Памятник археологии Петроглифы села Сикачи-Алян
Географические координаты: 48 град. 45 мин. - северной широты 135 град. 39 мин. - восточной долготы
Местоположение: Хабаровский край, Хабаровский район, правый берег реки Амур, в 50 км. к северо-востоку от города Хабаровска, от нижней окраины села Сикачи-Алян до верхней окраины села Малышево. Петроглифы выполнены преимущественно на базальтовых валунах и частично - на скалистом уступе береговой террасы и сосредоточены на береговой полосе, протяженностью до 6 км. между селами Сикачи-Алян и Малышево.
Первые сведения о наскальных рисунках Сикачи-Аляна, стали известны в конце XIX века, благодаря дневниковым записям русского востоковеда Палладия Кафарова. Первые печатные сведения о петроглифах у с. Сикачи-Алян и Малышево, появились в газете «Приамурские ведомости» в 1895 г. Их автор - штабс-капитан Петр Иванович Ветлицын, дал общую характеристику рисункам технике их исполнения и легенду их происхождения, а также выполнил несколько зарисовок. Первые сведения о петроглифах Амура, опубликованные в 1899 г. в зарубежной печати, принадлежат американскому востоковеду Бертольду Лауферу - участнику этнологической экспедиции на Амур, организованной Американским музеем естественной истории. Американскому этнографу удалось сделать несколько фотографий и эстампажей древних рисунков, а также записать нанайскую легенду о «трех солнцах», связанную с возникновением петроглифов. В 1908 г. краткое описание петроглифов у с. Сикачи-Алян, во время своей экспедиции в горы Сихотэ-Алиня, сделал известный дальневосточный исследователь В.К.Арсеньев. Древние легенды, связанные с Сикачи-Алянскими петроглифами и народом, населявшим эти места, во время своего путешествия в 1910 г., описывал этнограф Л.Я.Штернберг. Специальные исследования Сикачи-Алянских рисунков в начале 30-х годов прошлого века, провел Н.Г.Харламов. Он определил местонахождение петроглифов, сделал их фотографии и эстампажи, а также собрал в этом месте небольшую коллекцию археологических предметов, состоящих из каменных орудий труда и фрагментов керамики. Огромные валуны с петроглифами он связывал с остатками древнего города «Гальбу». В 1935 г. петроглифы у с. Сикачи-Алян и Малышево были обследованы участниками «Нижне-Амурской археологической экспедицией Института этнографии АН СССР под руководством А.П.Окладникова. Были калькированы наиболее значимые рисунки, сделаны первоначальные выводы о стилях и временных рамках древних изображений. С 50-х годов начинается целая эпоха в планомерном научном изучении петроглифов Сикачи-Аляна, и все эти исследования проводятся под руководством А.П.Окладникова (позднее под руководством А.П.Деревянко). Итогом этой огромной научно-исследовательской работы становится, опубликованная в 1971 г., монография А.П.Окладникова «Петроглифы Нижнего Амура».
Петроглифы Сикачи-Аляна многосюжетны. Среди них изображения «личин», зверей, птиц, змей, лодок, чашевидных углублений (лунок), концентрических кругов. Основное место в сикачи-алянских петроглифах, безусловно, занимают стилизованные антропоморфные изображения - «личины». Их формы, заполнения и размеры очень разнообразны. Овальные, яйцевидно-овальные, сердцевидные, трапециевидные и соединения из этих нескольких форм, с ярко выраженным контуром и без него, а также рельефные личины, выполненные на схождении двух или трех граней. К отдельной группе можно отнести личины череповидной формы с широкой верхней частью и ярко выраженным узким подбородком. Внутреннее заполнение личин тоже многообразно, но почти на всех присутствует изображение глаз, носа и рта. Часто глаза выполнены в виде концентрических кругов, а нос, что характерно для череповидных личин, показан только в виде ноздрей. Многие личины внутри заполнены сложным орнаментом, состоящим из углов, треугольников, дуг или сочетания из последних. Некоторые изображения имеют вокруг себя ореол из расходящихся лучей, которые могут быть различной длины и располагаться, как в верхней части личины, так и по всей ее окружности.
К фаунистической группе рисунков Сикачи-Аляна относятся изображения лося, тигра, кабана, птиц и змей. Спорным остается изображение на вертикальной плоскости одного из камней группы из трех животных, которые похожи на низкорослых лошадей, но А.П.Окладников не исключает возможность, что древний художник хотел таким образом изобразить лосей. Особо выделяются изображения двух лосей (на горизонтальной и вертикальной плоскостях), выполненных в рентгеновском стиле. Самое крупное и эффектное из всех наскальных изображений Сикачи-Аляна - это композиция, выполненная на горизонтальной плоскости обособленно лежащего валуна, состоящая из рисунка лося, заполненного внутри орнаментом из завитков-спиралей и концентрических кругов и стилизованного небольшого изображения человека, стреляющего из лука в грациозного зверя.
Петроглифы Сикачи-Аляна являются результатом деятельности человека на протяжении целого ряда периодов и эпох, от раннего неолита до раннего средневековья, что подтверждает многообразие стилей и различия в технике их исполнения. Если рисунки, относящиеся к неолиту и раннему железному веку, выполнены способом глубокой желобчатой выбивки при помощи каменных инструментов, то раннесредневековые изображения уже наносились в стиле резной техники железным инструментом. Криволинейность в стилях ранних изображений сменяется в раннем средневековье рисунками с прямыми пропорциональными линиями. До настоящего времени весьма актуальной и научно обоснованной является датировка сикачи-алянских петроглифов, предложенная А.П.Окладниковым, основанная на сопоставлении стилей и образов рисунков и соотношении их с археологическими культурами Нижнего Амура. К периоду раннего неолита (мезолита), где более ранние рисунки датируются X тыс. до н.э. - относятся примитивные по технике и стилю изображения лошадей (лосей), фигурки лесных птиц, личины с простым внутренним заполнением (глаза, рот, нос), а также череповидные личины. К расцвету неолитической эпохи на Нижнем Амуре (IV-III тыс. до н.э.) можно отнести личины со сложным геометрическим заполнением их внутреннего пространства. Эта тенденция продолжается в позднем неолите и начальном этапе раннего железного века (II тыс. до н.э. - начале I тыс. до н.э.). Кроме того, к этому этапу относятся наиболее яркие изображения лосей в рентгеновском стиле со сложным внутренним заполнением из завитков-спиралей и концентрических кругов. И, наконец, самые поздние из рисунков, выполненные в стиле резной техники, и относятся к первой половине I тыс. н.э.
Нужно отметить, что из всего многообразия петроглифов Сикачи-Аляна, исследователи разных лет, что применительно и к настоящему времени, могли видеть здесь лишь часть рисунков. Это обусловлено теми природными условиями, в результате которых памятник находится в постоянном движении или «живом» состоянии. Благодаря такому состоянию обнаруживаются новые рисунки, а некоторые, выявленные ранее, бесследно исчезают. Что касаемо выявления новых рисунков, то здесь в главной роли выступают уровень воды в Амуре, выветривание песчаных отложений, а также направление солнечного света, который, во многом, позволяет отличить древний рисунок от природной работы на камне. Благодаря очень низкому уровню воды, что в нижнем течении Амура бывает редко, несколько новых рисунков было выявлено во время проведения охранных мероприятий в нижней части памятника, в 2000 г. Более 10 новых изображений в верхней части памятника было обнаружено специалистами проектного института «Хабаровскгражданпроект» и сотрудниками ГУК НПЦ по ОПИК Хабаровского края во время работ, связанных с подготовкой проекта зон охраны сикачи-алянских петроглифов.
За последние годы довольно ощутимо негативное влияние на памятник природного и, особенно, антропогенного факторов. К последнему можно отнести: современные надписи и рисунки, как на камнях с древними изображениями, так и без них; обводка и прочерчивание древних рисунков, появляющихся после посещения памятника неорганизованными туристами; разведение костров в непосредственной близости от петроглифов; использование валунов в процессе рыбной ловли и просто замусоривание территории памятника. Присутствие вандалистических рисунков и надписей характерно для многих наскальных памятников, и не только на территории России, а в Сикачи-Аляне эта негативная тенденция прослеживается еще с дореволюционных времен, что подтверждает сохранившаяся надпись с использованием буквы «ять». За последнее десятилетие это «современное искусство» особо прогрессирует, что связано с увеличением количества неорганизованных туристических групп и проблемами с охраной ценного историко-культурного объекта. Еще один аспект антропогенного характера, влияющий на петроглифы - это деятельность рыбаков-любителей. Привязанные к валунам металлические тросы и проволока, которые являются составляющей частью рыболовных снастей, оставляют на них глубокие выемки, что нарушает верхний защитный слой базальта, а разжигание костров не только оставляет копоть на поверхности, но часто приводит к раскалыванию камня. Кроме того, отсутствие оборудованных подъездных путей к берегу реки приводит к хаотичному движению транспортных средств, нередко в непосредственной близости с петроглифами, что также негативно отражается на состоянии памятника. Отмечены случаи осуществления местным населением культовых обрядов с использованием петроглифов.
Немаловажную роль в состоянии петроглифов играет и природный фактор, к которому относятся: сезонные колебания уровня воды в реке; масштабный ледоходный процесс; резкие перепады температур и замораживание; ветровая эрозия; прогрессирующая растительная среда. Самое губительное природное воздействие на каменную гряду с петроглифами оказывает весенний ледоход на Амуре. Благодаря большим глубинам и скорости течения в этом месте, гигантские плиты льда, толщиной до полутора метров, упираются в базальтовые глыбы и скальные выступы мыса, теснимые следующими, продвигаются вглубь на значительное расстояние. При этом многие камни с легкостью переворачиваются, скалываются от ударов друг о друга, перемещаются вверх или вдоль линии движения ледохода, порой на значительные расстояния. Исследования последних лет, позволили провести небольшой анализ современного (2000, 2003 гг.) местоположения камней с петроглифами, со схемами А.П.Окладникова (50-е годы). Результаты показали, что всего лишь за 50 лет, более 10 камней с рисунками оказались перевернутыми, и, примерно, такое же количество переместилось на расстояние от 20 см. до 25 м. Учитывая возраст петроглифов, можно только предполагать какие глобальные изменения в комплексах каменной гряды произошли за тысячелетия. Во время сезонных изменений уровня воды и, особенно, весенних и летних паводков, река перемещает массы песчаных и илистых отложений, которые, в последствие, осаждаются на камнях, находящихся в зоне затопления. Подобную работу проделывают массы песка, перемещаемые ветром в зоне береговой полосы. Интересная ситуация складывается после спада уровня воды в реке. Камни с изображениями, которые были скрыты под водой, после ее отступления, также труднодоступны для осмотра по причине оседания на них слоя ила, который под действием ветра, песка и солнца превращается в твердую корку. Кроме того, почвенные наносы способствуют активному росту растений, корневая система которых, проникает в микроскопические трещины на поверхности камня и увеличивает их в процессе своего роста. Темная поверхность камней способствует увеличению разницы температур между теневой и освещенной гранями валунов до 30 градусов в период высокой солнечной активности (с апреля по август), что создает ежесуточные циклические напряжения в камне, способствующие трещинообразованию. И вода, и песок с илом, и ветер и солнце, в той или иной мере, подвергают камень постоянной природной обработке. И без того, на пористой поверхности базальта, образуются новые углубления и трещины, а неоднократно проникающая в них и замерзающая зимой влага, постепенно разрушает камень.
Негативное воздействие природного и антропогенного характера на памятники наскального искусства Нижнего Амура, давно создали ситуацию, в которой необходима срочная разработка комплексной программы, направленной на их сохранение и современное использование. И первым этапом этой программы должен стать уникальный комплекс наскального искусства - «Петроглифы Сикачи-Аляна». Первоочередность этого объекта обусловлена в наибольшей мере его изученностью на сегодняшний день, масштабностью территории, многообразием и насыщенностью изображений, уникальным сочетанием здесь источников природной, исторической и этнографической среды. Кроме того, это единственный в Приамурье памятник древнего наскального искусства, который, в настоящий момент, используется в качестве туристического объекта. Естественно, мероприятиям по сохранению памятника должны предшествовать всесторонние многопрофильные научные исследования, связанные с консервацией, музеефикацией, работами охранного характера и продолжительного мониторинга.
Сикачи-Алянские петроглифы уникальный памятник истории и культуры. Он имеет большую научно-историческую и художественную значимость. Изучение этого памятника позволяет проследить длительный путь эволюционного развития искусства древних амурских племен. Это ценнейший источник познания истории культуры коренных народов Приамурья. Древние наскальные изображения у с. Сикачи-Алян являются поистине уникальными научными и культурными ценностями не только для России, но и для всего мира.