Томский областной художественный музей
Научно-просветительское и исследовательское учреждение, осуществляющее комплектование, хранение, изучение, экспонирование и популяризацию произведений изобразительного искусства. Учрежден 1 октября 1979 решением Томского облисполкома, начал свою деятельность в апреле 1982. Располагается в здании, являющемся памятником архитектуры начала ХХ в., проект которого приписывается К.К. Лыгину.
В музее свыше 10 тыс. единиц хранения, из них 9 410 основного фонда.
Ведущее место занимают коллекции:
• западноевропейского искусства (живопись XYI - нач. XX в., гравюра XYII - XYIII вв.),
• русского искусства (живопись XYII - нач. XX в. (с разделом иконописи), графика XYIII - нач. XX в.),
• искусства советского и постсоветского периода (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное и народное искусство).
Основой музейного собрания стали художественные коллекции (всего более 2,5 тыс. экспонатов), сформированные в составе собрания Томского областного краеведческого музея. Они начинались с нескольких десятков работ, в основном сибирских живописцев, которые были собраны в 1920-е сотрудниками Общества охраны памятников искусства и старины. У истоков создания коллекций стояли художники М. М. Берингов и А. Н. Тихомиров.
Рубеж 1920 - 1930-х был отмечен поступлением целого ряда произведений, которые до сих пор занимают ключевое место в собрании. В результате передачи из Московского государственного музейного фонда, из Государственного музея изящных (ныне изобразительных) искусств - 22 и 14 экспонатов соответственно - была заложена основа коллекции западноевропейской живописи. В нее вошли работы художников ведущих европейских школ XYI - XIX вв.
Особой ценностью отличались полотна русских художников, переданные через Московский государственный музейный фонд. В их число были включены произведения известных мастеров - О.А. Кипренского, В.А Тропинина, В.Д. Поленова, Л.Л. Каменева., В.А. Серова и др., которые до сих пор являются ядром коллекции. Одновременно поступило несколько картин художников-авангардистов (М. В. Ле Дантю, А.Д. Минчин, А.А. Моргунов, А.М. Родченко), свидетельствующих о кардинальных изменениях в искусстве рубежа XIX - XX в.
Наряду с живописными произведениями из столичных музейных хранилищ поступили графические. Самостоятельное значение имела коллекция западноевропейской гравюры, состоящая в основном из листов французских и итальянских мастеров XYII - XYIII вв. В числе работ русских художников были отдельные произведения уникальной графики таких известных мастеров как А.В. Лентулов, Ф.А. Малявин и др., которые дополнили творения В.И. Сурикова, П.П. Кончаловского, хранившихся в коллекции с начала 1920-х.
В следующие годы коллекции пополнялись менее интенсивно. Среди немногочисленных поступления произведений живописи следует выделить полотна западноевропейских мастеров К. фон Кюгельхена, А. Долла, русских - Н.А Клодта, П.А. Сведомского П.Ф Плешанова. Постепенно шло формирование раздела иконописи, создавалась коллекции декоративно-прикладного и народного искусства. Наиболее успешно комплектовалась советская графика. К уникальным работам А.А. Экстер, Д.Д. Бурлюка, М.И. Курзина, появившимся в 1920 - 1930-е, прибавились десятки произведений. Главное место заняла печатная графика, которая насчитывала более 1000 листов и включала в себя в основном эстампы 1950 - 1970-х.
Формирование художественного собрания в рамках краеведческого музея предопределило пристальное внимание собирателей к наследию художников всех поколений, чье творческая биография была связана с Сибирью и в первую очередь c Томском. Особое место заняли полотна (19 ед. хранения) первого сибирского пейзажиста Г.И. Гуркина, в их числе несколько этапных - «Хан-Алтай», «Корона Катуни», «Озеро горных духов» и др. Целым рядом картин (от 12 до 6) были представлены художники В.Д. Вучичевич-Сибирский, С.И. Голубин, А.Э. Мако, М.М. Поляков, С.М. Прохоров, Н.П. Ткаченко. Их дополнили отдельные произведения Л.П. Базановой, А.С. Капустиной, А.О. Никулина и других деятельных участников культурной жизни города. Значительное количество работ не выдерживало критерий художественности и в основном фрагментарно отражало вклад Томска в развитие изобразительного искусства региона в нач. XX в., но существенно дополняло общую картину художественной жизни Сибири. С начала 1970-х эта часть коллекции активно пополнялась работами современных томских художников, что отражало подъем художественной жизни города.
Новый этап в истории музея начался после преобразования художественного отдела в самостоятельное учреждение - художественный музей. Полученное здание с обширными залами открыло новые возможности для репрезентативного показа основных коллекций. Была создана концепция постоянной экспозиции, которая постоянно совершенствуется. В настоящее время в нее входят лучшие памятники западноевропейской живописи второй пол. XYI - нач. XX в., русской живописи (с разделом иконописи) и графики XYII - нач. XX вв, отдельные образцы скульптуры и мелкой литой пластики кон. XYIII - нач. XX в.
После открытия музей получил административные и финансовые возможности вести достаточно самостоятельную закупочную политику. Это привело к быстрому росту существующих коллекций, к появлению новых. Был уточнен профиль музейной коллекции, предприняты попытки проводить целенаправленную собирательскую деятельность. Несколько полотен высокого художественного качества пополнили коллекцию западноевропейской живописи, расширив представление о развитии романтических тенденций.
Наиболее стремительно росла коллекция советской графики, численность которой превысила 3, 5 экспонатов. В последние годы этот раздел коллекции регулярно пополнялся работами с трех томских триеннале «Рисунок России». О важных этапах развития печатной графики, всех ее видах и техниках давали представление сотни листов, в числе которых были работы известных мастеров В.А. Фаворского, И.Н. Павлова, Е.С. Кругликовой, А.В. Шевченко и целого ряда других. Значительно расширилась география представленных регионов после передачи из Министерства культуры СССР в 1999 произведений прибалтийских и среднеазиатских графиков.
Численность коллекции декоративно-прикладного искусства достигла 1200 экспонатов. Главное место заняли работы отечественных мастеров второй половины ХХ века, выполненные из стекла и керамики, в том числе изделия двух бывших крупных томских предприятий - Лучановского стекольного завода и Богашовского завода художественной керамики. В конце 1990-х приступили к комплектованию произведений народного искусства, сделав акцент на глиняной игрушке. В настоящее время более 900 изделий мастеров позволяют составить представление об основных центрах ее изготовления не только на территории России, но и на Украине, в Белоруссии, Дагестане, Латвии, Литве, Мордовии, Чувашии и пр. В последние годы количество поступивших работ заметно уменьшилось в связи с сокращением финансирования, но продолжают поступать дары от наследников и коллекционеров, в их числе большая группа живописных и графических работ Н.Г. Котова, начинавшего творческий путь в нашем городе.
С первых дней создания в музее работает реставрационная мастерская, которая занимается восстановление произведений живописи, графики, декоративно-прикладного и народного искусства. Ведется изучение и систематизация коллекций, что нашло отражение в публикациях каталогов и других научных и научно-популярных изданиях. Регулярно проводятся конференции, семинары, посвященные итогам научно-исследовательской работы и другим видам деятельности. Популярности музея способствует активная выставочная деятельность. В залах экспонировались произведения из фондов ведущих музеев страны: Гос. Эрмитажа, Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Гос. Русского музея, Гос. Третьяковской галереи, музеев-усадеб Кусково, Останкино, Павловска и т.д. В настоящее время ежегодно проводится до 20 выставок, в числе которых фондовые, тематические, персональные и групповые (в основном современных томских художников), передвижные, детского творчества и др. В лектории музея регулярно проводятся лекции по истории зарубежного и отечественного изобразительного искусства, подготовлено несколько авторских циклов. Наряду с традиционными формами работы с посетителями - экскурсиями и лекциями - проводятся мастер-классы, конкурсы, музыкальные вечера, работает детская студия «Теремок».
С 1996 в составе музея три филиала. Музей деревянного зодчества открылся в бывшем доме архитектора А.Д. Крячкова, памятнике архитектуры республиканского значения нач. XX в. Его фонд составляет около 3, 5 единиц хранения, куда входят элементы экстерьерного деревянного декора XIX - нач. ХХ в. с утраченных домов Томска, негативы и фотографии памятников томского деревянного зодчества, копии архивных материалов, в числе которых документы А.Д. Крячкова и других архитекторов, работавших в Томской губернии в кон. XIX - нач. XX в. и пр. В составе музея картинная галерея с. Подгорное Чаинского района с собранием более 500 работ, созданных в последней трети XX в., а также музей искусства народов Севера в р.ц. Каргасок, в фондах которого хранится свыше 1000 предметов культуры и быта коренного населения. Филиалы ведут активную научно-просветительскую работу, успешно занимаются выставочной деятельностью.