Сайт разработан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
   
Главная страница    Карта сайта    

Республика Адыгея
Республика Алтай
Республика Башкортостан
Республика Бурятия
Республика Дагестан
Республика Ингушетия
Кабардино-Балкарская Республика
Республика Калмыкия
Карачаево-Черкесская Республика
Республика Карелия
Республика Коми
Республика Марий Эл
Республика Мордовия
Республика Саха (Якутия)
Республика Северная Осетия-Алания
Республика Татарстан
Республика Тыва (Тува)
Еврейская Автономная Область
Удмуртская Республика
Республика Хакасия
Чеченская Республика
Чувашская Республика
Алтайский край
Забайкальский край
Камчатский край
Краснодарский край
Красноярский край
Пермский край
Приморский край
Ставропольский край
Хабаровский край
Амурская область
Архангельская область
Астраханская область
Белгородская область
Брянская область
Владимирская область
Волгоградская область
Вологодская область
Воронежская область
Ивановская область
Иркутская область
Калининградская область
Калужская область
Кемеровская область
Кировская область
Костромская область
Курганская область
Курская область
Ленинградская область
Липецкая область
Магаданская область
Московская область
Мурманская область
Нижегородская область
Новгородская область
Новосибирская область
Омская область
Оренбургская область
Орловская область
Пензенская область
Псковская область
Ростовская область
Рязанская область
Самарская область
Саратовская область
Сахалинская область
Свердловская область
Смоленская область
Тамбовская область
Тверская область
Томская область
Тульская область
Тюменская область
Ульяновская область
Челябинская область
Ярославская область
Читинская область
Москва
Санкт-Петербург
Ненецкий автономный округ
Ханты-Мансийский автономный округ
Чукотский автономный округ
Ямало-Ненецкий автономный округ
Воронежская область  Достопримечательности     Регионы

конюшня5конюшня4конюшня3конюшня2конюшня1


Памятник архитектуры «Хреновской конный завод графа А.Г. Орлова»

Хреновской конный завод, расположенный в селе Хреновое, Бобровского района, Воронежской области, — один из старейших конных заводов страны, колыбель знаменитой породы лошадей «орловской рысистой», выведенной здесь крупным политическим деятелем конца XVIII в. и выдающимся селекционером графом А.Г. Орловым-Чесменским.
Архитектурный комплекс завода представляет собой замечательное произведение классицизма, тактично дополненное постройками второй половины XIX и начала XX в. Завод основан в 1778 г. графом А.Г. Орловым-Чесменским у села Хреновое на землях, пожалованных ему Екатериной II в 1776 г.
Алексей Григорьевич Орлов (1737-1807) — видный государственный и военный деятель второй половины XVIII в., брат фаворита Екатерины II широко известен как инициатор государственного переворота 1762, как блестящий руководитель военных действий на Средиземном море в русско-турецкой войне 1768-1774 гг. (за победу под Чесмой был пожалован второй фамилией Чесменский), а также как похититель претендовавшей на русский престол «княжны Таракановой». После выхода в отставку (в январе 1775 г.) до конца дней он занимался разведением лошадей и прославил свое имя на поприще коннозаводства. Он вывел две новые породы лошадей — верховую и рысистую — получивших его имя.
Наиболее известна резвая, выносливая и красивая порода лошадей «орловская рысистая». В ее основе были арабские жеребцы, при выведении использовалось 47 других пород.
Селекционная деятельность началась в 1775 г. (эту дату празднуют как дату начала рысистого коннозаводства) в подмосковной усадьбе Остров, но вскоре была переведена в более благоприятные условия черноземных воронежских степей. Здесь А.Г. Орлов получил более 100 тыс. гектаров земли, большая часть которой представляла собой целину, дававшую обилие корма и простор для упражнений лошадей. На этой земле, помимо завода в Хреновом, были основаны заводы в Чесменке и Паде.
Известно, что к 1778 году конюшни Хренового уже заполнились лошадьми. В 1784 г. на Хреновском конном заводе был выведен первый орловский рысак. В конце XVIII в. на заводе было 5 отделений, в которых разводили верховых, рысистых, чистокровных, «фрунтовых» и «цуговых» лошадей. Держали также псовую охоту для истребления волков и голубиную почту. Рядом с конным заводом находились кожевенный и салотопенный заводы, дававшие необходимую для завода продукцию.
После смерти графа владение перешло к его дочери Анне Алексеевне Орловой-Чесменской (1785-1848 гг.), известной благотворительнице и храмоздательнице; только в Воронежской губернии с 1813 по 1846 гг. на ее средства было выстроено полтора десятка храмов и Духовная семинария в Воронеже. При ней селекционная работа особо успешно продвигалась с 1811 до 1831 г. под руководством управляющего заводом В.И. Шишкина (1780-1845 гг.).
Строительством производственной зоны руководил архитектор Николай Платонович Леонтьев (ок. 1785-1840 гг). Об этом свидетельствуют его рапорты о строительных работах по Главному конному двору 1813-1816 гг. и наличие его в штате служащих завода в 1825 г. В архивах хранятся и частично опубликованы проектные чертежи производственной зоны завода, которые были гравированы в 1820-е гг. с целью издания.
На планах представлены разные этапы освоения производственной зоны завода: наиболее ранний план показывает Главный конный двор, к которому с севера и юга примыкают обнесенные оградой варки (загоны) с навесами по периметру. На втором плане часть загонов к северу от Главного конного двора превращена в конюшни, на южном участке за загонами показаны постройки хозяйственного двора. В публикации 1824 года этот план представлен как реализованный. Судя по общности оформления Главного конного двора и Жилого комплекса для служащих, последний был построен в те же 1810-е годы или чуть позже.
Одновременно с конюшнями была устроена беговая дорожка между жилой и производственными зонами завода и ипподром в степи неподалеку от завода.
Таким образом, на этом этапе строительства сформировалась существующая структура всего комплекса, и появились его главные сооружения. Все они перечислены в деле о продаже завода государству в 1845 г.
В начале 1860-х годов была обновлена система прудов по речке Хреновой. В начале XX в. выстроен храмовый комплекс — церковь Михаила Архангела (1902-1907) со сторожкой. Тогда же вновь выстроены или перестроены многие конюшни, о чем свидетельствуют их формы и надписи на фасадах. В начале XX века завод находился в идеальном порядке. В путеводителе по железным дорогам за 1900 год говорится, что «...целый городок изящных построек конного завода делают то, что Хреновое походит более на маленький опрятный городок, нежели на село...».
После перехода завода к государству начался третий этап строительства, который осуществлялся в рамках определившейся ранее планировочной структуры. Постройки завода пострадали во время гражданской и Великой Отечественной войн и восстанавливались. Значительные восстановительные работы проводились на заводе после Великой Отечественной войны. Во время благоустройства, проводившегося после отступления немцев, к востоку от завода был организован ипподром, вероятно, он расположился на месте прежнего. Из санитарных соображений в конюшнях и варках был заменен грунт, для чего на территории производственной зоны вырыли 20 котлованов, вокруг завода на площади 8 гектаров устроены левады, окруженные лесополосами. Очевидно, тогда же обновлены посадки в парке графской усадьбы.
Проект восстановления зданий комплекса выполнен воронежскими архитекторами, возможно, под руководством Г.В. Здебчинского, подписавшего сопроводительную записку к первому научному паспорту Хренового (1954 г.), хранящемуся в архиве МК РФ. На этот период имеется план производственной зоны и схема планировки всей усадьбы (паспорт 1955 г.). Тогда же выполнен экспонируемый в музее завода макет архитектурного комплекса.
В советское время на территории завода появился ряд мемориальных объектов. В 1949 г. у главного корпуса установлены надмогильные памятники рысакам-чемпионам — Палачу (пал в 1920 г.) и Улову (пал в 1949 г.). В 1951 г. в доме управляющего был открыт музей завода (основатель и многолетний директор — художник Ф.Ф. Бдюкин). В 1975 г. установлен памятник рысаку Улову (скульптор Э.Н. Гиляров), в 1995 г. — памятник создателю завода и породы «орловской рысистой», графу А.Г. Орлову (скульптор В. Смурага). Главный жилой дом усадьбы воссоздан после пожара в 1967 г., дом управляющего — в 1975 г.

Объемно-планировочная и пространственная структура комплекса
Завод расположен на ровном чуть покатом к юго-западу участке, между селом Хреновым (с юга) и поселком Слобода (с севера и запада). От Хренового постройки завода отделены прудами от Слободы — левадами (пространства для выпаса лошадей, защищенные посадками). Площадь комплекса (без водоемов) составляет 30 га (460 х 660 м). Участок завода правильной прямоугольной формы делится беговой дорожкой на две неравные части. Большую западную часть занимает производственная зона, меньшую восточную — административно-жилая и складская зоны.
Основное здание завода — комплекс Главного конного двора расположен в центре производственной зоны. К северу и югу от Главного конного двора размещаются меньшие по размеру дворы с конюшнями. Самый южный участок производственной зоны занимает хозяйственный двор. За пределами основного прямоугольного участка завода, по оси беговой дорожки находится церковный участок.
В 300 метрах к востоку от складской зоны размещается ипподром. Восточная часть завода проездами делится на три участка. На среднем участке находится комплекс жилых домов для служащих завода. Северный участок занимают склады фуража. Самый большой южный участок представляет собой бывшую усадьбу владельца завода, которая дополнена административными зданиями. Усадебный парк отделяет этот участок от производственной зоны. У пруда (Английский, или Средний) расположена бывшая хозяйственная часть усадьбы с постройками середины XX века.
За пределами основного прямоугольного участка завода, по оси беговой дорожки находится церковный участок. В 300 метрах к востоку от складской зоны размещается ипподром.
Планировочная и пространственная организация архитектурного комплекса отличается уравновешенностью и композиционной ясностью, свойственными для классицизма. Основные членения плана основаны на пропорции 1:2. Основной принцип организации построек производственной зоны — замкнутое каре.
Также организован жилой комплекс для служащих. Замкнутым прямоугольным участкам противопоставлена открытая середина комплекса с беговой дорожкой, которая является внутренним парадным пространством завода. К нему обращены важнейшие сооружения и парк. Ось беговой дорожки с севера подчеркнута зданием церкви. Прежде с юга ей соответствовала другая, не сохранившаяся, церковь конца XVIII в., стоявшая в селе. Ось, перпендикулярная беговой дорожке, объединяет Главный конный двор и административно-хозяйственный комплекс. Пересечение этих осей отмечено памятником графу А.Г.Орлову.
Въезды на территорию завода имеются с трех сторон: южный — через плотину от села Хренового, северный — со стороны церкви и два восточных. Главный въезд находится с восточной стороны, у здания заводоуправления. Цельность комплекса подчеркивается оградами, замыкающими отдельные участки.
Самостоятельную художественную ценность имеют ограды нескольких типов: глухая ограда с арочными нишами в пилонах (начало и конец проезда вдоль северного фасада Главного конного двора и жилой комплекс для служащих, 1810-е гг.); глухая с рустованными калитками (Главный конный двор и комплекс к северу от него, 1810-е), сквозная с фигурным узором кирпичной кладки и металлическими вазами над калитками (середина XIX в.), металлическая церковная (начало XX в.). Конный завод включает более 50 архитектурных сооружений XIX- начало XX в.
Самые значительные сооружения (Главный конный двор и Жилой комплекс для служащих) выполнены в 1810-е гг. в формах ампира.
Большая часть сооружений группируется в самостоятельные архитектурные комплексы. К ним относятся:
- Административно-жилой комплекс: заводоуправление, дом А.А.Орловой, флигель, дом управляющего, парк;
- Комплекс жилых домов для служащих: 5 жилых домов, ледник, ограды двора;
- Комплекс складов фуража: 3 амбара, мельница, весовая, ограда участка; - Главный конный двор (1813-1818 гг.): 5 корпусов, 4 ограды с воротами между ними, 2 ограды с воротами, примыкающие к двору с севера;
- Комплекс производственных зданий к северу от Главного конного двора: 9 корпусов, кошары, ограды;
- Комплекс конюшен к югу от Главного конного двора: 3 корпуса; - Хозяйственный двор: 3 здания, ограда участка;
- Церковный комплекс (начало XX в.): церковь Михаила Архангела, сторожка, ограда участка;
- Ограда завода с воротами, поел, треть XIX в. (три участка и трое ворот);
- Система прудов на реки Хреновой с плотинами и водостоками: Верхний, Фуражный, Средний или Английский, Скаковой; каменный мост.

Архитектурный ансамбль Главного конного двора
 Габариты Главного конного двора — 160 х 320 м.
В состав Главного конного двора входят следующие сооружения:
1. Восточный корпус. Состоит из двух Г-образных в плане объемов (каждый с двумя конюшнями и угловым башнеобразным павильоном), манежа (в середине), и центрального павильона, к которому сходятся конюшни и манеж. Во внутреннем северо-восточном углу находится каптерка.
2. Северный корпус (Манеж для гонки заводских жеребцов, Случной манеж). С восточного торца к нему примыкает корпус-связка.
3. Южный корпус (Конюшня для молодых кобылок, Английская конюшня. Тренерская конюшня).
4. Северо-западный корпус (Конюшни для маток и жеребят, Первая маточная конюшня). Включает две конюшни, соединяющий их башнеобразный павильон, а также каптерку между конюшнями.
5. Юго-западный корпус (Конюшни для маток и жеребят, Вторая маточная конюшня). Включает две конюшни, соединяющий их башнеобразный павильон, а также каптерку между конюшнями.
6. Ограды с воротами между корпусами (4 участка).
7. Ограды с воротами, примыкающие к Главному конному двору с севера (2 участка).

Огромный архитектурный ансамбль Главного конного двора представляет собой значительное произведение классицизма, принадлежащее выдающемуся мастеру Д. И. Жилярди, построен как основное сооружение Хреновского конного завода графини А.А. Орловой-Чесменской в 1813-1818 гг. Автором проекта комплекса считается Д.И.Жилярди, так как об этом свидетельствуют современники, кроме того, творческая манера архитектора очевидна. Сам проект осуществлял архитектор А.П. Леонтьев. Из его рапортов в Экспедицию государственных конских заводов 1813-1816 гг. следует, что в 1815 г. были возведены обе маточные конюшни, в 1816 г. — случной манеж.
Известно, что строительство было закончено к приезду императора в 1818 г. Чертежи Главного конного двора в основных чертах соответствуют существующим постройкам. При публикации чертежа главного фасада конного двора в 1824 г. сделано уточнение, что все постройки, точно соответствуют гравюре, выполненной титулярным советником А.А. Фроловым, кроме надписей (FA'LICI FAVSTO GVI INCRESS1) на аттике центрального павильона, которая в натуре не сделана.
Чертеж главного восточного фасада 1820-х гг. отличается от существующего фасада отсутствием окон в конюшнях и наличием большего количества архитектурного декора и скульптуры. Если чертеж был полностью осуществлен, значит окна появились позднее и фасад первоначально был более нарядным: купола боковых павильонов завершались четвёрками лошадей с наездником в колеснице, аналогичная группа с двумя людьми, держащими лошадей под уздцы находилась у основания купола главного павильона; на постаментах по сторонам входов в главный павильон размещались скульптурные группы, изображавшие укрощение коней; фриз был украшен барельефами с факелами и венками.
Известно, что скульптура по сторонам ворот была снята вскоре после окончания строительства, остальная — в 1880-е гг.
В конце XIX в. перестроен главный (Марвинский) манеж: увеличена его длина к западу, образован зал у восточного торца, уничтожен средний восточный вход, сделаны новые металлические перекрытия, изменена отделка фасадов. Вероятно, тогда же появился корпус-связка между восточным и средним корпусами северного ряда построек, а в три угла двора встроили небольшие помещения для служителей — каптерки. В 1880-е годы на главном восточном фасаде установили часы.
После войны 1941-1945 гг. производилось восстановление зданий. Тогда, в частности, покрытие главного купола «в шахмат» заменили на секторное. В послевоенные годы было подведено электричество. В 1953 году в конюшнях устроены автоматические поилки.
Единство комплексу придает и обработка фасадов. Все первоначальные проемы зданий имеют полуциркульную перемычку, в конюшнях — полукруглые окна. На фасадах продольно расположенных конюшен окна помещены в высокие ниши, на фасадах поперечно поставленных конюшен (кроме главного фасада) - окна в наличнике. Рустом выделены наружные торцовые (восточный и западный) фасады комплекса, а также фасады средних корпусов. Основной декоративный элемент угловых башен и эффектно оформленной центральной части главного восточного фасада конного двора — арка с двухколонным портиком внутри. Уклон рельефа местности определил заметно более низкое расположение юго-западного корпуса.
Симметричную первоначальную композицию комплекса нарушают пристройки второй половины XIX в. — корпус-связка в северном ряду (более узкий и низкий чем связываемые здания), а также три каптерки во внутренних углах двора. Архитектурный облик этих пристроек нейтрален. Облик манежа восточного корпуса свойственен для архитектуры второй половины XIX в. Однако эти нововведения не разрушают общей классицистической гармонии архитектурного комплекса. Стилистика основных зданий соответствует стилю ампир и проявляется как в монументальности форм, так и в характере декора.
Все здания одноэтажные, кирпичные, их стены оштукатурены и выкрашены в желтый и белый цвета. Крыши железные. Внутри конюшен деревянные перекрытия поддерживаются рядами деревянных колонн с капителями дорического ордера. К этим же колоннам крепятся перегородки денников. Ограды между корпусами конного двора представляют собой глухие стенки с пилонами ворот по середине. В пилонах устроены калитки (одна ложная), помещенные в рустованный портал с замковым камнем.
Лучше всего сохранились пилоны западных ворот. Они имеют ампирное завершение в виде пологого восьмискатного покрытия с низкой ротондой. Ограды, примыкающие к двору с севера, имеют характерное для ампира сужение кверху. Калитки в них арочные с архивольтом на сухарях, венчающая часть подобна аттиковой надстройке. Именно такие пилоны изображены на чертежах 1820-х гг. у западных ворот конного двора.
Внутри конного двора расположены левады и устройства для тренировки лошадей.


О проекте     Попечительский совет     Партнёры     Новости     Гостевая книга     Каталог     Контакты

 
Все права защищены и принадлежат проекту «Большое Золотое Кольцо России».
Разработка сайта: