Сайт разработан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
   
Главная страница    Карта сайта    

Республика Адыгея
Республика Алтай
Республика Башкортостан
Республика Бурятия
Республика Дагестан
Республика Ингушетия
Кабардино-Балкарская Республика
Республика Калмыкия
Карачаево-Черкесская Республика
Республика Карелия
Республика Коми
Республика Марий Эл
Республика Мордовия
Республика Саха (Якутия)
Республика Северная Осетия-Алания
Республика Татарстан
Республика Тыва (Тува)
Еврейская Автономная Область
Удмуртская Республика
Республика Хакасия
Чеченская Республика
Чувашская Республика
Алтайский край
Забайкальский край
Камчатский край
Краснодарский край
Красноярский край
Пермский край
Приморский край
Ставропольский край
Хабаровский край
Амурская область
Архангельская область
Астраханская область
Белгородская область
Брянская область
Владимирская область
Волгоградская область
Вологодская область
Воронежская область
Ивановская область
Иркутская область
Калининградская область
Калужская область
Кемеровская область
Кировская область
Костромская область
Курганская область
Курская область
Ленинградская область
Липецкая область
Магаданская область
Московская область
Мурманская область
Нижегородская область
Новгородская область
Новосибирская область
Омская область
Оренбургская область
Орловская область
Пензенская область
Псковская область
Ростовская область
Рязанская область
Самарская область
Саратовская область
Сахалинская область
Свердловская область
Смоленская область
Тамбовская область
Тверская область
Томская область
Тульская область
Тюменская область
Ульяновская область
Челябинская область
Ярославская область
Читинская область
Москва
Санкт-Петербург
Ненецкий автономный округ
Ханты-Мансийский автономный округ
Чукотский автономный округ
Ямало-Ненецкий автономный округ
Брянская область  Достопримечательности     Регионы

Усадьба ТютчеваУсадьба ТютчеваСпальня ТютчеваПортрет ТютчеваГлавный дом усадьбы Тютчева


Мемориальный историко-литературный музей-заповедник "Усадьба Ф.И.Тютчева"

Пространство средней полосы России с ее неброским лирическим обликом заполняли в XVIII - XIX веках многочисленные провинциальные усадьбы, которые населяло русское дворянство, создавая свой усадебный мир, ставший самобытным явлением нашей национальной культуры. В русской литературе они будут названы «дворянскими гнездами». Судьба овстугского «дворянского гнезда», вероятно, затерялась бы в отечественной истории как рядовой пример, если бы его не прославило имя великого русского поэта Федора Ивановича Тютчева.
История усадьбы начинается с XVIII века, когда дед поэта Николай Андреевич Тютчев поселяется в тридцати пяти верстах от уездного города Брянска Орловской губернии (ныне Брянская область), в живописном месте среднерусской полосы, в старинном селе Овстуг. Свое имение он расположил в центре села на возвышенном месте, где построил деревянный дом, в котором позднее родится Ф.И.Тютчев. В 1778 году была возведена каменная усадебная церковь Успения, в которой поэта крестили. На территории усадьбы в соответствии с традициями разбили сад, соорудили хозяйственные службы.
Позже, после смерти Николая Андреевича в 1797 году часть имений передалась его детям, владелицей многих из них до конца жизни останется вдова Пелагея Денисовна. Своим завещанием она передаст большую часть брянских имений младшему сыну Ивану Николаевичу, который после женитьбы на Екатерине Львовне Толстой в 1798 году переселился в завещанное имение. 5 декабря 1803 года здесь родился Ф.И.Тютчев.
История строительства этого дома служит примером того, как в обустройстве усадеб проявляются личные вкусы владельцев и как, благодаря их сотрудничеству с профессионалами, рождаются образцы «провинциального» классицизма.
Проект, выполненный автором в стиле позднего ампира, реализуется с большими отступлениями от первоначального замысла. Значительным дополнением стал мезонин над средней частью дома, увенчанный круглым фонариком и небольшим шпилем, где поместился флагшток, на котором поднимался флаг с фамильным гербом. К боковым фасадам добавились пониженные пристройки с крыльцами, над шестиколонными портиками разместились балконы, у паркового фасада появляется выступающая терраса, от которой к просторной «английской поляне» пролегли пандусы. Изменения придали дому выразительность и живописность.
Новый дом стал композиционным центром усадьбы. Он разместился ниже по рельефу, напротив старого, который продолжительное время сохранялся.
Два главных дома, стоящих напротив друг друга, и боковой подъезд к ним — совсем нетрадиционная планировочная ситуация для дворянской усадьбы. Небольшой парк с вековыми липами, серебристыми тополями и густой сиренью, несмотря на небольшие размеры, был спланирован по всем правилам устройства садов своего времени. Между старым и новым домом располагался парадный двор с разъездным кругом. У южной границы парадного двора был разбит небольшой фруктовый сад, здесь же были устроены оранжереи, в которых росли персики, виноград, груши и другие теплолюбивые растения. К новому дому примыкали цветочные клумбы, несколько тополей и живописные группы плодовых кустарников. Липовая аллея вела от въездных ворот к флигелю, где по усадебной традиции размещали гостей, она же отделяла верхнюю часть парка с парадным двором от нижней пейзажной, которая плавно спускалась по холму к пруду у северной границы и к реке Овстуженке — у западной.
Центром пейзажного парка стала большая поляна, окруженная группами деревьев. От усадебного дома к поляне спускались наклонные дорожки пандусов. За поляной были видны серебристые тополя, водная гладь пруда, купола небольшой деревянной церкви в честь Параскевы Пятницы.
В 1870 году имение перешло во владение Федора Ивановича Тютчева. Последним преобразованием в усадьбе стала перестройка дома управляющего в здание сельской школы, первой в Брянском уезде. Первый музей Ф.И.Тютчева будет открыт именно в этом здании в 1957 году, а позднее на фасаде разместится бронзовая доска с барельефом Марии Федоровны Бирилевой, младшей дочери поэта.
Усадебные преобразования не коснулись лишь церкви Успения, построенной дедом поэта и прослужившей четырем поколениям Тютчевых. Все они были примерными благотворителями своего храма. Будни и праздники, составляющие повседневную жизнь обитателей овстугской усадьбы, были освящены церковью Успения.
Усадебный мир, созданный несколькими поколениями Тютчевых, стал основой формирования мировоззрения будущего поэта. В детстве он совершает здесь свои первые литературные пробы, постигая «столь многообразный» мир, окружающий его. В Овстуге, по словам одного из биографов Тютчева, впервые возникает обостренное, проникнутое романтикой восприятие природы, которое станет со временем отличительной чертой тютчевской лирики. Встретившись с Овстугом почти через четверть века, поэт воспринимает его с отчужденностью. Несмотря на противоречивые чувства Ф.И.Тютчева в отношении к родным местам, общеизвестные по его письмам и стихотворениям, общепризнано, что именно Овстуг имел большое значение для развития Тютчева как поэта. В свои редкие приезды он создавал здесь стихотворения, которые будут названы проникновенными тютчевскими картинами, шедеврами пейзажной лирики: «Тихой ночью, поздним летом...» (1849 г.), «Чародейкою зимою...» (1852 г.), «Есть в осени первоначальной...» (1857 г.), «В небе тают облака...» (1868 г.).
Сохранившаяся переписка Тютчевых раскрывает отношение к Овстугу жены Эрнестины Федоровны и детей поэта, которые каждое лето проводили в деревне. В письме к ПА.Вяземскому она признается: «Я люблю русскую деревню; эти обширные равнины, вздувающиеся точно широкие морские волны, это беспредельное пространство, которое невозможно охватить взглядом, — все это исполнено величия и бесконечной печали. Мой муж погружается здесь в тоску, я же в этой глуши чувствую себя спокойно и безмятежно».
После смерти Ф.И.Тютчева усадьба в Овстуге для родных потеряла всякий интерес. Наследники поэта бросили родовое гнездо на произвол судьбы. Дом пришел в запустение. Кирпич усадебного дома был использован на строительство здания волостной управы. Дольше других построек просуществовала церковь Успения. Она была закрыта весной 1930 года и пустовала до Великой Отечественной войны, во время которой была взорвана.
К 50-м годам XX века от тютчевской усадьбы остается здание сельской школы и небольшая часть парка.
Трагическая картина разрушения, типичная для русских усадеб, завершается и в Овстуге.
Возрождение началось в конце 1950-х годов по инициативе местной интеллигенции. Учителем В. Д. Гамолиным в одном из классов уцелевшего здания школы организуется музей. В 1961 году на школьной территории сооружается памятник поэту, его авторы - скульптор Г. Е. Коваленко и архитектор В. Ф. Сидоров. С этого времени ежегодные овстугские праздники поэзии собирают многочисленных поклонников творчества Тютчева. В год 175-летия поэта в парке установлен памятник, выполненный скульптором А. И. Кобилинцем.
Идея воссоздания главного дома возникла несколько позднее: в конце 1970-х годов. Осуществилась она достаточно быстро, первых гостей новое здание музея приняло в июне 1985 года. В основу воссоздания положен проект архитектора-реставратора В. Н. Городкова.
В начале 2000 года в Овстуге начинается подготовка к одному из знаменательных литературных юбилеев XXI века — 200-летию Фёдора Ивановича Тютчева, разрабатывается концепция создания музея-заповедника на овстугской земле.
Территория музея в Овстуге этого времени — лишь небольшая часть бывшей дворянской усадьбы. Утраченные флигель, церковь, хозяйственные постройки, парк в его первоначальном виде необходимо было восполнить, чтобы вернуть этому месту облик того исторического периода, с которым было связано пребывание здесь Федора Ивановича Тютчева.
По поручению управления культуры администрации Брянской области заказчиком всего комплекса реставрационных работ в усадьбе выступила Брянская областная дирекция по охране памятников истории и культуры. Институт «Спецпроектреставрация» (мастерская №5 под руководством В.Н. Шарапова) провел обширные историко-архивные изыскания, которые дали достоверный материал для работы реставраторов. По проекту архитекторов О. В. Клемаповой, М. Г. Болотниковой, О. А. Грозевой воссозданы церковь Успения и гостевой флигель.
Уже в 2003 году стройный силуэт храма обогатил овстугскую панораму, стал высотной доминантой села, придал завершенность архитектурному ансамблю. Церковь Успения освящена 15 июня 2003 года, а 5 декабря того же года по сложившейся в прошлом столетии традиции 200-летний юбилей поэта был отмечен в воссозданном здании храма заупокойной литургией.
В эти же годы свое место занял уютный гостевой флигель, который дополнил архитектурный ансамбль тютчевской усадьбы. До начала работ по его воссозданию археологами Брянской областной дирекции по охране памятников В. Н. Гурьяновым и В. В. Миненко были обнаружены и расчищены фундаменты, в границах которых найдены остатки двух печей, несколько медных монет XVIII века, осколки фамильной посуды. Вещевые находки были переданы овстугскому музею.
В творческих поисках, сомнениях, размышлениях рождалась идея реставрации парка. Исходного исторического материала оказалось недостаточно, а парк за прошедшие годы был изменен до неузнаваемости. Из нескольких альтернативных проектов (первый был разработан архитектором В.Н. Городковым в 1970-е годы, другой предложен институтом «Спецпроектреставрация» в начале 2000-х годов и третий выполнен ООО «Русский Сад») был применен последний, основой которого стал синтез подробных натурных исследований и материалов предыдущих разработок. В итоге была создана программа реставрации, в которую вошли работы по основательной расчистке парка, открытию дальних перспектив и новых видовых точек, выявлению мемориальных деревьев.
В результате реставрации, выполненной под руководством профессора, лауреата Государственной премии Российской Федерации, ландшафтного архитектора В. А. Агальцовой, парку был возвращён исторический облик. Его основой стали большие плотные газоны, яркими пятнами легли на травяной ковёр цветочные клумбы. Вековые деревья получили полный простор, и тени их крон темным кружевом опустились на зеленые поляны. В дальнем углу парка открылась небольшая березовая роща. Парк наполнился родными ему звуками: пением птиц, шуршанием шагов, шелестом листвы, отдаленными голосами дома. Облагороженный островок на пруду, мостик и беседка, парковые диваны и скамьи придают всему окружению уют и очарование прошлых лет. Атмосфера парка вызывает мимолетное ощущение, что сейчас в тенистой аллее мелькнет вуаль и в беседке появится стройная фигурка с томиком стихов в руках.
К 200-летнему юбилею выдающегося соотечественника в родовом имении Тютчевых в селе Овстуг комплекс обширных реставрационных работ по воссозданию усадьбы был завершен. Действующий с 1957 года музей Федора Ивановича Тютчева получил статус музея-заповедника. Родина поэта гостеприимно встречает поклонников его творчества, сохранивших благодарную память и неугасающую к нему любовь.
Поэтическим паломничеством отмечены праздники поэзии, ежегодно проходящие в Овстуге во второе воскресенье июня.


О проекте     Попечительский совет     Партнёры     Новости     Гостевая книга     Каталог     Контакты

 
Все права защищены и принадлежат проекту «Большое Золотое Кольцо России».
Разработка сайта: