Сайт разработан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
   
Главная страница    Карта сайта    

Республика Адыгея
Республика Алтай
Республика Башкортостан
Республика Бурятия
Республика Дагестан
Республика Ингушетия
Кабардино-Балкарская Республика
Республика Калмыкия
Карачаево-Черкесская Республика
Республика Карелия
Республика Коми
Республика Марий Эл
Республика Мордовия
Республика Саха (Якутия)
Республика Северная Осетия-Алания
Республика Татарстан
Республика Тыва (Тува)
Еврейская Автономная Область
Удмуртская Республика
Республика Хакасия
Чеченская Республика
Чувашская Республика
Алтайский край
Забайкальский край
Камчатский край
Краснодарский край
Красноярский край
Пермский край
Приморский край
Ставропольский край
Хабаровский край
Амурская область
Архангельская область
Астраханская область
Белгородская область
Брянская область
Владимирская область
Волгоградская область
Вологодская область
Воронежская область
Ивановская область
Иркутская область
Калининградская область
Калужская область
Кемеровская область
Кировская область
Костромская область
Курганская область
Курская область
Ленинградская область
Липецкая область
Магаданская область
Московская область
Мурманская область
Нижегородская область
Новгородская область
Новосибирская область
Омская область
Оренбургская область
Орловская область
Пензенская область
Псковская область
Ростовская область
Рязанская область
Самарская область
Саратовская область
Сахалинская область
Свердловская область
Смоленская область
Тамбовская область
Тверская область
Томская область
Тульская область
Тюменская область
Ульяновская область
Челябинская область
Ярославская область
Читинская область
Москва
Санкт-Петербург
Ненецкий автономный округ
Ханты-Мансийский автономный округ
Чукотский автономный округ
Ямало-Ненецкий автономный округ
Республика Башкортостан  Достопримечательности     Регионы

Мавзолеи Хусейн-Бека и Турахана вид из нутримогила  Хусаинбекамогилы ботыровмогилы ботыровМавзолей ХусаинбекаМавзолеи Хусейн-Бека и Турахана


Чишминский район. Мавзолей Хусейн-Бека


К 1393-1394 гг. среднеазиатский завоеватель Тамерлан, продвигавшийся со своей ордой на Москву, остановился у Акзирата. Башкирский хан, чтобы не вступать в конфликт с грозным завоевателем, оказал «железному хромцу» щедрое гостеприимство. Тамерлан, учитывая, что Хусейн-Бек, также как он, выходец из Туркестана, а его святость была известна в арабском мире, желая возвеличить своего земляка, решил воздвигнуть над его могилой мавзолей. Время не пощадило этот памятник.
К сожалению, в первоначальных своих формах мавзолей Хусейн-Бека не сохранился до наших дней. Возведенное в первой половине XIV века, здание кэшэнэ (мавзолея) уже к XVIII-XIX вв. было превращено временем в руины.
В 1911 г. уфимским муфтием было принято решение о восстановлении столь почитаемой мусульманами святыни. Сооружение построено из песчаного камня (этот строительный материал у нас и сегодня в избытке). В.В.Вельяминов-Зернов, посетивший и осмотревший сооружение, приводит его размеры по сделанным им обмерам. В основании оно имеет форму квадрата размером 8x8 м. Толщина стен — около 1,5 м. Высота стен, зафиксированная исследователем, составляла 4 м. Купольное прикрытие и потолок в то время уже не существовали. С южной стороны в здание вела дверь высотой 2 м и шириной около 1 м.
С наружной стороны дверной проём был ограничен двумя продолговатыми и низкими платформами, которые оканчивались откосами. В северной, восточной и западной стенах было проделано по одному сводчатому окну высотой около 1 м и шириной 0,7 м. Часть внутреннего пространства в центре здания отгорожена стеной, в то время развалившейся.
Мавзолей построен по типу, очень распространённому на мусульманском Востоке: основание — куб, переходящий на высоте 2 м в круглый купол. Вероятно, внутри купол был сферическим. Переход осуществлялся при помощи тромпов — приём широко известный на мусульманском Востоке. Внутренними тромпами соответствовали, по-видимому, наружные треугольные откосы.
К сожалению, при перестройке средневекового архитектурного сооружения строители не стремились к точному воспроизведению первозданных форм мавзолея. Архитектурные формы каменных мусульманских мавзолеев Башкирского Приуралья генетически восходят к традициям зодчества Волжской Булгарии.

Биография Хусейн-Бека
Башкиры долгое время находились в подчинении ногайских ханов и мурз. По преданию, покорившие ногой были столь дурные мусульмане, что совсем не соблюдали Ислама и даже не знали его. Самыми ближайшими к Башкирии мусульманскими просвещенными землями были Туркестан и Бухара. Слух о беззакониях и «развратном» образе жизни ногаев дошёл до Бухары и Туркестана, где царствовал «святой» муж хузя Ахмет Ясави. Там зародилась идея о расширении влияния Ислама вплоть до самого Урала. Воспользовавшись этим намерением Туркестана, ногайский хан Барач обратился к правителям Туркестана с просьбой пригласить человека, который мог бы проповедовать Ислам среди башкир. И вот тогда Ахмет Ясави хан незамедлительно послал в Башкирию своего ученика Хусейн-Бека с этой благородной миссией. Надо полагать, Хусейн-Бек остановился в ставке хана. Относительно ханского становища существует такое предание: будто бы родители Барач хана жили за рекой Белой, на том месте, где теперь располагается Уфа.
Отец Барач-хана Тюря-Баботу Клюсов из-за пожиравшего людей «дракона» вынужден был покинуть прежнюю местность и поселиться со своим кочевьем на обильном ковалем на левом берегу Белой, по берегам реки Дёма. Да, это были благословенные Богом места: приволье, ковыль и луга, множество озёр, в том числе и озеро Акзират, богатое рыбой, леса с различной дичью, пчёлами и т.д. Всё это не могло оставить равнодушным сыны Бабату Барача. Вполне возможно, что та самая небольшая горка, где находится мавзолей, и была становищем хана. Вокруг него поселились со своими кочевьями его подданные, башкиры.
В проповедовании Ислама Хусейн-бек не был одинок. На это дело он мастерски сумел направить первых своих сторонников из местных башкир, а также он приглашал единомышленников из Туркестана и Бухары. Когда Хусейн-Бек достиг определённых успехов на миссионерском поприще, он предпринимает путешествие в Мекку на поклонение праху Магомета. Из Мекки он вернулся с ореолом почёты и титулов «Хаджи». Теперь он был Хаджий-Хусейн-Беком, всеми признанным духовным лицом.
Он становится Имамом, духовным главой мусульман Башкирии. Надо полагать, до самой смерти Хусейн-Бек находился при ставке хана и впоследствии похоронен на ханском кладбище. Дата его смерти 1341 год (742 год хиджры). =После смерти он был признан святым.
Вести о святости и чудесах гробницы Хусейн-Бека проникли далеко в мусульманский мир; место погребения Хусейн-Бека привлекло на поклонение богомольцев из разных стран.


О проекте     Попечительский совет     Партнёры     Новости     Гостевая книга     Каталог     Контакты

 
Все права защищены и принадлежат проекту «Большое Золотое Кольцо России».
Разработка сайта: