Сайт разработан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям |
Главная страница Карта сайта | ||||||||
| |||||||||
|
|
Государственное учреждение культуры «Государственный мемориально-архитектурный комплекс «Музей-усадьба П.И. Чайковского»Государственное учреждение культуры «Государственный мемориально-архитектурный комплекс «Музей-усадьба П.И. Чайковского» был открыт в 1940 г. на родине великого русского композитора в г.Воткинске в доме, в котором П.И.Чайковский родился и провел первые 8 лет жизни. В 1837 г. отец будущего композитора И.П.Чайковский был назначен начальником Воткинского железоделательного завода. В конце первой четверти XIX в. Воткинский завод по своей значимости и количеству населения был приравнен к горным городам. В это период в промышленных центрах России, в том числе, и на Урале начинается реконструкция старых и строительство новых предприятий, фабрик и заводов. Большая работа по благоустройству Воткинского завода выпала на долю архитектора В.Н.Петенкина. Перестройка завода была начата в 1828 г., а в 1836 г. Петенкин составляет генеральную планировку поселка: строит комплекс зданий госпиталя, конюшен, склада, благоустраивает плотину. С окончанием этих работ к середине XIX века Воткинск превратился в один из красивейших поселков Урала. На западном берегу пруда были построены дома для жительства чиновников, эту улицу было принято называть Господской. В 1840-е гг. дом №1 (мемориальный дом, в котором с 1837 по 1848 гг. проживала семья Чайковских) по улице Господской представлял собой особняк, выполненный в классическом стиле, с прилегающими усадебными строениями: людской избой, навесом для экипажей, конюшнями, коровником, амбаром, ледником, овощной ямой. Особняк традиционно доминировал над окружающей жилой застройкой и входил в один из основных архитектурных ансамблей Воткинска. История строительства и реконструкции «дома №1», берущая свое начало еще в 1806 г., довольно запутана. Первоначально особняк, традиционно отводившийся горным начальникам, был одноэтажным, симметричным в плане. Стоявшее около воды деревянное на каменном фундаменте здание быстро обветшало, поэтому в 1826 г., перед началом реконструкции завода, В.Н.Петенкин капитально перестроил дом. В 1837 г. в доме поселился И.П.Чайковский – новый начальник Воткинского завода – и сразу начал «небольшую поправку», «которая впрочем, состояла только в подставках и в окрасе наружных и внутренних стен». Это было вызвано, прежде всего, необходимостью предоставить дом путешествовавшему по Уралу со своим воспитателем В.А.Жуковским наследнику престола. В трех комнатах по эскизам архитектора в 1837 г. расписали полы, имитируя паркет. Застекленная галерея удобно соединила столовую с кухней. Дом стал уютным, хорошо приспособленным для проживания большой и дружной семьи Чайковских. Простые, но отточенные архитектурные детали придали деревянному отштукатуренному зданию облик каменного особняка. О тонком вкусе архитектора и владельцев дома свидетельствовали и окружающие строения. Решетчатые деревянные ворота с монументальными отштукатуренными пилонами, декорированными карнизами с модульонами, стояли по бокам дома. В саду, вызывавшем своей романтической живописностью восторг членов семьи Чайковских. Три беседки, построенные Петенкиным в 1828 г., явились характерным образцом парковой архитектуры классицизма. Судьба этого дома на протяжении двух веков складывалась, пожалуй, традиционно для подобных домов на горнозаводском Урале. Со времени своей постройки (1806 г.) и до 1917 г. – казенная квартира начальника Камско-Воткинского завода. В 1918 г. дом оказался втянутым в водоворот политических событий. Сначала в нем разместился штаб белых, затем штаб красных. Мебель, которая к тому времени еще существовала, была уничтожена или расхищена. После окончания гражданской войны в доме расположился машиностроительный техникум, после него – Союз молодежи, потом три года в доме находилась школа-семилетка. Положение резко изменилось в конце 30-х гг. Приближающееся столетие со дня рождения композитора решено было встретить на самом высоком уровне. Инициативу земляков Чайковского об организации музея, поддержал Совнарком Удмуртской АССР. К тому времени мало что напоминало в разоренном особняке о его прошлом. «Открытие» бывшего дома Чайковских, как возможного музейного объекта, принадлежит первому директору музея М.Х.Тутынину и научному сотруднику Дома-музея П.И.Чайковского в Клину Н.К.Руковишникову. Из Клинского музея были переданы в Воткинск подлинные вещи Чайковских – рояль «Вирт», стол из московской квартиры композитора, икона «Образ Девы Марии», ноты, книги, фотографии. Кроме музея в здании разместилась и первая в Воткинске детская музыкальная школа. В апреле 1940 г. Руковишников сообщал в своем письме к Ю.Л.Давыдову, племяннику композитора: «У меня музей получился хороший… простор комнат дал возможность развернуть экспозицию очень эффектную...». Великая Отечественная война прервала работу только что открывшегося музея. Фонды были законсервированы, все вещи снесены в левое крыло дома. Всю остальную часть здания занял госпиталь и летное училище. 2 сентября 1941 г. в Воткинск прибыли эвакуированные сотрудники Клинского музея Ю.Л.Давыдов, Г.Б.Бернадт, Е.Б.Гершовский и другие вместе с экспонатами. Их приезд сыграл особую роль в культурной жизни Воткинска. По воспоминаниям внучатой племянницы композитора К.Ю.Давыдовой: «Как только была организована экспозиция, музей стал проводить «музыкальные среды». … Слушатели прибегали прямо из цехов, едва успев вымыть руки. Скапливалось столько народа, что большинство слушали стоя и даже помещались на площадке лестницы. Приходилось точно к началу лекции запирать дверь внизу при входе в дом. Опоздавшие готовы были выломать двери, так сильна была тяга к мирной обстановке, к музыке». Осенью 1943 г., в канун 50-летия со дня смерти композитора, Совнарком Удмуртской АССР принял постановление о возобновлении деятельности музея. Материалы для новой экспозиции начал готовить коллектив Клинского музея, но смонтировать новую выставку они уже не успели, последовал приказ об их возвращении в Подмосковье. В 60-х гг. XX в. начался новый этап в жизни музея. Музыкальная школа получила новое типовое здание. Назрела острая необходимость в реставрации дома, которая преследовала цель максимально приблизить внешний вид и внутреннюю планировку дома к стилю 40-х гг. XIX столетия, что предполагало освободить строение от разного рода архитектурных наслоений. Документальный материал по архитектурной истории дома был весьма скуден: несколько писем И.П.Чайковского, описание дома в книгах сдачи (1848) и приемки (1837) завода отцом композитора, двумя фотографиями 1910 и 1915 гг. и чертежом начала ХХ в. с планом здания. Для разработки проекта была приглашена московский архитектор Л.С.Сахарова. Все помещения были подвергнуты комплексному исследованию – обмеры, описания, фотофиксация, зондажи, демонтаж всех элементов архитектуры и декора (включая двери, пол, фрагменты штукатурки, печи). Собранный материал позволил внести коренные изменения в планировку дома, восстановить комнатные перегородки, лестницы и т.д. Было найдено несколько половиц расписного паркета, который был при жизни Чайковских в этом доме. Комнаты были окрашены в цвета, о которых упоминал в одном из писем И.П.Чайковский: «... зала желтая, пред нею биллиардная лиловая, гостиная голубая, ниш в гостиной круглый с диваном наподобие палатки полосами желтой с голубым, спальня тоже лиловая, девичья осталась без перекрашивания - розовая, столовая по-старому желтая, кабинет по-старому зеленый...». Благодаря опыту и интуиции Л.С.Сахаровой, которая при минимуме графических материалов смогла разработать приемлемый для своего времени проект, осуществление которого не только спасало обветшавшее здание от разрушения, но и приблизило его облик к первоначальному. Проведенная реставрация стала значительным рубежом в истории музея. В 70-80 гг. существенным вкладом в науку о П.И.Чайковском стали подготовленные музеем сборники: «И.П.Чайковский. Жизнь и деятельность», Ижевск, 1979 г.; «П.И.Чайковский и русская литература», Ижевск, 1980 г.; «П.И.Чайковский и Урал», Ижевск, 1983 г.; «Театр в жизни и творчестве П.И.Чайковского», Ижевск, 1983 г. В практику музея вошли научные конференции всесоюзного масштаба. В 1976 г. искусствоведом, доктором исторических наук, профессором Е.Ф.Шумиловым были введены в научный оборот уникальные документы - «Планы и фасады» домов под номерами 1,2,3,4,5 и 6, состоящих при Камско-Воткинском заводе, подписанные архитектором В.Н.Петенкиным и датируемые 1843-1844 гг., т.е. временем проживания семьи Чайковских в Воткинске (1837-1848 гг.). Найденные документы позволили восстановить внешний облик дома №1 в ансамбле с другими зданиям и строениями, показать тот мир, который окружал будущего композитора, формируя его характер и вкусы. В связи с подготовкой к 150-летию со дня рождения П.И.Чайковского, в 1982 г. Министерством культуры РСФСР было принято решение о восстановлении усадьбы Чайковских и связанной с ней мемориальной зоны. В период с 1986 по 1990 гг. была проведена вторая научная реставрация, проект которой разработан в Средневолжском филиале института «Спецпроектреставрация» (проектировщики В.А.Сидоров и Ю.В.Козлов), автор художественного проекта - В.И.Ваганов, г. Москва. После окончания реставрации (в 1990 г.) и по сей день музей-усадьба П.И.Чайковского представляет собой мемориально-архитектурный комплекс, общая площадь которого составляет 3,2 гектара и включает 16 экспозиционных объектов. Главный из них – мемориальный дом композитора, который является памятником федерального значения. Экспозиции музея посвящены теме детства П.И.Чайковского, что в союзе с архитектурной средой передает удивительно гармоничную атмосферу первых лет жизни композитора. Предметы обстановки в комнатах – подлинные изделия мастеров XIX в. Бытовую экспозицию дополняют документы, копии писем, книги. Экспозиция Людской избы рассказывает о культуре и быте горнозаводского населения первой половины XIX в. Напротив дома установлен памятник композитору, автор – известный скульптор О.К.Комов. Сегодня Музей-усадьба П.И.Чайковского является центром изучения творческого наследия великого композитора. Установлены тесные связи с домом-музеем П.И.Чайковского в Клину, ведущими российскими и зарубежными учеными, изучающими жизнь и творчество композитора. За годы существования музей накопил богатый опыт научной, пропагандистской и экскурсионной работы. Основная задача – увековечение жизни и творчества П.И.Чайковского, возрождение народных традиций 1-й половины XIX в. Сотрудники музея находятся в постоянном поиске и осваивают новые формы работы с различными возрастными и социальными группами посетителей. В мемориальном доме проводятся театрализованные экскурсии, «музыкальные четверги», праздники Рождества, Пасхи, Троицы. Ежегодно, начиная с 1958 г., на родине П.И.Чайковского проводятся музыкальные фестивали, посвященные дню рождения композитора. Фестивальные концерты знакомят меломанов с исполнительским мастерством ведущих музыкальных коллективов нашей страны. Гостями фестиваля в разное время были Московский симфонический оркестр под управлением В.Дударовой, Академический симфонический оркестр Ленинградской филармонии под руководством Ю.Темирканова, Государственный академический симфонический оркестр СССР и его руководитель Е.Светланов и многие другие. Яркий след оставили в памяти слушателей выступления известных пианистов Я.Флиера, Е.Малинина, Э.Вирсаладзе, А.Наседкина, Н.Петрова, М.Плетнева, скрипачей В.Климова, В.Пикайзена, В.Спивакова, В.Третьякова. Музей - усадьба П.И.Чайковского является визитной карточкой Удмуртской Республики. Ежегодно мемориально-архитектурный комплекс посещают более 140 тысяч российских и иностранных туристов. Двери музея гостеприимно открыты для всех почитателей гения мировой музыкальной культуры П.И.Чайковского. |
О проекте
Попечительский совет
Партнёры
Новости
Гостевая книга
Каталог
Контакты
Все права защищены и принадлежат проекту «Большое Золотое Кольцо России».
|
Разработка сайта:
|