Сайт разработан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
   
Главная страница    Карта сайта    

Республика Адыгея
Республика Алтай
Республика Башкортостан
Республика Бурятия
Республика Дагестан
Республика Ингушетия
Кабардино-Балкарская Республика
Республика Калмыкия
Карачаево-Черкесская Республика
Республика Карелия
Республика Коми
Республика Марий Эл
Республика Мордовия
Республика Саха (Якутия)
Республика Северная Осетия-Алания
Республика Татарстан
Республика Тыва (Тува)
Еврейская Автономная Область
Удмуртская Республика
Республика Хакасия
Чеченская Республика
Чувашская Республика
Алтайский край
Забайкальский край
Камчатский край
Краснодарский край
Красноярский край
Пермский край
Приморский край
Ставропольский край
Хабаровский край
Амурская область
Архангельская область
Астраханская область
Белгородская область
Брянская область
Владимирская область
Волгоградская область
Вологодская область
Воронежская область
Ивановская область
Иркутская область
Калининградская область
Калужская область
Кемеровская область
Кировская область
Костромская область
Курганская область
Курская область
Ленинградская область
Липецкая область
Магаданская область
Московская область
Мурманская область
Нижегородская область
Новгородская область
Новосибирская область
Омская область
Оренбургская область
Орловская область
Пензенская область
Псковская область
Ростовская область
Рязанская область
Самарская область
Саратовская область
Сахалинская область
Свердловская область
Смоленская область
Тамбовская область
Тверская область
Томская область
Тульская область
Тюменская область
Ульяновская область
Челябинская область
Ярославская область
Читинская область
Москва
Санкт-Петербург
Ненецкий автономный округ
Ханты-Мансийский автономный округ
Чукотский автономный округ
Ямало-Ненецкий автономный округ
Томская область  Достопримечательности     Регионы

Томский областной художественный музейТомский областной художественный музейТомский областной художественный музейТомский областной художественный музейТомский областной художественный музей


Томский областной художественный музей

Научно-просветительское и исследовательское учреждение, осуществляющее комплектование, хранение, изучение, экспонирование и популяризацию произведений изобразительного искусства. Учрежден 1 октября 1979 решением Томского облисполкома, начал свою деятельность в апреле 1982. Располагается в здании, являющемся памятником архитектуры начала ХХ в., проект которого приписывается К.К. Лыгину.
В музее свыше 10 тыс. единиц хранения, из них 9 410 основного фонда.
Ведущее место занимают коллекции:
• западноевропейского искусства (живопись XYI - нач. XX в., гравюра XYII - XYIII вв.),
• русского искусства (живопись XYII - нач. XX в. (с разделом иконописи), графика XYIII - нач. XX в.),
• искусства советского и постсоветского периода (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное и народное искусство).
Основой музейного собрания стали художественные коллекции (всего более 2,5 тыс. экспонатов), сформированные в составе собрания Томского областного краеведческого музея. Они начинались с нескольких десятков работ, в основном сибирских живописцев, которые были собраны в 1920-е сотрудниками Общества охраны памятников искусства и старины. У истоков создания коллекций стояли художники М. М. Берингов и А. Н. Тихомиров.
Рубеж 1920 - 1930-х был отмечен поступлением целого ряда произведений, которые до сих пор занимают ключевое место в собрании. В результате передачи из Московского государственного музейного фонда, из Государственного музея изящных (ныне изобразительных) искусств - 22 и 14 экспонатов соответственно - была заложена основа коллекции западноевропейской живописи. В нее вошли работы художников ведущих европейских школ XYI - XIX вв.
Особой ценностью отличались полотна русских художников, переданные через Московский государственный музейный фонд. В их число были включены произведения известных мастеров - О.А. Кипренского, В.А Тропинина, В.Д. Поленова, Л.Л. Каменева., В.А. Серова и др., которые до сих пор являются ядром коллекции. Одновременно поступило несколько картин художников-авангардистов (М. В. Ле Дантю, А.Д. Минчин, А.А. Моргунов, А.М. Родченко), свидетельствующих о кардинальных изменениях в искусстве рубежа XIX - XX в.
Наряду с живописными произведениями из столичных музейных хранилищ поступили графические. Самостоятельное значение имела коллекция западноевропейской гравюры, состоящая в основном из листов французских и итальянских мастеров XYII - XYIII вв. В числе работ русских художников были отдельные произведения уникальной графики таких известных мастеров как А.В. Лентулов, Ф.А. Малявин и др., которые дополнили творения В.И. Сурикова, П.П. Кончаловского, хранившихся в коллекции с начала 1920-х.
В следующие годы коллекции пополнялись менее интенсивно. Среди немногочисленных поступления произведений живописи следует выделить полотна западноевропейских мастеров К. фон Кюгельхена, А. Долла, русских - Н.А Клодта, П.А. Сведомского П.Ф Плешанова. Постепенно шло формирование раздела иконописи, создавалась коллекции декоративно-прикладного и народного искусства. Наиболее успешно комплектовалась советская графика. К уникальным работам А.А. Экстер, Д.Д. Бурлюка, М.И. Курзина, появившимся в 1920 - 1930-е, прибавились десятки произведений. Главное место заняла печатная графика, которая насчитывала более 1000 листов и включала в себя в основном эстампы 1950 - 1970-х.
Формирование художественного собрания в рамках краеведческого музея предопределило пристальное внимание собирателей к наследию художников всех поколений, чье творческая биография была связана с Сибирью и в первую очередь c Томском. Особое место заняли полотна (19 ед. хранения) первого сибирского пейзажиста Г.И. Гуркина, в их числе несколько этапных - «Хан-Алтай», «Корона Катуни», «Озеро горных духов» и др. Целым рядом картин (от 12 до 6) были представлены художники В.Д. Вучичевич-Сибирский, С.И. Голубин, А.Э. Мако, М.М. Поляков, С.М. Прохоров, Н.П. Ткаченко. Их дополнили отдельные произведения Л.П. Базановой, А.С. Капустиной, А.О. Никулина и других деятельных участников культурной жизни города. Значительное количество работ не выдерживало критерий художественности и в основном фрагментарно отражало вклад Томска в развитие изобразительного искусства региона в нач. XX в., но существенно дополняло общую картину художественной жизни Сибири. С начала 1970-х эта часть коллекции активно пополнялась работами современных томских художников, что отражало подъем художественной жизни города.
Новый этап в истории музея начался после преобразования художественного отдела в самостоятельное учреждение - художественный музей. Полученное здание с обширными залами открыло новые возможности для репрезентативного показа основных коллекций. Была создана концепция постоянной экспозиции, которая постоянно совершенствуется. В настоящее время в нее входят лучшие памятники западноевропейской живописи второй пол. XYI - нач. XX в., русской живописи (с разделом иконописи) и графики XYII - нач. XX вв, отдельные образцы скульптуры и мелкой литой пластики кон. XYIII - нач. XX в.
После открытия музей получил административные и финансовые возможности вести достаточно самостоятельную закупочную политику. Это привело к быстрому росту существующих коллекций, к появлению новых. Был уточнен профиль музейной коллекции, предприняты попытки проводить целенаправленную собирательскую деятельность. Несколько полотен высокого художественного качества пополнили коллекцию западноевропейской живописи, расширив представление о развитии романтических тенденций.
Наиболее стремительно росла коллекция советской графики, численность которой превысила 3, 5 экспонатов. В последние годы этот раздел коллекции регулярно пополнялся работами с трех томских триеннале «Рисунок России». О важных этапах развития печатной графики, всех ее видах и техниках давали представление сотни листов, в числе которых были работы известных мастеров В.А. Фаворского, И.Н. Павлова, Е.С. Кругликовой, А.В. Шевченко и целого ряда других. Значительно расширилась география представленных регионов после передачи из Министерства культуры СССР в 1999 произведений прибалтийских и среднеазиатских графиков.
Численность коллекции декоративно-прикладного искусства достигла 1200 экспонатов. Главное место заняли работы отечественных мастеров второй половины ХХ века, выполненные из стекла и керамики, в том числе изделия двух бывших крупных томских предприятий - Лучановского стекольного завода и Богашовского завода художественной керамики. В конце 1990-х приступили к комплектованию произведений народного искусства, сделав акцент на глиняной игрушке. В настоящее время более 900 изделий мастеров позволяют составить представление об основных центрах ее изготовления не только на территории России, но и на Украине, в Белоруссии, Дагестане, Латвии, Литве, Мордовии, Чувашии и пр. В последние годы количество поступивших работ заметно уменьшилось в связи с сокращением финансирования, но продолжают поступать дары от наследников и коллекционеров, в их числе большая группа живописных и графических работ Н.Г. Котова, начинавшего творческий путь в нашем городе.
С первых дней создания в музее работает реставрационная мастерская, которая занимается восстановление произведений живописи, графики, декоративно-прикладного и народного искусства. Ведется изучение и систематизация коллекций, что нашло отражение в публикациях каталогов и других научных и научно-популярных изданиях. Регулярно проводятся конференции, семинары, посвященные итогам научно-исследовательской работы и другим видам деятельности. Популярности музея способствует активная выставочная деятельность. В залах экспонировались произведения из фондов ведущих музеев страны: Гос. Эрмитажа, Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Гос. Русского музея, Гос. Третьяковской галереи, музеев-усадеб Кусково, Останкино, Павловска и т.д. В настоящее время ежегодно проводится до 20 выставок, в числе которых фондовые, тематические, персональные и групповые (в основном современных томских художников), передвижные, детского творчества и др. В лектории музея регулярно проводятся лекции по истории зарубежного и отечественного изобразительного искусства, подготовлено несколько авторских циклов. Наряду с традиционными формами работы с посетителями - экскурсиями и лекциями - проводятся мастер-классы, конкурсы, музыкальные вечера, работает детская студия «Теремок».
С 1996 в составе музея три филиала. Музей деревянного зодчества открылся в бывшем доме архитектора А.Д. Крячкова, памятнике архитектуры республиканского значения нач. XX в. Его фонд составляет около 3, 5 единиц хранения, куда входят элементы экстерьерного деревянного декора XIX - нач. ХХ в. с утраченных домов Томска, негативы и фотографии памятников томского деревянного зодчества, копии архивных материалов, в числе которых документы А.Д. Крячкова и других архитекторов, работавших в Томской губернии в кон. XIX - нач. XX в. и пр. В составе музея картинная галерея с. Подгорное Чаинского района с собранием более 500 работ, созданных в последней трети XX в., а также музей искусства народов Севера в р.ц. Каргасок, в фондах которого хранится свыше 1000 предметов культуры и быта коренного населения. Филиалы ведут активную научно-просветительскую работу, успешно занимаются выставочной деятельностью.


О проекте     Попечительский совет     Партнёры     Новости     Гостевая книга     Каталог     Контакты

 
Все права защищены и принадлежат проекту «Большое Золотое Кольцо России».
Разработка сайта: