Архитектурный комплекс села Великорецкое
Одним из ключевых исторических сюжетов, обеспечивающих идентификацию вятчан (Кировской области) в социокультурном поле России является Великорецкий крестный ход, совершаемый ежегодно из г. Кирова (Вятки) в с. Великорецкое и обратно с Великорецкой иконой святителя Николая Чудотворца. Обретение иконы святителя Николая Чудотворца произошло в 1383 году. Около 1400 года жители столицы края уговорили отпустить образ в г. Хлынов (затем г. Вятка и г. Киров), обещав ежегодно приносить его на место явления – берег реки Великой. Так возник Великорецкий крестный ход, имеющий ныне более чем шестисотлетнюю историю. Этот крестный ход является самым протяженным в православном мире (90 км до села Великорецкого и 80 км обратно), в его проведении ежегодно участвует от 5 до 10 тыс. паломников из России и других стран ближнего и дальнего зарубежья. Поэтому в последнее время это событие играет большую роль в духовном и нравственном воспитании населения не только области, но и России.
В связи с этим предлагается сформировать на территории села Великорецкого историко-культурный комплекс с учетом общероссийского статуса Великорецкого крестного хода. Проект подразумевает восстановление ансамбля Никольской церкви, проведение работ на центральном месте паломничества.
В самом селе Великорецком в свое время был создан необыкновенный храмовый комплекс, сосредоточивший несколько церквей - храм-город. В 1749 году была построена первая каменная Спасо-Преображенская церковь, а позднее отдельно стоящая колокольня (1768), ставшие началом Великорецкого Града. В конце XVIII века при первом губернском архитекторе Ф.М. Рослякове начались значительные градостроительные преобразования. Талантливый зодчий определил перспективный замысел архитектурного комплекса, включив в него село, кладбище, храмовую площадь - Град и весь прилегающий ландшафт. Были намечены очертания Града: построены в камне Святые врата, лавки и часть ограды. Спланирована берёзовая аллея-проспект, соединившая Град с местом явления образа на берегу реки Великой, где в 1800 году Ф.М. Росляков возвел первую каменную Николаевскую часовню над святым источником. В первой трети XIX века зодчие петербургской школы Н.А. Андреевский и С.Е. Дудин придали замыслам Рослякова столичный градостроительный размах, классическую строгость, глубокий духовный смысл. Весь комплекс подвергся масштабной реконструкции. Над святым источником по проекту Н.А. Андреевского в 1828 году была построена новая каменная часовня-ротонда. По новому замыслу Великорецкий ансамбль в целом должен был стать архитектурным олицетворением духовного храма Вятской земли. Особое внимание было уделено архитектуре Града. Его объемно- пространственное решение соответствовало каноническому построению христианской церкви, поэтому Великорецкий Град в символическом выражении имел все ее части: стены, притвор, помещения для молящихся, алтарь. Четкое выражение они получили как в очертании плана, так и в предназначении зданий и сооружений. По проекту С.Е. Дудина была построена каменная Николаевская церковь-алтарь (1839); закончено строительство четырех каменных домов для причта, торговых рядов у обширного гостиного двора с приютом для паломников - стен, оградивших Град-Храм от мира сего. Позже, старую колокольню заменила новая, вознесшаяся над притвором Града-Храма (1874). Алтарем Град-Храм был обращен на восток, внешне он напоминал корабль, несущийся в вечность. Взору тех, кто шел на Великую крестными ходами в конце XIX века, одна за другой открывались многообразные картины-панорамы: монументальные храмы в окружении строгих зданий и изящной ограды, тихая светлая деревянная церквушка на древнем кладбище, уютный больничный городок-приют, зеленая сень березовой аллеи-проспекта, ясная классическая часовня над святым источником у благоговейно почитаемого места явления чудотворной иконы. Людей поражали достоинство архитектурного ансамбля, грандиозный размах Великорецкого чуда.
В целом Великорецкий кремль включает в себя: Преображенскую церковь (1739), Никольскую церковь (1822-1839), колокольню (1860), Северные торговые ряды (2-я пол. XIX в.), Южные торговые ряды (1820-1830), Северо-восточный двухэтажный каменный дом (XIX в.), Северо-западный двухэтажный каменный дом (XIX в.), Юго-восточный двухэтажный каменный дом (XIX в.), Юго-западный двухэтажный каменный дом (XIX в.), ограду и больничный комплекс. Восстановление этого священного места - дело будущего и связано оно с возрождением всего Вятского края, да и, пожалуй, всей России.