Михаило-Архангельская (Харлампиевская) церковь в Иркутске
Каменная пятипрестольная Архангельская (Харлампиевская) церковь в Иркутске была заложена в 1777 г. на месте бывшей деревянной церкви, построенной в 1738 г. на средства, собранные прихожанами (крупным жертвователем был иркутский купец В. Балакшин).
В строительстве новой церкви использовался и оставшийся капитал Югова. Строительные работы продолжались не одно десятилетие, лишь в 1784 г. была закончена колокольня храма и на нее поставлен шпиль. В 1809 г. церковь еще была перекрыта тесом, только все три главки храма обиты железом, а крест вызолочен.
Наиболее значительными изменениями внешнего облика после 1809 г. стали пристрой двухэтажного объема паперти с западной стороны храма. Крупные ремонтно-восстановительные работы на храме производились в связи с землетрясением 31 декабря 1861 г.
Летопись сообщала: «В Архангельской церкви крест наклонился к югу, северная стена имела больше трещин, чем другие. В приделе Св. Иннокентия образовалась щель от самого свода и почти до фундамента. Восьмерик и своды дали трещины, свод расколот лучеобразно, из перемычек окон выпали кирпичи, стекла из рам вылетели. Повреждение в своде произошло от слишком большой тяжести, потому что он удерживал каменную шейку, довольно толстую, на которой укреплен купол вместе с крестом, очень большой и тяжеловесный. От сильного толчка свод не смог выдержать напора всей этой тяжести и раздробился на части. Из трех железных пластинок, прикрепляющих крест к деревянной шейке купола, две сломались, а третья согнулась с крестом в южную сторону и держала его в висячем положении».
Ликвидация разрушений проводилась в течение 5 лет. Церковными старостами церкви на протяжении длительного времени являлись именитые иркутские купцы, вначале — А.К Сибиряков, затем — И.С. Хаминов, много сделавшие для благополучия храма.
В 1879 г. Иркутск посетило страшное бедствие – грандиозный пожар, в котором выгорела значительная часть города. Пострадала и Харлампиевская церковь, восстановление которой заняло несколько лет. В 1884 г. было отремонтировано каменное здание богадельни, находившейся при церкви. В 1890 г. храм был обнесен каменной оградой, выполненной по проекту известного иркутского архитектора В.А. Рассушина. Средства на строительство целевым назначением пожертвовала сольвычегодская купчиха А.П. Хаминова. Закрыта как действующая Михаило-Архангельская церковь была в 1931 г.
С Харлампиевской церковью связана значительная страница отечественной истории: здесь в марте 1904 г. венчался А.В.Колчак со своей невестой С.Ф.Омировой. В Иркутске будущий адмирал оказался проездом, после участия в северной экспедиции, снаряженной на поиски пропавшей партии барона Толля. С.Ф.Омирова для встречи с женихом проделала путешествие из Италии до Сибири.
Харлампиевская церковь открывает плеяду храмов позднебарочного направления в Иркутской епархии. Она относится к немногочисленным в Иркутской области, однако, распространенным на Урале и в Забайкалье храмам с объемным построением «кораблем», когда храм и трапезная объединены одной шириной. Объясняется это, вероятно, консервативностью провинции, где смена стилей растягивалась на десятилетия, тогда как в губернском Иркутске строительством Харлампиевской церкви завершился один из самых продолжительных и ярких в архитектуре стилей — барокко, который в период своего расцвета породил уникальное стилистическое направление «сибирское барокко». Использование одного приема, но в различных вариантах свидетельствует о новаторстве и переходе к классицизму.
Учитывая, что Харлампиевская церковь была построена одной из первых на территории Епархии, можно утверждать, что она почти полвека служила прообразом и аналогом для строительства других храмов на территории Иркутской епархии.
В архитектуре Харлампиевской церкви мы находим целый ряд новых приемов и форм, в дальнейшем свойственных группе памятников позднего барокко. Таковы, прежде всего, полуглавия в завершении стен, заменившие прежние рельефные развитые карнизы, затем надоконные картуши и плоские ленточные наличники своеобразного рисунка и, наконец, барочные изогнутые купольные кровли увенчанные малыми световыми восьмериками.
В то же время, в архитектурный облик самой Харлампиевской церкви были явно привнесены элементы с северо-западных областей России. В городах Тотьме, Солигаличе, Великом Устюге, Вятке, на Урале и др. к этому времени уже сложился тип храма позднебарочного направления с объемной композицией, в которой доминируют крупный четверик, завершенный световым малым восьмериком, и ярусная колокольня под шпилем.
Заимствование архитектуры из другого региона произошло благодаря тесным культурным связям с другими российскими городами, которые стали возможны в конце XVIII века в связи со строительством столбовой Московской дороги. Церковные постройки отдельных регионов, которые ранее имели свой собственный почерк, начинают по своему облику группироваться в единое стилистическое направление, но одновременно сохраняют приверженность к местным архитектурным традициям. Объясняется это тем, что в этот период, как и в прошлые годы, провинциальное культовое зодчество еще не знакомо со строительством по проектам, но широко распространен метод строительства «на манер» или «по подобию» уже существующих церквей. Метод этот более гибок и многогранен по сравнению со строительством по чертежам, так как оставляет больший простор зодчему для собственного творчества.
Разумеется, при этом учитывались местные условия, и каждая из построенных «по подобию» церквей становилась индивидуальной и неповторимой, неся вместе с тем черты, свойственные своей эпохе. Например, в иркутских храмах значительно слабее, чем на Урале или северо-западе России, выражены барочные настроения, но чаще присутствуют элементы классицизма в сочетании со сложной и напряженной формой венчающих частей. Харлампиевская церковь выделяется из общего ряда многочисленной группы позднебарочных храмов сложной и одновременно четко простроенной объемной композицией. Ей присуще своеобразное сочетание объемов с различными барочными купольными завершениями в храме, приделе, обеих апсидах и в колокольне. Такая пластичность уже не свойственна последующим памятникам с их линейной графичностью архитектурных форм. Одновременно в ее композиции явно обнаруживается тенденция к подчеркнутому вертикализму, росту вверх, что в дальнейшем становится одной из главных особенностей храмов позднебарочного направления.
В основе объемного решения лежит крупная двухэтажная бесстолпная, четырехчастная в плане церковь с квадратным храмом, пятигранным алтарем, прямоугольной трапезной и притвором с колокольней. Основную роль в композиции играет высокий четверик храма (двухсветный во втором этаже), перекрытый сомкнутым восьмигранным сводом и увенчанный небольшой главкой на малом световом восьмерике. Четверик фланкирован по продольной оси пониженными равновысокими двухэтажными апсидой и трапезной. Апсида перекрыта веерной кровлей, переходящей в прихотливо изогнутый купол, завершенный малым восьмериком, такой же формы, как и на храме.
С западной стороны к трапезной примыкает высокая колокольня, которая имеет традиционную для иркутских храмов ярусную форму и значительно превосходит фланкирующие ее объемы трапезной и паперти. Нижние два яруса служат притвором и имеют одну высоту с трапезной; третий ярус — четвериковый, четвертый и пятый - восьмериковые. Колокольня завершается восьмилотковым куполом с высоким тонким шпилем. Несмотря на то, что колокольня по высоте превышает остальные объемы, в общей композиции доминирует четверик храма, за счет более масштабного решения и выразительного барочного венчания с беспокойным и сложным силуэтом.
Движение форм вверх, так явно заданное южным фасадом, здесь поддерживается за счет грушевидного купола со световым восьмериком в храмовой части и барочной кровли апсиды.
Первоначально с западного фасада примыкало крыльцо на столбах, которое в конце 1850-х гг. было заменено двухэтажным притвором в стиле ампир. Притвор массивен и выполнен не только в другом стиле, но и в более крупном масштабе по сравнению с остальными объемами, что нанесло ущерб единству архитектурного облика церкви.
Таким образом, в объемной композиции Харлампиевской церкви отразились наиболее яркие черты, присущие барокко: живописность, многоплановость, напряженная пластика венчаний, острота силуэта. Одновременно в ней появляется сдержанность и четкость, присущая в дальнейшем классицизму — подчеркнутое выделение нижнего яруса всей постройки, симметрия фасадов, отдельные элементы декоративного убранства. Полуглавия образуют более органичный переход к сложному венчающему ярусу храма (легко узнаваемый элемент барокко). В Харлампиевской церкви полуглавия укрупнены и имеют своеобразный причудливо рисованный контур, напоминающий корону.
В архитектуре фасадов заметно различие в трактовке этажей здания, нижний этаж Харлампиевской церкви нарядный парадный, а верхний более сдержанный. Традиция неодинакового убранства фасадов, характерная для русского храмового зодчества XVII-XVIII вв., здесь своеобразно интерпретирована, поскольку, обычно, парадным делали верхний этаж. В соответствии с приемами барокко стены четверика храма оформлены сравнительно тонкими пилястрами (вытянутыми на высоту второго двухсветного этажа), парными на углах объемов и одинарными между окнами. Прием этот в иркутских храмах используется впервые, что свидетельствует о процессе становления нового стилистического направления.
Также впервые в культовом зодчестве иркутской епархии над оконными проемами возникает новый тип декора — картуши, а окна обрамляются плоскими наличниками криволинейной формы (на колокольне и световом восьмерике храма), которые получили позднее широкое распространение в местном декоре. Картуши занимают все свободное пространство над окнами до междуэтажного карниза. На южном и северном фасадах орнаменты различны. Рисунок картушей южного фасада родственен картушам храмов г. Тотьмы Входо-Иерусалимскому, Рождественскому, Успенскому, на фасадах которых он появляется в 1770-е гг. Орнамент представляет собой часть кладки стены (в отличие от рисованных или лепных картушей), выступает над ее поверхностью и обрамляется лекальным кирпичом.
По поводу орнаментального мотива картушей и зашифрованной в них информации интересное предположение высказывает С.Зайцев: «Картуш является символом мореплавания и открытий ...он перекочевал на стены храмов с мореходной карты».
Активное строительство храмов этого типа по всей Сибири в XVIII веке отразило успехи купцов, мореходов и промышленников и дало изумительный результат в архитектуре — «русский стиль морских открытий». В храмах, возводимых на средства купцов, «безусловно, нашел отражение пафос разносторонней деятельности просвещенного русского купечества XVIII века с его помыслами и стремлениями, далеко перешагнувшими границы Российской империи. С этим связана подчеркнутая парадность, представительность архитектурного облика церквей, отличающихся богатым и пышным узорочьем фасадов, особой высотностью объемно-композиционного построения и устремленностью всех форм вверх, которые как бы взлетают в безграничные просторы неба своими стройными и изящными силуэтами».
Таким образом, на фасадах Харлампиевской церкви как бы отразилась эволюция картушей, приобретающая по мере развития местного позднебарочного стилистического направления все более упрощенный характер. В последующих храмах рисунок картушей сохраняет свой барочный характер, но становится лаконичнее, лишь отдаленно напоминая в плоском контуре прихотливый тип картушей Харлампиевской церкви.
В архитектуре Харлампиевской церкви наглядно отразился переходный этап от барокко к классицизму. В ней гармонично сочетается противоборство объемного и плоскостного начал, характерных, первого – для барокко и, второго - для классицизма. Плоские элементы, имеющие столичное происхождение, такие как пилястровый ордер, рамочные наличники и т.п., примененные впервые в культовом зодчестве иркутской епархии в декоративном убранстве этой церкви, постепенно вытесняют объемное убранство барокко. Но данный процесс был длительным, барочные традиции еще долгое время были довольно сильны, и Харлампиевская церковь выступила прообразом для целого ряда каменных храмов, построенных в этот период и образовавших в истории церковного зодчества в одну из крупнейших групп с архитектурой позднебарочного стилистического направления.