Сайт разработан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
   
Главная страница    Карта сайта    

Республика Адыгея
Республика Алтай
Республика Башкортостан
Республика Бурятия
Республика Дагестан
Республика Ингушетия
Кабардино-Балкарская Республика
Республика Калмыкия
Карачаево-Черкесская Республика
Республика Карелия
Республика Коми
Республика Марий Эл
Республика Мордовия
Республика Саха (Якутия)
Республика Северная Осетия-Алания
Республика Татарстан
Республика Тыва (Тува)
Еврейская Автономная Область
Удмуртская Республика
Республика Хакасия
Чеченская Республика
Чувашская Республика
Алтайский край
Забайкальский край
Камчатский край
Краснодарский край
Красноярский край
Пермский край
Приморский край
Ставропольский край
Хабаровский край
Амурская область
Архангельская область
Астраханская область
Белгородская область
Брянская область
Владимирская область
Волгоградская область
Вологодская область
Воронежская область
Ивановская область
Иркутская область
Калининградская область
Калужская область
Кемеровская область
Кировская область
Костромская область
Курганская область
Курская область
Ленинградская область
Липецкая область
Магаданская область
Московская область
Мурманская область
Нижегородская область
Новгородская область
Новосибирская область
Омская область
Оренбургская область
Орловская область
Пензенская область
Псковская область
Ростовская область
Рязанская область
Самарская область
Саратовская область
Сахалинская область
Свердловская область
Смоленская область
Тамбовская область
Тверская область
Томская область
Тульская область
Тюменская область
Ульяновская область
Челябинская область
Ярославская область
Читинская область
Москва
Санкт-Петербург
Ненецкий автономный округ
Ханты-Мансийский автономный округ
Чукотский автономный округ
Ямало-Ненецкий автономный округ
Удмуртская Республика  Достопримечательности     Регионы

Фото музея 60 е гг. ХХ векаСемья Чайковских(фото1848г.)План улицы ГосподскойНочной музейМузей фото 1949гМузей (вид со двора)МузейМемориальный дом (современное сотояние)Музей-усадьба П.И.Чайковского


Государственное учреждение культуры «Государственный мемориально-архитектурный комплекс «Музей-усадьба П.И. Чайковского»

Государственное учреждение культуры «Государственный мемориально-архитектурный комплекс «Музей-усадьба П.И. Чайковского» был открыт в 1940 г. на родине великого русского композитора в г.Воткинске в доме, в котором П.И.Чайковский родился и провел первые 8 лет жизни.

В 1837 г. отец будущего композитора И.П.Чайковский был назначен начальником Воткинского железоделательного завода. В конце первой четверти XIX в. Воткинский завод по своей значимости и количеству населения был приравнен к горным городам. В это период в промышленных центрах России, в том числе, и на Урале начинается реконструкция старых и строительство новых предприятий, фабрик и заводов. Большая работа по благоустройству Воткинского завода выпала на долю архитектора В.Н.Петенкина. Перестройка завода была начата в 1828 г., а в 1836 г. Петенкин составляет генеральную планировку поселка: строит комплекс зданий госпиталя, конюшен, склада, благоустраивает плотину.

С окончанием этих работ к середине XIX века Воткинск превратился в один из красивейших поселков Урала.

На западном берегу пруда были построены дома для жительства чиновников, эту улицу было принято называть Господской. В 1840-е гг. дом №1 (мемориальный дом, в котором с 1837 по 1848 гг. проживала семья Чайковских) по улице Господской представлял собой особняк, выполненный в классическом стиле, с прилегающими усадебными строениями: людской избой, навесом для экипажей, конюшнями, коровником, амбаром, ледником, овощной ямой. Особняк традиционно доминировал над окружающей жилой застройкой и входил в один из основных архитектурных ансамблей Воткинска.

История строительства и реконструкции «дома №1», берущая свое начало еще в 1806 г., довольно запутана. Первоначально особняк, традиционно отводившийся горным начальникам, был одноэтажным, симметричным в плане. Стоявшее около воды деревянное на каменном фундаменте здание быстро обветшало, поэтому в 1826 г., перед началом реконструкции завода, В.Н.Петенкин капитально перестроил дом. В 1837 г. в доме поселился И.П.Чайковский – новый начальник Воткинского завода – и сразу начал «небольшую поправку», «которая впрочем, состояла только в подставках и в окрасе наружных и внутренних стен». Это было вызвано, прежде всего, необходимостью предоставить дом путешествовавшему по Уралу со своим воспитателем В.А.Жуковским наследнику престола. В трех комнатах по эскизам архитектора в 1837 г. расписали полы, имитируя паркет. Застекленная галерея удобно соединила столовую с кухней. Дом стал уютным, хорошо приспособленным для проживания большой и дружной семьи Чайковских. Простые, но отточенные архитектурные детали придали деревянному отштукатуренному зданию облик каменного особняка. О тонком вкусе архитектора и владельцев дома свидетельствовали и окружающие строения. Решетчатые деревянные ворота с монументальными отштукатуренными пилонами, декорированными карнизами с модульонами, стояли по бокам дома. В саду, вызывавшем своей романтической живописностью восторг членов семьи Чайковских. Три беседки, построенные Петенкиным в 1828 г., явились характерным образцом парковой архитектуры классицизма.

Судьба этого дома на протяжении двух веков складывалась, пожалуй, традиционно для подобных домов на горнозаводском Урале. Со времени своей постройки (1806 г.) и до 1917 г. – казенная квартира начальника Камско-Воткинского завода. В 1918 г. дом оказался втянутым в водоворот политических событий. Сначала в нем разместился штаб белых, затем штаб красных. Мебель, которая к тому времени еще существовала, была уничтожена или расхищена.

После окончания гражданской войны в доме расположился машиностроительный техникум, после него – Союз молодежи, потом три года в доме находилась школа-семилетка.

Положение резко изменилось в конце 30-х гг. Приближающееся столетие со дня рождения композитора решено было встретить на самом высоком уровне. Инициативу земляков Чайковского об организации музея, поддержал Совнарком Удмуртской АССР. К тому времени мало что напоминало в разоренном особняке о его прошлом.

«Открытие» бывшего дома Чайковских, как возможного музейного объекта, принадлежит первому директору музея М.Х.Тутынину и научному сотруднику Дома-музея П.И.Чайковского в Клину Н.К.Руковишникову. Из Клинского музея были переданы в Воткинск подлинные вещи Чайковских – рояль «Вирт», стол из московской квартиры композитора, икона «Образ Девы Марии», ноты, книги, фотографии.

Кроме музея в здании разместилась и первая в Воткинске детская музыкальная школа.

В апреле 1940 г. Руковишников сообщал в своем письме к Ю.Л.Давыдову, племяннику композитора: «У меня музей получился хороший… простор комнат дал возможность развернуть экспозицию очень эффектную...».

Великая Отечественная война прервала работу только что открывшегося музея. Фонды были законсервированы, все вещи снесены в левое крыло дома. Всю остальную часть здания занял госпиталь и летное училище.

2 сентября 1941 г. в Воткинск прибыли эвакуированные сотрудники Клинского музея Ю.Л.Давыдов, Г.Б.Бернадт, Е.Б.Гершовский и другие вместе с экспонатами. Их приезд сыграл особую роль в культурной жизни Воткинска. По воспоминаниям внучатой племянницы композитора К.Ю.Давыдовой: «Как только была организована экспозиция, музей стал проводить «музыкальные среды». … Слушатели прибегали прямо из цехов, едва успев вымыть руки. Скапливалось столько народа, что большинство слушали стоя и даже помещались на площадке лестницы. Приходилось точно к началу лекции запирать дверь внизу при входе в дом. Опоздавшие готовы были выломать двери, так сильна была тяга к мирной обстановке, к музыке».

Осенью 1943 г., в канун 50-летия со дня смерти композитора, Совнарком Удмуртской АССР принял постановление о возобновлении деятельности музея. Материалы для новой экспозиции начал готовить коллектив Клинского музея, но смонтировать новую выставку они уже не успели, последовал приказ об их возвращении в Подмосковье.

В 60-х гг. XX в. начался новый этап в жизни музея. Музыкальная школа получила новое типовое здание. Назрела острая необходимость в реставрации дома, которая преследовала цель максимально приблизить внешний вид и внутреннюю планировку дома к стилю 40-х гг. XIX столетия, что предполагало освободить строение от разного рода архитектурных наслоений. Документальный материал по архитектурной истории дома был весьма скуден: несколько писем И.П.Чайковского, описание дома в книгах сдачи (1848) и приемки (1837) завода отцом композитора, двумя фотографиями 1910 и 1915 гг. и чертежом начала ХХ в. с планом здания.

Для разработки проекта была приглашена московский архитектор Л.С.Сахарова. Все помещения были подвергнуты комплексному исследованию – обмеры, описания, фотофиксация, зондажи, демонтаж всех элементов архитектуры и декора (включая двери, пол, фрагменты штукатурки, печи). Собранный материал позволил внести коренные изменения в планировку дома, восстановить комнатные перегородки, лестницы и т.д.

Было найдено несколько половиц расписного паркета, который был при жизни Чайковских в этом доме. Комнаты были окрашены в цвета, о которых упоминал в одном из писем И.П.Чайковский: «... зала желтая, пред нею биллиардная лиловая, гостиная голубая, ниш в гостиной круглый с диваном наподобие палатки полосами желтой с голубым, спальня тоже лиловая, девичья осталась без перекрашивания - розовая, столовая по-старому желтая, кабинет по-старому зеленый...».

Благодаря опыту и интуиции Л.С.Сахаровой, которая при минимуме графических материалов смогла разработать приемлемый для своего времени проект, осуществление которого не только спасало обветшавшее здание от разрушения, но и приблизило его облик к первоначальному. Проведенная реставрация стала значительным рубежом в истории музея.

В 70-80 гг. существенным вкладом в науку о П.И.Чайковском стали подготовленные музеем сборники: «И.П.Чайковский. Жизнь и деятельность», Ижевск, 1979 г.; «П.И.Чайковский и русская литература», Ижевск, 1980 г.; «П.И.Чайковский и Урал», Ижевск, 1983 г.; «Театр в жизни и творчестве П.И.Чайковского», Ижевск, 1983 г.

В практику музея вошли научные конференции всесоюзного масштаба. В 1976 г. искусствоведом, доктором исторических наук, профессором Е.Ф.Шумиловым были введены в научный оборот уникальные документы - «Планы и фасады» домов под номерами 1,2,3,4,5 и 6, состоящих при Камско-Воткинском заводе, подписанные архитектором В.Н.Петенкиным и датируемые 1843-1844 гг., т.е. временем проживания семьи Чайковских в Воткинске (1837-1848 гг.).

Найденные документы позволили восстановить внешний облик дома №1 в ансамбле с другими зданиям и строениями, показать тот мир, который окружал будущего композитора, формируя его характер и вкусы.

В связи с подготовкой к 150-летию со дня рождения П.И.Чайковского, в 1982 г. Министерством культуры РСФСР было принято решение о восстановлении усадьбы Чайковских и связанной с ней мемориальной зоны. В период с 1986 по 1990 гг. была проведена вторая научная реставрация, проект которой разработан в Средневолжском филиале института «Спецпроектреставрация» (проектировщики В.А.Сидоров и Ю.В.Козлов), автор художественного проекта - В.И.Ваганов, г. Москва.

После окончания реставрации (в 1990 г.) и по сей день музей-усадьба П.И.Чайковского представляет собой мемориально-архитектурный комплекс, общая площадь которого составляет 3,2 гектара и включает 16 экспозиционных объектов. Главный из них – мемориальный дом композитора, который является памятником федерального значения.

Экспозиции музея посвящены теме детства П.И.Чайковского, что в союзе с архитектурной средой передает удивительно гармоничную атмосферу первых лет жизни композитора. Предметы обстановки в комнатах – подлинные изделия мастеров XIX в. Бытовую экспозицию дополняют документы, копии писем, книги. Экспозиция Людской избы рассказывает о культуре и быте горнозаводского населения первой половины XIX в. Напротив дома установлен памятник композитору, автор – известный скульптор О.К.Комов.

Сегодня Музей-усадьба П.И.Чайковского является центром изучения творческого наследия великого композитора. Установлены тесные связи с домом-музеем П.И.Чайковского в Клину, ведущими российскими и зарубежными учеными, изучающими жизнь и творчество композитора.

За годы существования музей накопил богатый опыт научной, пропагандистской и экскурсионной работы. Основная задача – увековечение жизни и творчества П.И.Чайковского, возрождение народных традиций 1-й половины XIX в.

Сотрудники музея находятся в постоянном поиске и осваивают новые формы работы с различными возрастными и социальными группами посетителей. В мемориальном доме проводятся театрализованные экскурсии, «музыкальные четверги», праздники Рождества, Пасхи, Троицы.

Ежегодно, начиная с 1958 г., на родине П.И.Чайковского проводятся музыкальные фестивали, посвященные дню рождения композитора. Фестивальные концерты знакомят меломанов с исполнительским мастерством ведущих музыкальных коллективов нашей страны. Гостями фестиваля в разное время были Московский симфонический оркестр под управлением В.Дударовой, Академический симфонический оркестр Ленинградской филармонии под руководством Ю.Темирканова, Государственный академический симфонический оркестр СССР и его руководитель Е.Светланов и многие другие.

Яркий след оставили в памяти слушателей выступления известных пианистов Я.Флиера, Е.Малинина, Э.Вирсаладзе, А.Наседкина, Н.Петрова, М.Плетнева, скрипачей В.Климова, В.Пикайзена, В.Спивакова, В.Третьякова.

Музей - усадьба П.И.Чайковского является визитной карточкой Удмуртской Республики. Ежегодно мемориально-архитектурный комплекс посещают более 140 тысяч российских и иностранных туристов. Двери музея гостеприимно открыты для всех почитателей гения мировой музыкальной культуры П.И.Чайковского.


О проекте     Попечительский совет     Партнёры     Новости     Гостевая книга     Каталог     Контакты

 
Все права защищены и принадлежат проекту «Большое Золотое Кольцо России».
Разработка сайта: