Наровчатский Троицкий Сканов монастырь
Наровчатский Троицкий Сканов общежительный мужской монастырь основан в середине XVII в. в 4 км от Наровчата, у впадения реки Ошли в реку Мокшу. По преданию, Скановым монастырь назвали по фамилии основателя монастыря – боярина Исканского, владевшего здесь землями.
После пожара в 1676 г. в монастыре был восстановлен храм во имя Живоначальной Троицы, а через два года – церковь во имя св. Николая Чудотворца (разобрана в 1802 г.).
После того как Троицкая церковь сгорела вторично, ее в 1785 г. сделали каменной, но в 1795 г. из-за появившихся трещин разобрали и заложили заново. Троицкий собор Сканова монастыря является главной постройкой всего монастырского ансамбля, его архитектурной и художественной доминантой. Дата сооружения собора – 1795-1808 гг.
В середине XIX в. он капитально реставрировался. До настоящего времени сохранился довольно хорошо. Утраты коснулись лишь завершения храма и первоначального убранства его интерьера. К сожалению, в связи с полной утратой в начале XX в. монастырского архива, мы в настоящее время не располагаем подлинными историческими документами, отражавшими последовательность формирования эволюции монастырского ансамбля.
По косвенным историческим данным известно, что каменному зданию Троицкого собора на протяжении более ста лет предшествовала деревянная церковь во имя Живоначальной Троицы, основанная во времена Алексея Михайловича во второй половине XVII в.
Известно также, что в 1676 г. церковь сгорела. В том же 1676 г. деревянная церковь была восстановлена. В 1775 г. церковь опять сгорела. После пожара в 1775 г. деревянный храм был восстановлен, он простоял еще около 30 лет и снова сгорел.
Первый опыт каменного строительства в Скановом монастыре связан с именем настоятеля Израиля (1784-1790 гг.). Первый каменный собор был завершен к началу 90-х годов XVIII в., он был крестообразным в плане, одноэтажным, пятиглавым. По резолюции Преосвященного Тамбовского Митрополита Феофила, при новом настоятеле монастыря Арсении в 1795 г. собор был разобран и на месте его тогда же был заложен новый храм обители, ныне существующий. Окончательная достройка и полная отделка Троицкого собора была осуществлена при настоятеле игумене Корнилии (1795-1819 гг.). Двухэтажный пятиглавый Троицкий собор имел два престола: внизу – Успения Божьей Матери (освящен в 1801г.) и вверху – во имя Живоначальной Троицы (освящен в 1808 г.).
Собор – пятиглавый, трехнефный, четырехстолпный. Первый этаж перекрыт крестовыми сводами и сверху деревянным балочным перекрытием, на котором устроен дощатый пол второго этажа, причем над притвором он сделан из торцовой шашки. Второй этаж перекрыт крестовыми сводами, центральным неф-куполом на парусах. Центральная часть в плане квадратная. К ней пристроены симметричные, сильно выступающие притвор (с запада) и алтарная часть (с востока). Особенность алтарной части в том, что это не традиционная апсида, а прямоугольный объем, перекрытый самостоятельным полуциркульным сводом (как и притвор). На фасадах соответственно выступают красиво очерченные мощные полуциркульные арки. Они декоративные и приставлены к боковой стороне свода. На арки опираются изогнутые деревянные балки, которые поддерживают причудливой криволинейной формы крышу, высоко приподнятую над сводами, крытую листовым железом.
Членение на два этажа четко прослеживается снаружи, первый этаж трактован как цокольный, тяжелый и массивный, с решетками, с кирпичной кладкой местами наподобие руста. От верхнего он отделен профилированным карнизом, крытым узкой полосой железа. Второй этаж собора имеет 2 ряда окон и выглядит двухъярусным, он стройнее, изящней декорирован. На всех фасадах слегка выступающие ризалиты, завершенные треугольными фронтонами.
Купола собора подняты на высоких восьмигранных барабанах: центральном массивном, боковых – более стройных и легких. Над всеми куполами на двухступенчатых, тонких, изящно перехваченных в талии шейках, помещались луковичные главки. В покрытии куполов (листовое железо ромбической формы) слегка выступали грани, соответствующие граням барабанов, призматическая форма которых подчеркнута узорной кирпичной кладкой и росписью.
Главным помощником по архитектурной и художественной части был иеромонах и казначей Парфений. Источники свидетельствуют, что он, будучи художником, написал в монастыре множество икон и расписал стены храмов. Как в Троицком, так и в Успенском храмах на стенах и столпах написаны разные освященные изображения, и, как эти изображения, так и иконы в иконостасах написаны иеромонахом Парфением, что видно из некоторых надписей на них и известно по живому преданию.
Из архивных данных известно, что стены внутри собора с самого начала были украшены живописью. Во второй половине XIX в. первоначальная роспись по штукатурке была покрыта масляной живописью. В настоящее время два слоя живописных разновременных изображений отчетливо видны на стенах верхнего храма. Более ранний слой одновременен с архитектурой памятника. Стиль этой росписи носил барочный орнаментальный характер, а композиция была тесно согласована с архитектурно-конструктивной структурой здания. Небольшие сюжетные композиции в овальных медальонах умело вплетались в общую систему орнаментального декора.
Внутри западного притвора на западной стене над наружным входом еще можно различить оригинальную композицию, она имеет вид овального медальона со старославянской надписью внутри его, повествующей об освящении в 1808 г. настоятелем монастыря игуменом Корнилием нижнего храма собора во имя Успения Богородицы. Собор представляет собой памятник переходного стиля от барокко к классицизму в творчески переосмысленных в духе народных традиций формах. Как всякое произведение переходного стиля, он ярко демонстрирует ход архитектурного развития, борьбу новых и традиционных идей. Своеобразие собора в том, что новые, по отношению к национальным традициям кирпичной архитектуры, идеи столичных стилей барокко и классицизма здесь гармонично слиты воедино и воплощены в пластически совершенных и художественно выразительных формах.
При игумене Корнилии была сооружена большая часть всех построек, составлявших ансамбль монастыря в начале XIX в. Расположенная к северу от него трехъярусная каменная колокольня заложена в 1792 г., а в 1796 г. в ней была освящена надвратная церковь во имя св. Николая Чудотворца. В 1-й половине XIX в. вокруг собора построили настоятельский (1815 г.), трапезный, большой и два малых братских корпуса, три башни по углам, а на четвертом-больничную церковь во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи (1809 г., освящена в 1812 г.), соединенную с больничным корпусом, а также келарню с хлебней и столярной мастерской и ледник. Здания, расположенные по периметру были объединены между собой каменной оградой, в результате чего в плане образовался не правильный четырехугольник со скошенной протекавшей поблизости р. Ошли южной стороной.
В середине XIX в. у северо-восточного угла монастыря вне его стен построили четыре гостиных корпуса, а в 1853 г. – кладбищенскую церковь в честь иконы Трубчевской Божией Матери. Этой иконе приписывается прекращение эпидемий холеры в Наровчате в 1831-м и 1848-м годах. Рядом с монастырем также находились конный и скотный дворы, гумно, огороды, сад, пчельник разные хозяйственные постройки. А в горе, расположенной в 1,5 км, был устроен пещерный монастырь.
В Наровчате Троицкому Сканову монастырю принадлежал участок земли на углу Базарной площади, на котором в 1820 г. была сооружена каменная часовня с двумя кельями, а в 1857 г. – двухэтажный каменной дом, перестроенный в 1872 г.
После пожара к 1907 г. в монастыре проживали настоятель-игумен, 49 монашествующих и 117 находящихся на испытании.
После реставрации монастырь был закрыт, и в нем расположился совхоз.
В 1989 г. комплекс монастыря передали Русской православной церкви, и он возобновил свою деятельность уже в качестве женского монастыря. Сохранившийся с незначительными утратами ансамбль-памятник архитектуры переходного периода от барокко к классицизму реставрирован. Главный акцент в нем сделан на колокольню и собор, членения, которых, подчеркнутые яркой окраской стен и элементов декора, придают зданиям живописный вид.
Главенствующее значение их в ансамбле монастыря предопределило сдержанный характер исполнения встроенных в ограду корпусов, хотя они и отличаются разнообразием декоративных приемов, а также расположением по углам башен, которые придают застройке облик оборонительно-крепостного сооружения, привнося, тем самым в ансамбль ощущение торжественности и монументальности.