Сайт разработан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
   
Главная страница    Карта сайта    

Республика Адыгея
Республика Алтай
Республика Башкортостан
Республика Бурятия
Республика Дагестан
Республика Ингушетия
Кабардино-Балкарская Республика
Республика Калмыкия
Карачаево-Черкесская Республика
Республика Карелия
Республика Коми
Республика Марий Эл
Республика Мордовия
Республика Саха (Якутия)
Республика Северная Осетия-Алания
Республика Татарстан
Республика Тыва (Тува)
Еврейская Автономная Область
Удмуртская Республика
Республика Хакасия
Чеченская Республика
Чувашская Республика
Алтайский край
Забайкальский край
Камчатский край
Краснодарский край
Красноярский край
Пермский край
Приморский край
Ставропольский край
Хабаровский край
Амурская область
Архангельская область
Астраханская область
Белгородская область
Брянская область
Владимирская область
Волгоградская область
Вологодская область
Воронежская область
Ивановская область
Иркутская область
Калининградская область
Калужская область
Кемеровская область
Кировская область
Костромская область
Курганская область
Курская область
Ленинградская область
Липецкая область
Магаданская область
Московская область
Мурманская область
Нижегородская область
Новгородская область
Новосибирская область
Омская область
Оренбургская область
Орловская область
Пензенская область
Псковская область
Ростовская область
Рязанская область
Самарская область
Саратовская область
Сахалинская область
Свердловская область
Смоленская область
Тамбовская область
Тверская область
Томская область
Тульская область
Тюменская область
Ульяновская область
Челябинская область
Ярославская область
Читинская область
Москва
Санкт-Петербург
Ненецкий автономный округ
Ханты-Мансийский автономный округ
Чукотский автономный округ
Ямало-Ненецкий автономный округ
Республика Коми  Достопримечательности     Регионы

Село Усть-Вымь, архитектурный комплекс церквейСело Усть-Вымь, вид на Благовещенский с церковью Стефана Пермского и Трехсвятской часовнейСело Усть-Вымь, вид на Благовещенский холм с севера.1908Село Усть-Вымь, Комплекс земской больницы.Главный корп.и кухня 1999Комплекс земской больницыКомплекс земской больницы, дом врачаИнтерер церкви Михаила АрхангелаБлаговещенский  холмЦерковь Михаила АрхангелаЦерковь Михаила Архангела, общий вид.


Усть-Вымский историко-культурный центр. Музейный комплекс


История возникновения селения Усть-Вымь связана с деятельностью св. Стефана Пермского. Монах Ростовского монастыря, он направился в северный зырянский край не в поисках молитвенного затворничества, но с благородной миссией обращения в христианство язычников зырян. Путь Святителя Стефана пролегал через многие поселения зырян, но стационарным местом проповеди он выбрал устье реки Вымь. До его прихода, здесь, по-видимому, существовало поселение зырян. На одном из холмов в устье Выми существовала кумирница язычников — «прокудливая» береза и капище. На соседнем с капищем холме Стефан в 1380 г. соорудил «келию и дом молитвенный». Вырубил лес на холме, а вокруг него возвел земляную стену, окопанную рвами. Эти строения положили начало Усть-Выми.
Неся свет Истины Христовой, он сокрушил языческие кумирницы, крестил зырян, создал коми письменность и обучал грамоте язычников, сделав доступным христианское учение местному населению.
В короткий срок вокруг св. Стефана образовалась значительная христианская община. После возвращения из поездки в Москву в 1384 г., рукоположенный в епископское достоинство, святитель Стефан приступает к храмовому обустройству молодой Пермской Епархии. Своей резиденцией он выбрал Усть-Вымь, где, по преданию, на рукотворном холме воздвиг первую соборную церковь и посвятил её празднику Благовещения Пресвятой Богородицы «яко же сей праздник есть зачало всем праздникам Господним и яко се есть зачало спасению нашему».
Наряду с соборным храмом епископии Стефан учреждает первый зырянский монастырь и на месте сокрушенной кумирницы язычников закладывает монастырский храм в честь Собора Архангела Михаила и прочих небесных бесплотных Сил, знаменуя сокрушение идолов невежества светлым Христовым учением.
Вскоре рядом с главным монастырским храмом возводится Церковь Николая Чудотворца (в победе св. Стефана над Памом–сотником — зырянским волхвом, его современники видели параллель с победой Архиепископа Николая Мирликийского над еретиком Арием).
Михаило-Архангельский монастырь становится домовой церковью пермских епископов.
При монастыре была открыта школа, в которой готовили священнические кадры для молодой епархии.
Постоянная угроза вторжений побудила преемников Стефана превратить Усть-Вымь в укрепленный городок, за валом и деревянными стенами которого находились церкви, монастырь и «двор владычен большой», а также пять осадных и четыре крестьянских двора. Еще шесть дворов крепостных крестьян и двор пономаря Благовещенской церкви находились за стенами «Владычного городка».
В первой половине ХV в. «Владычный городок» — военно-административный, епархиальный центр, играл заметную роль в Северо-Восточной политике Русского государства. Значительные территории - Повычегодье, Вологодско-архангельские земли, Прикамье окормлялись Великопермскими епископами.
К середине XV века политическое значение Усть-Выми начинает падать, а во второй половине века утрачивается и значение ее как епархиального центра — в 1564 г. кафедра епископов переносится в Вологду. Усть-Вымь, утратив свое значение в качестве резиденции епископов, осталась центром принадлежавших епископам владений на территории Коми края, а также центром паломничества к чудотворным мощам епископов Пермских — Герасима, Питирима, Ионы (канонизированы в 1605 г.), покоящихся на Благовещенском холме.
Представление об Усть-Выми XVII века дают Писцовые и Переписные книги Яренского уезда. Согласно писцовой книге 1608 г., на городище (под которым понимался Благовещенский холм с окрестностями) находились деревянная часовня с гробницами епископов Пермских Герасима, Питирима и Ионы, деревянная церковь Стефана Пермского и несколько дворовых мест, где ранее были дворы епископа и осадные дворы.
На посаде (территория Михаило-Архангельского холма) расположены две монастырские церкви: собор Архангела Михаила и теплая церковь Николая Чудотворца — а также 5 дворов церковнослужителей, двор епископского управляющего, небольшой монастырь с кельей «черного попа» и двумя кельями нищих, а также 21 жилой и 5 пустых дворов. Храмы этого времени были «древяна клетцки», возведенные из прямоугольных срубов и накрытые двускатными крышами.
Согласно Писцовой книге в 1646 г. «в погосте на Усть-Выми городище имелось 5 дворов и келий церковнослужителей, двор приказного человека архиепископа и 30 крестьянских домов. На холме вновь отстроена Благовещенская церковь, вместо часовни появляется храм во имя «святых отец епископов Пермских Герасима, Питирима и Ионы». Обе церкви — «древяны шатровы».
В начале XVIII века в Усть-Выми — первом из селений Коми края — начинается каменное строительство. На месте ветхих деревянных храмов устюжскими и местными зодчими возводятся Вознесенская церковь (1712 г.); Благовещенская церковь с придельным Всесвятским храмом (1734-1746 гг.; мастера - Иван Леонтьев, Иван Лобанов), Стефановская церковь (1755 –1767 гг.; строители – усть-вымские мастера Василий Белоруков, Григорий и Василий Тренькин), Михаило-Архангельская церковь (1795-1806 гг.).
В начале XIX века напротив Стефановского храма сооружена отдельная каменная двухъярусная колокольня. Русский путешественник академик И. Лепехин, обозревая в 1771 году зырянский край, поражался «изрядности» и убранству усть-вымских храмов.
Занимательным фактом является упоминание Усть-Выма (селение Вестима) в «Дальнейших приключениях Робинзона Крузо», изданных Даниэлем Дефо в 1719 г.
В результате проведенной в 1797 г. реформы системы низового административного управления Усть-Вымь становится волостным центром Яренского уезда. Торговое значение села определялось ежегодной Герасимовской ярмаркой (24 января – 5 февраля старого стиля) и торжком (в марте). Здесь торговали изделиями местных кустарей, привозной посудой, тканями, продуктами животноводства и охотничьего промысла.
К концу XIX века Усть-Вымь — это довольно крупное село, насчитывающее более 1000 жителей. В 1902-1911 гг. на живописном берегу реки Вымь был построен комплекс Земской больницы, включавший в себя несколько лечебных корпусов, дом врача с кабинетом для приходящих больных, кухню, баню, прачечную, амбар, пруд для лечения целебной грязью и др. В 1908 г. в селе имелось до 150 жилых дворов, 25 торговых лавок, две церковные школы, больница, аптека, арестантский дом, волостное правление, контора лесничества. Общий вид села скрашивали возвышавшиеся на холмах каменные храмы, колокольни, до десятка двухэтажных домов принадлежащих богатым крестьянам и торговцам. Холмы разделялись оврагами, через которые были перекинуты мостики. Холм с Благовещенской церковью был обнесен кирпичной оградой с железной решеткой. На другом холме, почти в середине села вокруг Михайловской и Вознесенской церквей располагалось кладбище.
Удобное географическое положение, наличие торговых помещений, старые традиции способствовали развитию села. С 1929 по 1943 годы Усть-Вымь был районным центром. Появились новые здания для управленческих, культурных учреждений и промышленных предприятий. В 1934 г. оборудован аэродром за рекой Пустынь. Появились хозяйственные постройки: мастерские МТС, скотные дворы, гончарная мастерская.
Вместе с тем, антирелигиозная кампания, развернувшаяся с начала 30-х гг. повлекла за собой утрату многих достопримечательностей Усть-Выми. Был взорван Благовещенский храм с приделом Всех святых, где покоились мощи Усть-Вымских епископов чудотворцев, колокольня, Вознесенская церковь. Стефановский храм был приспособлен под пожарное депо, а в Михаило-Архангельском была размещена столовая и клуб для администрации Вогваздинского (в 1 км от Усть-Выми) лагерного пункта.
В эпоху массовых политических репрессий (1937-1956 гг.) Усть-Вымь становится крупным лагерным центром. Здесь дислоцировалось управление Усть-Вымского лагеря НКВД, занимавшегося лесозаготовками и дорожными работами, перевалочные базы Ухтпечлага, Севжелдорлага — лагерей занятых железнодорожным строительством. В окрестностях села сохранились места захоронений жертв тоталитарного режима.
Сейчас на территории Усть-Выми насчитывается 8 объектов культурного наследия, в том числе 2 выявленных объекта.
Михаило-Архангельский мужской монастырь:
1. Городище ХIV-ХVI вв. «Владычный городок» — место резиденции епископов Пермских;
2. Церковь Стефана Пермского (1755-1767 гг.) — древнейший каменный культовый памятник на территории Республики Коми;
3. Церковь Михаила Архангела (1795-1806 гг.) — место первого христианского монастыря на территории Коми края, основанного Стефаном Пермским в 1384 г. на месте языческого святилища;
4. Введенская часовня (1882 г.)
Больница земская:
5. Главный корпус (1902-1904 гг.; 1911 г.) — музей истории с. Усть-Вымь
6. Дом врача (1905-1907 гг.) — сельская амбулатория с выставкой «кабинет земского врача»
7. «Заразный барак» (инфекционный корпус) (1911 г.) — дом престарелых
8. Крестьянская усадьба (кон. ХIХ в.) (изба, амбар) — филиал музея истории с. Усть- Вымь

Финно-угорский конгресс, проводившийся в Сыктывкаре в 1985 г. привлек внимание общественности к сохранению и изучению историко-культурного наследия Усть-Выми. В 1990 г. село Усть-Вымь включено в Список исторических населенных мест Российской Федерации.
Постановлением Совета Министров Республики Коми № 298 от 06.07.1992 года утверждены охранные зоны в границах исторического центра Усть-Выми. Указом Президента Российской Федерации «Об утверждении перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения» от 20 февраля 1995 года N 176, исторический центр села был принят на государственную охрану как памятник федерального (общероссийского) значения под наименованием «Усть-Вымский историко-культурный центр (музейный комплекс)».
В рамках мероприятий по празднованию 600-летия блаженной кончины Святителя Стефана Пермского были проведены работы по ремонту памятников архитектуры — Стефановской и Михаило-Архангельской церквей. В двухэтажном здании Главного корпуса бывшей земской больницы разместились экспозиции музея истории села.
В результате археологических изысканий 1995 г. в пределах разрушенного Благовещенского храма, были локализованы фундаменты утраченного сооружения и в 1996 г. на вскрытых фундаментах Всесвятского придела Благовещенской церкви воссоздана часовня Усть-Вымских чудотворцев Герасима, Питирима и Ионы, Епископов Пермских, освященная 8 мая 1996 г. Патриархом Всея Руси Алексием II.
В 1996 г. был возрожден Михайло-Архангельский монастырь, под обустройство обители выделена территория на историческом месте монастыря. В настоящее время обитель насчитывает 15 насельников.
Службы ведутся в отреставрированном в 2005 г. храме Михаила Архангела и в новой деревянной церкви Иверской иконы Божией Матери.
На реставрацию старейшего культового памятника республики — Стефановского храма — подготовлена проектно-сметная документация.
Сегодня село Усть-Вымь четко разделено на две части, которые резко контрастируют как по внешнему облику, так и в планировочной системе. Одна из них — исторический центр, включающий в себя Благовещенский холм с близлежащей территорией и Заручейная часть села, сохранившая свободную планировку улиц, характерную для XVII-XVIII веков.
Вторая — современный центр, застроенный типовыми общественными зданиями, в какой-то мере нарушающими сложившуюся историческую среду. В современной части села все общественные здания — средняя школа, сад-ясли, Дом культуры, библиотека, аптека, несколько магазинов, метеостанция, отделение связи.
Удобное месторасположение села (71-й км от столицы Республики Коми по шоссе, расположение ст. Усть-Вымь на ж/д дороге Сыктывкар – Микунь), а также обилие объектов культурного наследия делают современную Усть-Вымь привлекательным центром для культурного туризма и паломничества верующих Северо-Западного региона России.
Первоочередные работы на объектах заповедника:
1. Подготовка проектно-сметной (научно-проектной) документации на реставрацию и приспособление зданий Земской больницы под круглогодичную туристическую базу на 20 человек
2. Реставрация Стефановской церкви с восстановлением утраченной трапезной.


О проекте     Попечительский совет     Партнёры     Новости     Гостевая книга     Каталог     Контакты

 
Все права защищены и принадлежат проекту «Большое Золотое Кольцо России».
Разработка сайта: