Сайт разработан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
   
Главная страница    Карта сайта    

Республика Адыгея
Республика Алтай
Республика Башкортостан
Республика Бурятия
Республика Дагестан
Республика Ингушетия
Кабардино-Балкарская Республика
Республика Калмыкия
Карачаево-Черкесская Республика
Республика Карелия
Республика Коми
Республика Марий Эл
Республика Мордовия
Республика Саха (Якутия)
Республика Северная Осетия-Алания
Республика Татарстан
Республика Тыва (Тува)
Еврейская Автономная Область
Удмуртская Республика
Республика Хакасия
Чеченская Республика
Чувашская Республика
Алтайский край
Забайкальский край
Камчатский край
Краснодарский край
Красноярский край
Пермский край
Приморский край
Ставропольский край
Хабаровский край
Амурская область
Архангельская область
Астраханская область
Белгородская область
Брянская область
Владимирская область
Волгоградская область
Вологодская область
Воронежская область
Ивановская область
Иркутская область
Калининградская область
Калужская область
Кемеровская область
Кировская область
Костромская область
Курганская область
Курская область
Ленинградская область
Липецкая область
Магаданская область
Московская область
Мурманская область
Нижегородская область
Новгородская область
Новосибирская область
Омская область
Оренбургская область
Орловская область
Пензенская область
Псковская область
Ростовская область
Рязанская область
Самарская область
Саратовская область
Сахалинская область
Свердловская область
Смоленская область
Тамбовская область
Тверская область
Томская область
Тульская область
Тюменская область
Ульяновская область
Челябинская область
Ярославская область
Читинская область
Москва
Санкт-Петербург
Ненецкий автономный округ
Ханты-Мансийский автономный округ
Чукотский автономный округ
Ямало-Ненецкий автономный округ
Иркутская область  Достопримечательности     Регионы

Михаило-Архангельская (Харлампиевская) церковьМихаило-Архангельская (Харлампиевская) церковьМихаило-Архангельская (Харлампиевская) церковьМихаило-Архангельская (Харлампиевская) церковь


Михаило-Архангельская (Харлампиевская) церковь в Иркутске

Каменная пятипрестольная Архангельская (Харлампиевская) церковь в Иркутске была заложена в 1777 г. на месте бывшей деревянной церкви, построенной в 1738 г. на средства, собранные прихожанами (крупным жертвователем был иркутский купец В. Балакшин).
В строительстве новой церкви использовался и оставшийся капитал Югова. Строительные работы продолжались не одно десятилетие, лишь в 1784 г. была закончена колокольня храма и на нее поставлен шпиль. В 1809 г. церковь еще была перекрыта тесом, только все три главки храма обиты железом, а крест вызолочен.
Наиболее значительными изменениями внешнего облика после 1809 г. стали пристрой двухэтажного объема паперти с западной стороны храма. Крупные ремонтно-восстановительные работы на храме производились в связи с землетрясением 31 декабря 1861 г.
Летопись сообщала: «В Архангельской церкви крест наклонился к югу, северная стена имела больше трещин, чем другие. В приделе Св. Иннокентия образовалась щель от самого свода и почти до фундамента. Восьмерик и своды дали трещины, свод расколот лучеобразно, из перемычек окон выпали кирпичи, стекла из рам вылетели. Повреждение в своде произошло от слишком большой тяжести, потому что он удерживал каменную шейку, довольно толстую, на которой укреплен купол вместе с крестом, очень большой и тяжеловесный. От сильного толчка свод не смог выдержать напора всей этой тяжести и раздробился на части. Из трех железных пластинок, прикрепляющих крест к деревянной шейке купола, две сломались, а третья согнулась с крестом в южную сторону и держала его в висячем положении».
Ликвидация разрушений проводилась в течение 5 лет. Церковными старостами церкви на протяжении длительного времени являлись именитые иркутские купцы, вначале — А.К Сибиряков, затем — И.С. Хаминов, много сделавшие для благополучия храма.
В 1879 г. Иркутск посетило страшное бедствие – грандиозный пожар, в котором выгорела значительная часть города. Пострадала и Харлампиевская церковь, восстановление которой заняло несколько лет. В 1884 г. было отремонтировано каменное здание богадельни, находившейся при церкви. В 1890 г. храм был обнесен каменной оградой, выполненной по проекту известного иркутского архитектора В.А. Рассушина. Средства на строительство целевым назначением пожертвовала сольвычегодская купчиха А.П. Хаминова. Закрыта как действующая Михаило-Архангельская церковь была в 1931 г.
С Харлампиевской церковью связана значительная страница отечественной истории: здесь в марте 1904 г. венчался А.В.Колчак со своей невестой С.Ф.Омировой. В Иркутске будущий адмирал оказался проездом, после участия в северной экспедиции, снаряженной на поиски пропавшей партии барона Толля. С.Ф.Омирова для встречи с женихом проделала путешествие из Италии до Сибири.
Харлампиевская церковь открывает плеяду храмов позднебарочного направления в Иркутской епархии. Она относится к немногочисленным в Иркутской области, однако, распространенным на Урале и в Забайкалье храмам с объемным построением «кораблем», когда храм и трапезная объединены одной шириной. Объясняется это, вероятно, консервативностью провинции, где смена стилей растягивалась на десятилетия, тогда как в губернском Иркутске строительством Харлампиевской церкви завершился один из самых продолжительных и ярких в архитектуре стилей — барокко, который в период своего расцвета породил уникальное стилистическое направление «сибирское барокко». Использование одного приема, но в различных вариантах свидетельствует о новаторстве и переходе к классицизму.
Учитывая, что Харлампиевская церковь была построена одной из первых на территории Епархии, можно утверждать, что она почти полвека служила прообразом и аналогом для строительства других храмов на территории Иркутской епархии.
В архитектуре Харлампиевской церкви мы находим целый ряд новых приемов и форм, в дальнейшем свойственных группе памятников позднего барокко. Таковы, прежде всего, полуглавия в завершении стен, заменившие прежние рельефные развитые карнизы, затем надоконные картуши и плоские ленточные наличники своеобразного рисунка и, наконец, барочные изогнутые купольные кровли увенчанные малыми световыми восьмериками.
В то же время, в архитектурный облик самой Харлампиевской церкви были явно привнесены элементы с северо-западных областей России. В городах Тотьме, Солигаличе, Великом Устюге, Вятке, на Урале и др. к этому времени уже сложился тип храма позднебарочного направления с объемной композицией, в которой доминируют крупный четверик, завершенный световым малым восьмериком, и ярусная колокольня под шпилем.
Заимствование архитектуры из другого региона произошло благодаря тесным культурным связям с другими российскими городами, которые стали возможны в конце XVIII века в связи со строительством столбовой Московской дороги. Церковные постройки отдельных регионов, которые ранее имели свой собственный почерк, начинают по своему облику группироваться в единое стилистическое направление, но одновременно сохраняют приверженность к местным архитектурным традициям. Объясняется это тем, что в этот период, как и в прошлые годы, провинциальное культовое зодчество еще не знакомо со строительством по проектам, но широко распространен метод строительства «на манер» или «по подобию» уже существующих церквей. Метод этот более гибок и многогранен по сравнению со строительством по чертежам, так как оставляет больший простор зодчему для собственного творчества.
Разумеется, при этом учитывались местные условия, и каждая из построенных «по подобию» церквей становилась индивидуальной и неповторимой, неся вместе с тем черты, свойственные своей эпохе. Например, в иркутских храмах значительно слабее, чем на Урале или северо-западе России, выражены барочные настроения, но чаще присутствуют элементы классицизма в сочетании со сложной и напряженной формой венчающих частей. Харлампиевская церковь выделяется из общего ряда многочисленной группы позднебарочных храмов сложной и одновременно четко простроенной объемной композицией. Ей присуще своеобразное сочетание объемов с различными барочными купольными завершениями в храме, приделе, обеих апсидах и в колокольне. Такая пластичность уже не свойственна последующим памятникам с их линейной графичностью архитектурных форм. Одновременно в ее композиции явно обнаруживается тенденция к подчеркнутому вертикализму, росту вверх, что в дальнейшем становится одной из главных особенностей храмов позднебарочного направления.
В основе объемного решения лежит крупная двухэтажная бесстолпная, четырехчастная в плане церковь с квадратным храмом, пятигранным алтарем, прямоугольной трапезной и притвором с колокольней. Основную роль в композиции играет высокий четверик храма (двухсветный во втором этаже), перекрытый сомкнутым восьмигранным сводом и увенчанный небольшой главкой на малом световом восьмерике. Четверик фланкирован по продольной оси пониженными равновысокими двухэтажными апсидой и трапезной. Апсида перекрыта веерной кровлей, переходящей в прихотливо изогнутый купол, завершенный малым восьмериком, такой же формы, как и на храме.
С западной стороны к трапезной примыкает высокая колокольня, которая имеет традиционную для иркутских храмов ярусную форму и значительно превосходит фланкирующие ее объемы трапезной и паперти. Нижние два яруса служат притвором и имеют одну высоту с трапезной; третий ярус — четвериковый, четвертый и пятый - восьмериковые. Колокольня завершается восьмилотковым куполом с высоким тонким шпилем. Несмотря на то, что колокольня по высоте превышает остальные объемы, в общей композиции доминирует четверик храма, за счет более масштабного решения и выразительного барочного венчания с беспокойным и сложным силуэтом.
Движение форм вверх, так явно заданное южным фасадом, здесь поддерживается за счет грушевидного купола со световым восьмериком в храмовой части и барочной кровли апсиды.
Первоначально с западного фасада примыкало крыльцо на столбах, которое в конце 1850-х гг. было заменено двухэтажным притвором в стиле ампир. Притвор массивен и выполнен не только в другом стиле, но и в более крупном масштабе по сравнению с остальными объемами, что нанесло ущерб единству архитектурного облика церкви.
Таким образом, в объемной композиции Харлампиевской церкви отразились наиболее яркие черты, присущие барокко: живописность, многоплановость, напряженная пластика венчаний, острота силуэта. Одновременно в ней появляется сдержанность и четкость, присущая в дальнейшем классицизму — подчеркнутое выделение нижнего яруса всей постройки, симметрия фасадов, отдельные элементы декоративного убранства. Полуглавия образуют более органичный переход к сложному венчающему ярусу храма (легко узнаваемый элемент барокко). В Харлампиевской церкви полуглавия укрупнены и имеют своеобразный причудливо рисованный контур, напоминающий корону.
В архитектуре фасадов заметно различие в трактовке этажей здания, нижний этаж Харлампиевской церкви нарядный парадный, а верхний более сдержанный. Традиция неодинакового убранства фасадов, характерная для русского храмового зодчества XVII-XVIII вв., здесь своеобразно интерпретирована, поскольку, обычно, парадным делали верхний этаж. В соответствии с приемами барокко стены четверика храма оформлены сравнительно тонкими пилястрами (вытянутыми на высоту второго двухсветного этажа), парными на углах объемов и одинарными между окнами. Прием этот в иркутских храмах используется впервые, что свидетельствует о процессе становления нового стилистического направления.
Также впервые в культовом зодчестве иркутской епархии над оконными проемами возникает новый тип декора — картуши, а окна обрамляются плоскими наличниками криволинейной формы (на колокольне и световом восьмерике храма), которые получили позднее широкое распространение в местном декоре. Картуши занимают все свободное пространство над окнами до междуэтажного карниза. На южном и северном фасадах орнаменты различны. Рисунок картушей южного фасада родственен картушам храмов г. Тотьмы Входо-Иерусалимскому, Рождественскому, Успенскому, на фасадах которых он появляется в 1770-е гг. Орнамент представляет собой часть кладки стены (в отличие от рисованных или лепных картушей), выступает над ее поверхностью и обрамляется лекальным кирпичом.
По поводу орнаментального мотива картушей и зашифрованной в них информации интересное предположение высказывает С.Зайцев: «Картуш является символом мореплавания и открытий ...он перекочевал на стены храмов с мореходной карты».
Активное строительство храмов этого типа по всей Сибири в XVIII веке отразило успехи купцов, мореходов и промышленников и дало изумительный результат в архитектуре — «русский стиль морских открытий». В храмах, возводимых на средства купцов, «безусловно, нашел отражение пафос разносторонней деятельности просвещенного русского купечества XVIII века с его помыслами и стремлениями, далеко перешагнувшими границы Российской империи. С этим связана подчеркнутая парадность, представительность архитектурного облика церквей, отличающихся богатым и пышным узорочьем фасадов, особой высотностью объемно-композиционного построения и устремленностью всех форм вверх, которые как бы взлетают в безграничные просторы неба своими стройными и изящными силуэтами».
Таким образом, на фасадах Харлампиевской церкви как бы отразилась эволюция картушей, приобретающая по мере развития местного позднебарочного стилистического направления все более упрощенный характер. В последующих храмах рисунок картушей сохраняет свой барочный характер, но становится лаконичнее, лишь отдаленно напоминая в плоском контуре прихотливый тип картушей Харлампиевской церкви.
В архитектуре Харлампиевской церкви наглядно отразился переходный этап от барокко к классицизму. В ней гармонично сочетается противоборство объемного и плоскостного начал, характерных, первого – для барокко и, второго - для классицизма. Плоские элементы, имеющие столичное происхождение, такие как пилястровый ордер, рамочные наличники и т.п., примененные впервые в культовом зодчестве иркутской епархии в декоративном убранстве этой церкви, постепенно вытесняют объемное убранство барокко. Но данный процесс был длительным, барочные традиции еще долгое время были довольно сильны, и Харлампиевская церковь выступила прообразом для целого ряда каменных храмов, построенных в этот период и образовавших в истории церковного зодчества в одну из крупнейших групп с архитектурой позднебарочного стилистического направления.


О проекте     Попечительский совет     Партнёры     Новости     Гостевая книга     Каталог     Контакты

 
Все права защищены и принадлежат проекту «Большое Золотое Кольцо России».
Разработка сайта: