Чишминский район. Мавзолей Хусейн-Бека
К 1393-1394 гг. среднеазиатский завоеватель Тамерлан, продвигавшийся со своей ордой на Москву, остановился у Акзирата. Башкирский хан, чтобы не вступать в конфликт с грозным завоевателем, оказал «железному хромцу» щедрое гостеприимство. Тамерлан, учитывая, что Хусейн-Бек, также как он, выходец из Туркестана, а его святость была известна в арабском мире, желая возвеличить своего земляка, решил воздвигнуть над его могилой мавзолей. Время не пощадило этот памятник.
К сожалению, в первоначальных своих формах мавзолей Хусейн-Бека не сохранился до наших дней. Возведенное в первой половине XIV века, здание кэшэнэ (мавзолея) уже к XVIII-XIX вв. было превращено временем в руины.
В 1911 г. уфимским муфтием было принято решение о восстановлении столь почитаемой мусульманами святыни. Сооружение построено из песчаного камня (этот строительный материал у нас и сегодня в избытке). В.В.Вельяминов-Зернов, посетивший и осмотревший сооружение, приводит его размеры по сделанным им обмерам. В основании оно имеет форму квадрата размером 8x8 м. Толщина стен — около 1,5 м. Высота стен, зафиксированная исследователем, составляла 4 м. Купольное прикрытие и потолок в то время уже не существовали. С южной стороны в здание вела дверь высотой 2 м и шириной около 1 м.
С наружной стороны дверной проём был ограничен двумя продолговатыми и низкими платформами, которые оканчивались откосами. В северной, восточной и западной стенах было проделано по одному сводчатому окну высотой около 1 м и шириной 0,7 м. Часть внутреннего пространства в центре здания отгорожена стеной, в то время развалившейся.
Мавзолей построен по типу, очень распространённому на мусульманском Востоке: основание — куб, переходящий на высоте 2 м в круглый купол. Вероятно, внутри купол был сферическим. Переход осуществлялся при помощи тромпов — приём широко известный на мусульманском Востоке. Внутренними тромпами соответствовали, по-видимому, наружные треугольные откосы.
К сожалению, при перестройке средневекового архитектурного сооружения строители не стремились к точному воспроизведению первозданных форм мавзолея. Архитектурные формы каменных мусульманских мавзолеев Башкирского Приуралья генетически восходят к традициям зодчества Волжской Булгарии.
Биография Хусейн-Бека
Башкиры долгое время находились в подчинении ногайских ханов и мурз. По преданию, покорившие ногой были столь дурные мусульмане, что совсем не соблюдали Ислама и даже не знали его. Самыми ближайшими к Башкирии мусульманскими просвещенными землями были Туркестан и Бухара. Слух о беззакониях и «развратном» образе жизни ногаев дошёл до Бухары и Туркестана, где царствовал «святой» муж хузя Ахмет Ясави. Там зародилась идея о расширении влияния Ислама вплоть до самого Урала. Воспользовавшись этим намерением Туркестана, ногайский хан Барач обратился к правителям Туркестана с просьбой пригласить человека, который мог бы проповедовать Ислам среди башкир. И вот тогда Ахмет Ясави хан незамедлительно послал в Башкирию своего ученика Хусейн-Бека с этой благородной миссией. Надо полагать, Хусейн-Бек остановился в ставке хана. Относительно ханского становища существует такое предание: будто бы родители Барач хана жили за рекой Белой, на том месте, где теперь располагается Уфа.
Отец Барач-хана Тюря-Баботу Клюсов из-за пожиравшего людей «дракона» вынужден был покинуть прежнюю местность и поселиться со своим кочевьем на обильном ковалем на левом берегу Белой, по берегам реки Дёма. Да, это были благословенные Богом места: приволье, ковыль и луга, множество озёр, в том числе и озеро Акзират, богатое рыбой, леса с различной дичью, пчёлами и т.д. Всё это не могло оставить равнодушным сыны Бабату Барача. Вполне возможно, что та самая небольшая горка, где находится мавзолей, и была становищем хана. Вокруг него поселились со своими кочевьями его подданные, башкиры.
В проповедовании Ислама Хусейн-бек не был одинок. На это дело он мастерски сумел направить первых своих сторонников из местных башкир, а также он приглашал единомышленников из Туркестана и Бухары. Когда Хусейн-Бек достиг определённых успехов на миссионерском поприще, он предпринимает путешествие в Мекку на поклонение праху Магомета. Из Мекки он вернулся с ореолом почёты и титулов «Хаджи». Теперь он был Хаджий-Хусейн-Беком, всеми признанным духовным лицом.
Он становится Имамом, духовным главой мусульман Башкирии. Надо полагать, до самой смерти Хусейн-Бек находился при ставке хана и впоследствии похоронен на ханском кладбище. Дата его смерти 1341 год (742 год хиджры). =После смерти он был признан святым.
Вести о святости и чудесах гробницы Хусейн-Бека проникли далеко в мусульманский мир; место погребения Хусейн-Бека привлекло на поклонение богомольцев из разных стран.