Природный ландшафтный археологический центр "АрКаим"
В 1987 г. на юге Челябинской области во время строительства водохранилища на реке Большая Караганка было обнаружено укрепленное поселение раннегородского типа, относящееся к эпохе бронзы.
Свое название – Аркаим – оно получило от горы, расположенной в нескольких километрах от памятника. В ходе его изучения было установлено, что памятник представлял собой древний поселок, укрепленный двумя вписанными друг в друга окружностями стен, валами и рвами.
Жилища в нем имели трапециевидную форму, плотно примыкали друг к другу и располагались по кругу таким образом, что широкая торцевая стена каждого жилища являлась частью оборонительной стены. Позднее поселение оказалось составной частью древнейшей индоевропейской цивилизации – «Страны городов» Южного Зауралья. Учеными был открыт целый комплекс памятников, принадлежащих этой удивительной культуре. Несмотря на небольшие размеры, укрепленные центры можно называть протогородами.
Употребление понятия «город» к укрепленным поселениям аркаимско-синташтинского типа, конечно, условно. Однако их нельзя назвать просто поселениями, так как аркаимские «города» отличают мощные оборонительные сооружения, монументальность архитектуры, сложные системы коммуникаций.
Вся территория укрепленного центра предельно насыщена планировочными деталями, она очень компактна и тщательно продумана.
С точки зрения организации пространства перед нами даже не город, а некий сверхгород. Укрепленные центры Южного Урала древнее гомеровской Трои на пять-шесть столетий. Они современники первой династии Вавилона, фараонов Среднего Царства Египта и крито-микенской культуры Средиземноморья. Время их существования соответствует последним векам знаменитой цивилизации Индии – Махенджо-Даро и Хараппы.
Впервые в истории Советского Союза и России в связи с уникальностью археологического памятника было остановлено строительство крупного гидроузла. В 1991 г. по решению Совета Министров РСФСР территория Аркаимской долины, предполагавшейся к затоплению, была объявлена заповедной. По мере изучения природы Аркаимской долины оказалось, что она уникальна как в геоморфологическом плане, так и в отношении флоры и фауны. Благодаря сохранившимся палеопочвам специалистам удалось восстановить в деталях климатические колебания за последние 10 тысяч лет.
С самого начала своей деятельности Аркаимский комплекс стал совмещать функции охраны и изучения природного и культурного наследия. Создан исторический парк под открытым небом, завершено строительство стационарного здания «Музея Природы и Человека».
Среди объектов исторического парка: погребальные сооружения эпохи бронзы, «царский» курган скифо-сарматской эпохи, модели древних жилищ в натуральную величину – поселок каменного века, Музей древних технологий. Здесь для посетителей оживает мир рождения вещей, здесь не только рассказывают, но и учат получать металл из руды, лепить и обжигать сосуды, изготавливать орудия труда из кремня.
Аркаимский комплекс за год посещает свыше 30 тыс. человек. Сотрудниками Центра «Аркаим» реализуются десятки образовательных и познавательных программ для самых различных слоев населения: по древней истории и традиционной культуре народов Урала, истории религии, геологии, почвоведению, ботанике, орнитологии. Главное достоинство программ – их конкретность, доступность и научная достоверность.
Аркаим является крупным научным центром, его сотрудниками и приглашенными специалистами проводятся комплексные исследования, объединяющие естественнонаучные и гуманитарные направления. В центре научного поиска – исследования памятников «Страны городов». Работы ведутся с привлечением широкого спектра методик археологических, естественнонаучных, активно используются дистанционные методы исследований – дешифрирование аэрофотоснимков, геофизика.
Экспедиции Центра «Аркаим» каждый год изучают большое количество новых памятников, системы расселения, культовые комплексы разных эпох.
В 1992 г., спустя год после принятия решения о создании заповедника, коллективом археологов и природоведов была разработана программа «Человек и природная среда Южного Урала в позднем плейстоцене и голоцене», согласно которой территория заповедника «Аркаим» рассматривается как полигон для изучения взаимодействия человека и природы на современном этапе, в ретроспективе и в перспективе. В рамках этой программы были изучены археологические памятники аркаимской долины и ее окрестностей, проведено изучение биологического разнообразия территории Аркаима, изучены составы почв и их изменение под влиянием человеческой деятельности, изучено геологическое строение подстилающих пород и их влияние на выбор места для поселения и на характер хозяйства древних жителей Аркаима. Результаты научных исследований и значимые шаги в музеефикации наследия нашли отражение в материалах целого ряда международных и всероссийских конференций и симпозиумов, в их числе конференции в Кембридже в 2000 г., Рио-де-Жанейро в 1992 г., Фессалониках в 2002 г., Лейпциге в 2002 г. и т.д.
Цель научных исследований ученых Аркаима – актуализация древности для современности, диалог культур, формирование нового экологического мировоззрения через исследования природы и культуры в их исторической взаимосвязи.
В исследованиях и в охранной деятельности на Аркаиме изначально реализовывалась идея единства культурного и природного наследия. «Страна городов» дает нам особый опыт экологического мышления. География «Страны городов», внутренние коммуникации укрепленных центров, ливневая канализация, очистные сооружения, сама архитектура отражают высокую степень корректного взаимодействия аркаимского человека с природной средой.
Основная цель природоведческих исследований на базе Аркаима с момента создания Центра была сформулирована как изучение исторической экологии Урало-Казахстанской степи. Такая постановка цели в структуре, которая определяется как «природно-ландшафтная и историко-археологическая» задает принципиально иной характер природоведческих исследований, чем в традиционных природных заповедниках. Это не просто исследование состояния и динамики изменения степных биогеоценозов. Это их изучение через призму человеческого участия в экологических процессах.
На протяжении тысячелетий человек своей хозяйственной и ритуальной деятельностью участвовал и сейчас активно участвует в жизни степи. Задача исторической экологии – раскрыть содержание процесса взаимовлияния человеческих обществ и степной природы в их исторической ретроспективе и перспективе так, чтобы увидеть современный этап взаимодействия природы и человека, и тенденции дальнейшего развития этого взаимодействия через призму исторического опыта. Посетители заповедника могут не только услышать рассказ экскурсовода, но и попробовать самостоятельно изготовить глиняный горшок, сплести из лозы корзину, изготовить орудие из камня.
На Аркаиме полностью восстановлено казачье подворье эпохи русской колонизации края, ветряная мельница, в процессе реконструкции находится городской дом горного инженера конца XIX в.
Кроме работ по программам присутствует еще одно направление экологического и природоохранного образования – экологические тропы. Экологическая тропа является одной из форм ознакомления с территорией, расширения у посетителей знаний о природных объектах, процессах и явлениях. Одновременно на маршруте можно наблюдать проявления различного антропогенного воздействия на степную территорию (выпас, пашня, покос), а также регулирование режима ее использования. Аркаим сегодня – не только научный центр, но и центр духовных поисков современного человека.
Как и многие другие древние памятники, изучение которых зачастую приносит больше вопросов, чем ответов, Аркаим не избежал участи Стоунхенджа – большое число людей ежегодно посещают музей-заповедник с целью найти истину или просветление. И это не удивительно. За свою многотысячелетнюю историю человечество так и не нашло ответов на многие «главные» вопросы. И эти ответы люди пытаются отыскать в древности.
Основа духовной культуры аркаимской эпохи – индоиранская религиозная система, в которой начиналось формирование догматических и культовых основ зороастризма – вероятно, древнейшей из ныне существующих религий. В современном мире число его последователей невелико, однако на протяжении последних тысячелетий зороастрийские религиозные представления получили широчайшее распространение. Важнейшие доктрины зороастризма оказали огромное влияние на религиозные представления иудаизма, христианства, ислама, северного варианта буддизма.
В настоящий момент Аркаим выступает как один из центров современной религиозной деятельности, обращенной к преодолению отчуждения человека от природы. «Эзотерический туризм» как своеобразная форма современного паломничества начался на Аркаиме в 1991 г. с посещения городища Аркаим известным астрологом Тамарой Глоба. Ее многочисленные выступления в средствах массовой информации вызвали стремительный рост интереса к Аркаиму в среде новых религиозных движений.
В настоящее время до 30% посетителей приводятся на Аркаим своими духовными поисками. Культовая деятельность современных паломников ориентирована на природный цикл времени. Ключевым событием годового цикла является летнее солнцестояние, на которое собираются тысячи человек, основной момент дневного цикла – встреча рассвета. В культовой практике распространены символические приношения – на вершинах гор, окружающих Аркаимскую долину, в центре городища Аркаим и на берегу реки Большой Караганки; коллективные обряды, сопровождающиеся чтением специальных текстов; индивидуальные медитации. Все фиксируемые формы современной ритуальной деятельности на Аркаиме – коллективные моления, сооружение сакральных каменных насыпей и лабиринтов, привязывание к ветвям матерчатых ленточек, совершение символических жертвоприношений – имеют прямые аналогии в ритуальной практике древних и средневековых народов Евразии.
Возрождение этих культов связано со стремлением современного человека не просто пребывать в мире и изменять его, но вступать с этим миром в символические, сакральные взаимоотношения. Это, в свою очередь, связано с возрождением восприятия природных, ландшафтных объектов как живых, одушевленных сущностей.
В целом, все направления религиозных движений на Аркаиме могут стать и становятся новой темой научного поиска: изучение тенденций возвращения современного человека к своим корням, в том числе и духовным, вызывает интерес психологов, философов, религиоведов.