Успенский кафедральный собор
Успенский кафедральный собор был освящен 30 сентября 1898 года первым омским епископом Григорием.
Автор проекта − Эрнст Францевич Виррих.
За основу взят проект 1894 года храма Спаса-на-крови в Санкт-Петербурге, выполненный архитектором Альфредом Парландом.
Общие сведения
Омский пятиглавый собор строился в 1894-1898 гг. Предварительные работы и варианты проектов относятся к 1885-1891 гг. Место было отведено в бывшей городской роще, в центре Омска. Утвержденный проект был выполнен столичным архитектором Э.Ф. Виррихом в 1894 г. Для его реализации понадобились корректировка уже выведенного фундамента, в закладке которого принял участие цесаревич Николай Александрович в 1891 г.
Первоначально наименовавшийся как храм Вознесения, он был переименован в «Успенский кафедральный собор» после создания в 1895 г. епархии. Он имел два придела – во имя Николая Чудотворца и Марии Магдалины.
Строительство основного объема относится к 1895-1897 гг., внутренняя отделка и освящение – в 1898 г. Оно велось на средства Святейшего Синода, кабинета его Величества, омской городской Думы, на пожертвования, в том числе, натурные военного и гражданского чиновничества Сибири, горожан и купечества.
Большие усилия для организации финансирования приложили Степные генерал-губернаторы Колпаковский, Мещеринов, барон Таубе.
Огромную организационную работу бескорыстно и ревностно вел староста церкви купец С.С.Волков, а также протоирей собора отец К. Недосеков.
Строительство курировал горный инженер К.А.Лешевич, с 1897 г. А.С.Эйнарович, а также областной архитектор М.И.Шухман и городской архитектор Н.Е.Вараксин.
Здание выстроили из красного кирпича и снаружи оштукатурено. Внутри были росписи с позолотой, лепной декор. Параметры собора в осях – примерно 15,2 Х 21,5 сажени, то есть около 33 м Х 46 м. Высота колокольни до подкрестного яблока – 21 сажень, или 44 м. Высота креста – 1 сажень и 1 аршин, или 284 см. Диаметр купола − около 15 м.
На протяжении всего существования храм не претерпел значительных изменений.
С 1923 г. храм большей частью пустовал, к 1933 г. разобраны главы, а колокола сняты для нужд индустриализации, в 1934 г. вся церковная утварь передана во вновь организованный музей атеизма. Сейчас она находится в списке пропаж. В 1935 г. храм был взорван, развалины его разобраны. Территория сквера была перепланирована под Сад Пионеров.
В 1960-1970 гг. в саду появились декоративный пруд и малый фонтан с пингвинами, детские аттракционы, с 1949 г. устраивается новогодняя общегородская елка, в 1996 г. сооружен цветомузыкальный фонтан, а в 1999 г. установлен Поклонный крест.
История вопроса
В конце 1980-х – начале 1990 гг. изменение идеологии страны привело к популяризации историко-культурного наследия, возрождению религиозных традиций. Высказывались пожелания о восстановлении Ильинской, Воскресенской и Успенской церквей. В 1999 г. эти пожелания, вдохновленные масштабным храмостроительством города и области, вылились в более конкретную форму. Рядом с прудом в сквере Пионеров был установлен Поклонный крест.
15 мая 2002 года состоялось выездное заседание Президиума архитектурно-градостроительного Совета. Одним из решений было «утверждение…. плана поэтапного освоения культурно-исторического общественного комплекса «омская крепость» для дальнейшего проектирования и разработки ТЭО». В графическом приложении к этому протоколу присутствовал и Успенский собор.
В этом же году специалистами «Главомскархитектуры» (А.А. Гаценко, Е.С. Золотоухина, О.А. Михеев и др.) был создан макет центральной части Омска. В начале сентября 2003 г. состоялся городской градостроительный Совет, вне повестки дня которого возникла и была единогласно одобрена мысль о восстановлении Успенского и Воскресенского соборов.
Практические шаги были предприняты в 2004 г., когда Правительством Омской области было поручено ТПИ «Омскгражданпроект» разработать рабочую документацию на восстановление храма. А в состав рабочей группы вошли: руководитель М.М. Хахаев и члены П.Г. Фролов, В.В. Исачев, И.М. Ваганов. Куратор – Л.К. Маслова.
Были запрошены четыре организации с просьбой оказать помощь по сбору исходных данных − Министерство культуры Омской области, Омско-Тарская епархия, Главархитектура г. Омска, ЗАО «НПФ Геодизонд».
Предварительные работы на основе опубликованных исторических источников позволили достаточно точно определить местоположение и габариты собора, сравнительный анализ размеров Успенского храма с остальными Омска. ООО «Геодизонд» (руководитель А.Н. Гульченко) провели электромагнитное исследование для уточнения местоположения объекта. Обследование подтвердило графический анализ расположения и параметры объекта. Было предложено место траншеи для вскрытия участков фундамента с целью определения его технического состояния.
14 июня 2004 года был получен ответ от Митрополита Омского и Тарского, содержащий одобрение грядущего восстановления храма, а также некоторые пожелания: обязательное восстановление высокого подвала, в котором возможно будет проводить крещения, расчистка «подземного перехода», ограждение сквера в границах улиц Тарская – Интернациональная – Красный путь – Ленина. «Главомскархитектурой» проведены собственные предварительные исследования, результатом чего явился альбом, в который вошли архивные данные, фотографии, планы, разрезы, фасады храма (с указанием размеров в метрах), план 1908 г., «посадка» храма на современном генплане, фото макета с восточной стороны.
Описание архитектурно-конструктивных элементов и особенностей
Здание собора имеет традиционное четырехчастное построение с продольной осью симметрии: высокая колокольня с главным западным входом, затем небольшая трапезная, завершенная на два ската, далее, собственно церковь, перекрытая грандиозным «луковичным» куполом на цилиндрическом световом барабане и алтарь. С южной и северной сторон к храму примыкают два притвора, также с двускатным покрытием. Алтарь завершен конкой с маленькой главкой.
Успенский собор в плане напоминает крестово-купольные четырехстолпные постройки, но сильно выступающая апсида алтарной части, скошенные углы приделов придают плану церкви компактную четырехлепестковую конфигурацию. Колокольня была трехъярусной. Архивные данные говорят, что интерьеры были украшены не только росписями, но и лепным декором. В подвале росписей не предполагалось. Высота помещений была более 1,5 саженей, т.е. 3, 3 м. Подвала не было под западной и центральной (подкупольной) частью храма, а только под алтарями, приделами, трапезной и колокольней. Все луковичные купола покрыты оцинкованным металлом в диагональную клетку, идущую по спирали. Подкрестные вершины куполов были впоследствии позолочены. Колокольня, пояски, водосточные трубы, кровли приделов, трапезной, алтаря, крыльца были покрыты черным металлом под покраску; колокольня и крыльца были покрыты в диагональную клетку и окрашены в «шахматку». Но об интерьерах, к сожалению, сохранилось мало изобразительной информации.
Здание Успенского собора было единственным в Омске примером монументального сооружения, органично сочетающего приемы несколько архаичного для конца XIX века «русско-византийского» стиля и богатого декора в духе русского зодчества XVI-XVII вв. Это единственное произведение петербургского архитектора Э.Ф. Вирриха на омской земле. У
спенский собор стоит в ряду российских шедевров русской и «византийской» стилизации, таких как храмы Воскресения-на-крови, Петропавловская петергофская церковь, церковь Божией Матери в Петербурге (В.Косяков), церковь Святого Александра Невского в Лодзи (К.Маевский), храм Спаса Преображения в Нижнем Новгороде (П.Малиновский), собор Казанской Богоматери в Иркутске (Г.Розен), Благовещенская церковь в Харбине.
Здание являлось объектом градостроительного искусства в качестве доминанты бывшей Соборной площади (ныне – площади у Законодательного собрания).
Собор был связан с деятельностью выдающегося церковного иерарха-новомученника Сильвестра (И.Ольшевского) и архиепископа Андроника (В.Никольского).
Летом на месте Успенского собора велись археологические натурные исследования и обследование технического состояния фундамента. А выполняет архитектурно-археологические исследования при производстве инженерно-геологических разрезов Фонд охраны археологического наследия. Археологическое наблюдение ведут кандидаты исторических наук К.Н.Тихомиров, А.В.Полеводов, Л.И.Погодин, С.В.Прищенко, М.А.Корусенко, И.Е.Скандаков. Курирует археологическую часть работ представитель Министерства культуры Омской области М.Ю.Сафаров.
Обнаружено захоронение
16 июля 2005 года в бетонном полу северной части южного придела храма, посвященного Николаю Чудотворцу, обнаружена прямоугольная яма, затопленная водой. Оказалось, что это тайная могила священнослужителя. После того, как были убраны обломки пробитой бетонной плиты, закрывавшей могильную яму – всплыла деревянная икона (небольшая доска размером 22 х 11 см), на которой сохранилась дарственная надпись « … … Епископу Сильвестру от почитателя … … Июль 1914».
Найденная деревянная икона отправлена в Эрмитаж на реставрацию, восстановление полного текста надписи, а также выдачу заключения о полном изображении на иконе.
Захоронение расположено в северо-западном углу комнаты, небольшая часть могилы перекрыта бетонными ступеньками с мраморной крошкой. Ступени не разрушены взрывом. Под ступенями, в нише, обнаружен край гроба, а к стене прикреплен свинцовый крест и эмалевая икона с изображением Казанской Божьей Матери. Что удивительно – угол первого шурфа точно совпал с углом могилы, а ориентация его границ с границами могилы. На нижней перекладине креста отлит год – 1918. В данном случае уместно обратить внимание на совпадения: во-первых, именно в 1918 году Сильвестр возведен в сан архиепископа, во-вторых, на эмалевой иконе надпись «Братская», а духовная академия, которую окончил Сильвестр находится в Братском монастыре под Киевом.
О тайном характере захоронения свидетельствует то, что оно скрыто под толстой бетонной плитой с железной арматурой и имеет четыре кольца (чтобы её можно было перенести и уложить над могилой). При установке плиты кольца были оставлены на внутренней стороне плиты, т. е. внутри могилы, а сверху весь пол комнаты вместе с плитой был специально залит слоем бетона.
Археологи с разрешения (благословения) митрополита Омского и Тарского Феодосия и в присутствии представителей прокуратуры, криминалистов, реставраторов произвели расчистку могилы с выемкой останков священнослужителя. В соответствии с действующим законодательством останки были переданы прокуратурой на судебно-медицинскую экспертизу.
В захоронении найдено и описано 77 находок, в том числе уникальные предметы, представляющие значительную духовную, историческую, культурную ценность: параман (плат, который носят на спине монахи), частицы архиерейского облачения – саккоса и епитрахили, три десятка перламутровых пуговиц, вышитый пояс, остатки плетеных четок. В ногах усопшего находился круглый с изображением орла, парящего над городом, коврик-орлец, на котором во время богослужения может стоять только один из высших церковных чинов, начиная с архиепископа.
Также найдены граненый стакан тонкого стекла, в котором хранился завернутый клок волос (вероятно, реликвия со дня пострижения в монахи), чернильница и два остро заточенных химических карандаша.
Еще один поразительный предмет на дне гробницы – штырь. Может быть, сюда он попал в результате взрыва? Однако штырь найден на дне могилы и стружка, уложенная на дне гроба, оказалась обвернута вокруг штыря, а не с одной стороны. Возможно, штырь положен сознательно, как символ мук и пыток?
Чуть позже других предметов обнаружился и небольшой прекрасно сохранившийся параманный кипарисовый крест. Чудо, что крест остался цел. Кипарисовый крест, соединенный с параманом, – это символы монаха, которые он носит под одеждой постоянно. И вновь совпадение: найдено захоронение монаха − Сильвестр был монахом.
К середине августа 2005 года при участии специалистов Фонда охраны археологического наследия на месте взорванного храма обнаружены бесценные реликвии прошлого – фрагменты собора и предметы утвари.
Находок, готовых стать музейными экспонатами и уже представленных омичам на выставке в Историко-краеведческом музее, – около 1500. Обнаружен закладной камень, а также металлическая пластина с фрагментом надписи, где можно прочесть слово «камень» и часть слова «помазанник». Это свидетельство об участии в закладке собора Николая II.
Установка закладного камня
14 октября 2005 года в день праздника Покрова Пресвятой Богородицы состоялась установка закладного камня и устройство первой сваи воссоздаваемого Успенского собора Солнечным теплым днем после праздничной литургии в переполненном людьми Свято-Никольском Казачьем соборе Крестный ход двигался к центральной площади города. Впереди шла колонна маленьких детей с хоругвями, ученики Славянской школы Кирилла и Мефодия. Шли казаки, кадеты, учащиеся Речного училища. Духовенство в честь Богородичного праздника было в голубых облачениях, переливавшихся на солнце.
Закладка собора прошла, как писали в старину, при большом стечении народа. Омичи собрались вокруг котлована, где летом проходили раскопки. В алтарную часть нижнего храма спустились губернатор, председатель правительства Л. Полежаев, депутаты Законодательного Собрания.
16 июля 1891 года августейший гость Омска наследник – цесаревич Николай Александрович − положил четыре золотые монеты в основание храма, в крестообразное углубление на камне. 4 октября 2005 года губернатор Л. Полежаев заложил в основание храма тоже четыре монеты: две — александровские, поскольку начали строить Успенский собор при Александре III, и две николаевские − в память о русском царе, принявшем участие в закладке собора. А митрополит Омский и Тарский Феодосии поместил в закладной камень дароносицу с мощами священномученика Сильвестра Омского.
После восстановления закладной камень станет престолом нижнего храма, который владыка Феодосии освятит во имя святителя Сильвестра и новомучеников омских Николая, Михаила, Иоанна.