садоводство, огородничество и грузка дров на пристанях. Палки - «козьмодемьянки» из карельской березы местных мастеров-кустарей, пологи, которые ткали женщины во время Великого поста, гнутая черемуховая мебель в свое время славили город по всему Поволжью.
Козьмодемьянск называли купеческим городом. (Купцы были 2-й по численности группой горожан (40,8%) после крестьян (47,8% на 1861 год). И не случайно.
В начале 19 в. широкое развитие крестьянских промыслов в городе и в его окрестностях породило массу торговых предпринимателей-скупщиков (купцов), занявшихся продажей крестьянских изделий в крупных городах на ярмарках. Купцы также торговали русским сукном, шелковыми платками, полуситцами, холстом, сапогами, чулками, чаем, сахаром, посудой и другим товаром, который покупали в Казани, Нижнем Новгороде, Москве.
В середине 19 века город был центром лесоторговли, где лесопромышленники сколачивали свой капитал и зачастую жертвовали на процветание города.
Лесная ярмарка в маленьком городке на Волге мало чем уступала Архангельской ярмарке и занимала по значимости и продажам 2-е место в России-матушке.
Визитной карточкой Козьмодемьянска является резьба. Именно она и создает образ города, его неповторимость. О резьбе старых козьмодемьянских умельцев - прорезной, ажурной, накладной – можно выразиться словами одного мастера-резчика: «Надо слух, подход иметь, чтобы узор к делу был приложен». Как к лицу домам кружевные наряды: резные наличники с очельями, напоминающими девичий кокошник, ажурные карнизы. Сюжет резьбы почти нигде не повторяется. На одном из домов можно встретить деревянных ажурных львов, другой дом отличают от всех остальных фигурки василисков или крупные узоры в виде розеток. На крышах домов сохранились металлические барьерчики и водосточные трубы с ажурным декором.
Город с самого своего рождения был христианским. Божии храмы, прихожанами которых всегда были искренне верующие козьмодемьянцы, рождались в разное время. Своей классической архитектурой и величественностью они придавали городу вид православного города. До революции (1917г.) в Козьмодемьянске было 8 церквей, все каменные, один женский монастырь и 3 часовенки.
Сейчас постепенно восстают из пепла и вновь возвращаются к прежней жизни только лишь три божиих храма: Смоленский собор, Свято-Троицкая и Старообрядческая церкви.
В конце 19 в. Козьмодемьянск становится интеллектуальным центром: 5 учебных заведений (городское трехклассное училище, две мужских церковно-приходских школы, женское училище, черемисская женская школа братства св. Гурия при монастыре), фундаментальная (основная) и ученическая библиотеки, метеорологическая станция главной физической обсерватории.
Более высокая культура Козьмодемьянска способствовала более раннему введению медицины и более высокому для того времени ее уровню. Одной из самых лучших в Казанской губернии была земская больница, на базе которой в 1887 году была открыта бактериологическая лаборатория.
Город во многих начинаниях был первооткрывателем: первое в Марийском крае малое народное училище (1791 г.), первая земская больница (1866г.), первая аптека (1870г.), первая публичная библиотека при уездном училище (1850 г.), «Первая Всероссийская школа инструкторов по изготовлению щипковых музыкальных инструментов» (1913г.).
Козьмодемьянск до сих пор хранит в себе историю прошлых веков, которая живет не только в книгах и памяти людей, но и в улочках с купеческими особняками и маленькими, покосившимися от старости домиками, и в храмах Божиих. В городе еще жива душа – то, что называют духом прошлого. Возможно, поэтому неслучайно город назвали городом-музеем.
С целью сохранения наследия прошлого в 2001г. был создан Козьмодемьянский культурно-исторический музейный комплекс в результате объединения двух музеев: художественно-исторического им. А. В. Григорьева и историко-архитектурного и градостроительного музея-заповедника.
Музей-заповедник – историческая часть города площадью около 3 кв. км. со 150 памятниками истории и архитектуры. Фактически – это экспозиция под открытым небом, возникшая в результате жизнедеятельности человека в течение четырех столетий. Экскурсия по старому городу – своеобразное путешествие во времени. 16-й век представлен следами городского Кремля в виде крепостных рвов, 17-й – памятником «Стрелецкая часовня», построенным в честь участия козьмодемьянских стрельцов в азовских походах Петра Первого, 18-20 вв. – купеческими и мещанскими домами, украшенными деревянной резьбой, зданиями госучреждений, церквами.
В городе 4 музея: художественно-исторический музей им. А. В. Григорьева, музей купеческого быта, музей сатиры и юмора им. О. Бендера, этнографический музей народа мари под открытым небом.
Козьмодемьянский художественно-исторический музей им. А. В. Григорьева – это небольшой провинциальный музей, основу которого составляет коллекция работ известных русских художников второй пол. 19 - нач. 20 вв.
Айвазовским, Маковским, Каменевым, Поленовым, Машковым, братьями Коровиными, пожалуй, не удивишь искушенного любителя прекрасного. А когда эти же самые великие мастера, да еще в скромном городке – вот это уже удивительно! Это и покоряет многочисленных туристов, гостей города.
Основатель музея А.В.Григорьев мечтал создать на своей родине «малую Третьяковку». И мечта его сбылась.
Появление в Козьмодемьянске музея имеет свою предысторию. В мае 1918 года казанские художники П.А. Радимов и Г.А. Медведев формируют Волжско-Камскую передвижную выставку, цель которой - приблизить искусство к народу. Козьмодемьянск оказался единственным местом вернисажа, демонстрирующего около 40 картин казанских художников, а также из частных собраний жителей Казани.
В это время начинается гражданская война, фронтом которой Казань оказалась отрезанной: ее захватили белые. Возвращаться в Казань с произведениями искусства было опасно, и картины навсегда остаются в Козьмодемьянске. А когда в городе было решено создать краеведческий музей с художественным отделом, эти картины оказались кстати. Они и стали первыми экспонатами художественного отдела.
Музей был организован 7 сентября 1919 года. Это был один из первых в Поволжье музеем, созданным в революционные годы.
Здесь обосновались и картины, которые привез на выставку П. А. Радимов, и краеведческий материал. Люди с большим увлечением собирают все, что представляет интерес для музея, в том числе и бивни мамонта, и старинную утварь, и военное снаряжение. Но основой музея, по мнению А. В. Григорьева, должен был стать художественный отдел.
Художественная коллекция формировалась постепенно. Тех сорока картин с Волжско-Камской выставки, которые так и остались в Козьмодемьянске, было недостаточно. Григорьев едет в Казань к друзьям-однокашникам. Кто-то дарит ему картины, кто-то продает. Григорьев общается с известным знатоком искусства, коллекционером А.Ф.Мантелем и приобретает у него живописные и графические работы, в их числе картины Жуковского, Колесникова, Шильдера, Кокорева, рисунки Лукомского, Лансере, Митрохина, Нарбута и Имбрес-Билибиной. Хлопочет и получает картины из Москвы из Центрального хранилища государственного музейного фонда.
Несмотря на огромную занятость, Александр Владимирович часто приходил в музей, оказывал ему всевозможную помощь. Уже тогда его работа была оценена высоко. Постановлением исполкома Козьмодемьянского уездного Совета от 4 ноября 1920 года музею было присвоено его имя: «В честь третьей годовщины Октябрьской революции и ввиду усиленной работы в области народного образования и как основателя музея тов. Григорьева, местный городской музей именовать музеем имени тов. Григорьева Александра Владимировича».
Организованная А. В. Григорьевым в 1920 г. к третьей годовщине социалистической революции Первая Козьмодемьянская выставка картин, этюдов, эскизов и рисунков дополнила музейную коллекцию рядом новых работ казанских художников, а также козьмодемьянских художников-педагогов и учащихся мастерской-школы.
В 1922 году Григорьева отзывают в Москву. Здесь он встречает и тех, с кем вместе учился в Казани, и, конечно, друзей-москвичей, соучеников по московскому училищу. В Москве он тоже занимается делами музеев и вопросами изобразительного искусства. И вновь в Козьмодемьянский музей пошел поток культурных ценностей – теперь уже из Москвы. В 20-е годы поступило более 50 картин известных русских художников, а также скульптура, фарфор и старинное оружие.
Подвижничество А. В. Григорьева вдохновило работников Козьмодемьянского музея на новые дела в формировании художественной коллекции. Хотелось иметь в собрании побольше работ современных мастеров живописи.
В 60-е годы в музее проводилась выставка марийских художников. После ее закрытия музею подарили свои работы художники Бутов, Пушков, Карпов и другие. В 70-80-е годы была налажена связь с ленинградскими художниками, большую помощь в этом оказал наш земляк Георгий Осокин. Благодаря ему, в музее появилось много работ студентов и выпускников института им. Репина, Высшего художественно-промышленного училища им. Мухиной и других ленинградских художников и профессоров живописи.
Имея столь большое и ценное собрание картин, Козьмодемьянская галерея привлекает к себе художников из разных городов страны. Многие, побывав здесь, приносят в дар музею свои произведения. Среди прочих имен можно встретить и такие, как профессора П. Д. Бучкина, В. А. Горба, В. В.Пименова и других. Музей имеет хорошее собрание работ нашего земляка М. Г. Платунова, профессора живописи института им. Репина. Большое и ценное наследие местного материала оставил И. М. Пландин.
В последние годы галерея пополняется в основном работами марийских художников.
В настоящее время в художественной коллекции музея свыше 1300 произведений живописи, более 1750 графических работ, а также небольшая коллекция скульптуры, фарфора, предметов декоративно-прикладного искусства. Экспозиции музея, построенные по хронологическому принципу, представляют различные этапы развития живописи: искусство эпохи классического академизма, живопись второй половины 19 века, живопись рубежа 19-20 веков, живопись советского периода, современное марийское искусство, а также западноевропейская живопись.
Интересны и экспозиции музея, рассказывающие о природе, истории города и края. Часть экспозиции, относящейся к древней истории края, особенно привлекательна за счет присутствия колоритнейшего неандертальца, а уголок природы - присутствием сказочных жителей леса, лесовиков-моховиков.
Для любителей тишины и уединения музей Григорьева предлагает свой «Эрмитаж» - музейное кафе, стилизованное под купеческую старину.
В 1919 году только что сформированный музей расположился в бывшем доме купца Торсуева, а в 1930-м году переехал в Смоленский собор, тем самым спас храм от разрушения в тяжелые 30-е годы. Но позднее в 1997 году храм передали верующим, и музейная коллекция переехала в отреставрированный купеческий особняк, построенный в 1883г. купцом Пономаревым и считающийся самым красивым по архитектуре и отделке в городе. Это было большим везением для коллекции, особенно для художественного отдела. Дух купеческого дома делает экспозиции музея какими-то теплыми, домашними. И восприятие живописи, пожалуй, здесь иное, нежели в современных арт-галереях.
Если бы вывеска на фасаде бывшего купеческого особняка не говорила о том, что в нем расположился музей, то у каждого, поднявшегося по мраморной лестнице на второй этаж, пожалуй, сложилось бы впечатление, что жизнь в этом доме конца 19 века и не прекращалась: его сразу охватят тишина, умиротворенность, отрешенность от суетности бытия. Картины в шикарных золоченых рамах напомнят ему, скорее, не музейную экспозицию, а богато украшенные произведениями живописи интерьеры жилого особняка.
Пройдитесь по старинным улочкам города, где пышные купеческие и мещанские дома перемежаются домами простого люда. Строгий классицизм каменных особняков и ажурная резьба деревянных домов еще живы здесь и радуют глаз.
Гуляя по городу, вы непременно заметите деревянный голубой дом, богато украшенный прорезной резьбой. Это бывший жилой дом купца А. И. Шишокина, который позднее выкупил для своей конторы лесопромышленник А. А. Губин Сейчас здесь уютно расположился музей купеческого быта 19-20вв. Купечество Козьмодемьянска сыграло главную роль в развитии города, в превращении его в один из основных центров лесной торговли в России в конце 19 в.
Быт купцов представлен коллекцией старинной мебели, домашней утварью, музыкальными инструментами, книгами. Удивительно то, что в доме сохранилось не только прежнее расположение купеческих покоев, но и дух прошлой жизни. Да и от традиционного понятия музея наш музей очень отличается. Здесь можно все: посидеть на гнутых черемуховых стульях, заглянуть за стеклянную дверцу горки (шкафа для хранения щегольской посуды, по В. И. Далю), выдвинуть тяжелые ящики комода или просто заглянуть в очаровательное напольное зеркало, богато украшенное рельефной резьбой. Изюминкой дома является деревянный трехцветный дубовый паркет, причем сложные узоры в разных комнатах не повторяются. Здесь к тебе приходит ощущение того, что хозяева будто ненадолго вышли и вот-вот вернутся.
Еще одна достопримечательность Козьмодемьянска - этнографический музей под открытым небом. Он уникален тем, что рассказывает о культуре и быте малочисленного народа - горных мари, местом компактного проживания которого является правобережная часть нашей республики.
В целях сохранения для последующих поколений образцов старинных орудий труда и быта, применявшихся в дореволюционном и довоенном крестьянском хозяйстве Марийского Поволжья, собрание уполномоченных районного совета колхозов 2 сентября 1977г. постановило собрать силами и средствами колхозов, предприятий города и Горномарийского района в Козьмодемьянске районный музей земледельца.
27 февраля 1979г. решением исполнительного комитета Горномарийского района Совета народных депутатов началось строительство этнографического музея под открытым небом.
Этнографический музей под открытым небом был открыт летом 1983г. Это событие было приурочено к 400-летию Козьмодемьянска. Он стал основным хранилищем памятников зодчества, предметов быта, труда и культуры земледельцев и кустарей горномарийской стороны. Ожившие экспонаты помогают глубже познать историю, внушают гордость за славные дела предков. Организаторы музея стремились воссоздать оригинальные детали архитектуры и быта горномарийского населения.
Площадь музея составляет более пяти гектаров. На его территории построено более 60 различных объектов и строений, собрано свыше 2000 экспонатов старины, предметов труда и быта горных мари.
Этнографический музей в Козьмодемьянске строится, растет, пополняется новыми экспонатами. В городе за короткий срок сумели воссоздать замечательный уголок старины, отражающий труд и быт горных мари. Здесь собрано все типичное, характерное для старинных поселений, жилищ и надворных построек, хозяйственного и бытового инвентаря марийских крестьян. Планировка музея, расположение объектов выполнены на научной основе, со знанием этнографии. Представленные в нем объекты и экспонаты дают полное представление о хозяйственных занятиях, постройках, жилищах, транспортных средствах, орудиях труда, бытовой утвари крестьян.
Коллекции музея состоят из хозяйственных построек: ветряной мельницы, кузницы, жилой избы, амбаров, бани по - черному, бани по - белому и многих других, а также предметов труда и быта, тончайшей горномарийской вышивки, плетеных изделий 18–20вв.
Музей очень дорог всем жителям края, молодому поколению он наглядно демонстрирует «дела давно минувших дней», быт и занятия предков, а людям старшего поколения дает возможность вспомнить годы далекой молодости.
Этнографический музей - прекрасное место для отдыха.
Козьмодемьянск, как известно, является прообразом Васюков в знаменитом романе Ильфа и Петрова "Двенадцать стульев". Тема "Остап в Васюках" нашла свое место в музее сатиры юмора им. О.Бендера, коллекция которого состоит из различных «памятников», связанных с пребыванием в городе Васюки великого комбинатора, оставившего неизгладимый след в душах васюкинцев. Хороши Остап Бендер, Киса Воробьянинов и рыжий васюкинец на фоне старого и нью-васюкинского пейзажа, насыщенного различными объектами: скрипучими деревянными лестницами, серенькими домами, блестящим красавцем небоскребом, аэропланом, дирижаблем, фуникулером, радиотрансляционной вышкой, сообщающей всему миру сногсшибательные результаты международного васюкинского шахматного конгресса. И все эта мешанина из несовместимых друг с другом вещей – плод буйной неуемной фантазии великого комбинатора.
С 1995г. в городе проводится фестиваль сатиры и юмора под названием "Бендериада". Вся информация об этих праздниках в виде фотографий, стульев, рекламных проспектов, меморий виновника торжества стекается в этот музей.
Музеи маленького провинциального городка всегда с радушием открывают свои двери.
Наш маленький городок имеет большую историю. Как у каждого города, у Козьмодемьянска, кроме прошлого, есть и настоящее, и будущее.
Козьмодемьянск, благоухающий весной ароматом цветущих садов, летом утопающий в зелени деревьев, осенью удивляющий богатством урожая яблок, зимой своим неспешным течением жизни, - прекрасное место для отдыха, успокоения от суетности цивилизованного мира.


О проекте     Попечительский совет     Партнёры     Новости     Гостевая книга     Каталог     Контакты

 
Все права защищены и принадлежат проекту «Большое Золотое Кольцо России».
Разработка сайта: