Далматовский Свято-Успенский мужской монастырь
Далматовский Успенский монастырь возник в середине семнадцатого столетия и носит свое название от имени его основателя старца Далмата (правильно - Долмат), в миру Дмитрия Ивановича Мокринского.
Далматовский Успенский монастырь, основанный на землях татарского мурзы Илигея, явился первой территорией русских в чужеземном крае. Ведя миссионерскую деятельность, монастырь мирным путем осваивал пустынные безлюдные места, расселяя прибывающих христиан в создаваемых поселениях и деревнях.
Не всегда легко давалось развитие монастыря. Часто сталкивались монахи с ожесточенной борьбой, нередко стены монастыря подвергались атакам со стороны недругов его, в течение долгих лет продолжалась угроза нападений на монастырь и его земли. Не только с Божьей помощью, но и с помощью людей добрых, выстоял монастырь, не один раз приходилось отстраиваться.
В монастыре возвелись три церкви: Успенская главная, Дмитриевская придельная, и над восточными святыми вратами - во имя Иоанна Богосолова. Внутри ограды были построены: келья игуменская деревянная, келья старца Далмата, четыре кельи братские деревянные, между кельями - сараец малый, где помещался гроб старца Далмата; келарня с сеньми и погребом, келья хлебенная, поварня квасная, солодовня, келья кожевенная, погреб, десять амбаров.
В октябре 1666 года в монастыре учреждается настоятельство и из среды иноков, первым священнодействователем назначается игумен Исаак. В этом же году пострижен в монашество Алексей Артемьев (наречен Афанасием). В 1669 году игуменом стал старец Никон, а через год - Иосиф. Но позже игуменом стал Афанасий.
С возникновением Далматовского монастыря, выросшего из одинокой пустыни отшельника в общину монахов, начинается христианизация края, которая выразилась в первую очередь в сооружениях храмов и часовень в населенных пунктах. На монастырских землях возникают деревни и поселья, строятся храмы. Богатые природные угодья все больше привлекали пришлых людей и они оседали на землях монастырских. Крестьяне-переселенцы, преодолев многоверстный путь, наконец, добирались до привольных и благодатных приисетстких земель. Расчистив поляну или вырубив деляну в лесу, устраивали здесь для себя и своих семей прибежища земные. Лес был верным другом и защитником, их кормильцем и вечным спутником. Вообщем, умел пользоваться богатствами природы русский человек.
Привлекая на свои земли пришлых людей, монастырь предоставлял им "льготы", всячески помогал.
Со временем монастырь обзавелся постройками - конюшенными и скотными дворами, амбарами, овинами, мельницами, кузницами, помещениями для выделки кож, шитья обуви, платья.
Мало помалу трудами крестьянскими и монастырской братии монастырь набирался сил, все более продвигаясь к благоденствию и процветанию.
Но были у монастыря и трудные времена.
После примирения с Илигеем, для Далмата явились другие враги – также из инородцев. Бродившие по степям калмыки приблизились к южным границам земель сибирских и совершили внезапный набег на берега Исети и Течи, близ Белого Городища. Они, подобно диким зверям, напали на жилище Далмата с братиею, сожгли часовни, потом подвергли пыткам самих пустынников, некоторых убили, а других увезли в неволю. Немногие смогли сохранить свою жизнь. Среди них – старец Далмат, захвативший с собой икону Успения Божией Матери. Икона почти не пострадала (на ней опален был огнем один только угол, к которому прикасалась дерзкая рука врага).
Возобновленная обитель, после набега калмыков, до трех раз была осаждаема подобными врагами. В первый раз коснулся Далматова монастыря бунт, произведенный в 1662 году, по заговору Сеита («Сеитский бунт»), князьями Давлет-Гиреем и Кучуком, происшедшими из фамилии Кучума, последнего Сибирского Хана. Во второй раз монастырь подвергся нападению в 1704 году во время бунта Адларь-Бая Исекеева. В третий раз монастырь был осаждаем в 1736 году по случаю бунта, происшедшего под влиянием Пепени, Майдора и Тулчусура.
Впрочем, одними калмыцкими набегами бедствия монастыря не ограничивались. Он был осаждаем другими окрестными врагами. К их числу принадлежат две банды разбойников, известных под именем Дубинщины и Пугачевщины. Первая шайка образовалась в 1762 году из монастырской Исетской волости по случаю учреждения штатов, под предводительством ссыльных сюда крамольников. Спустя 10 лет после Дубинщины, монастырь был осажден во время бунта, произведенного самозванцем Пугачевым. В продолжение 15-дневной осады (с 15 февраля по 1 марта), пугачевцы не смогли проникнуть во внутрь монастырского укрепления. Лишившись под монастырскими стенами 4-х пушек и 200 человек, утром 1 марта бунтовщики отступили.
Как известно, первые строения монастыря были деревянными. Но опустошительные пожары после набега кочевников и по людской неосторожности с 1651-1852 г.г. подвигли монахов на строительство каменного монастыря. В 1704 году было «принято благословение Архиерейское строить на Белом городище церковь каменную во имя Пресвятые Богородицы, честнаго и славнаго Ея Успения, в отстранение от огненного запаления». Каждый камень великолепного ансамбля был вынянчен руками крестьян Далматовской волости. Построенная почти 300 лет назад, сегодня монастырская стена – главная особенность нашего замечательного города.
В истории монастыря сотни имен, известных и неизвестных, вносивших богатые и скудные дары, в надежде на божье покровительство, множество исторических лиц связанных судьбой с монастырем. Это настоятели и строители монастыря, это ссыльные, отбывавшие здесь срок, это искусные мастера и иконописцы, чьё мастерство видно спустя годы пренебрежения.
После закрытия монастыря в нем размещались в различное время музей, детский дом, колхозно-совхозный театр, танцевальная площадка, школа, госпиталь, курсы усовершенствования командного состава, завод «Молмашстрой».