Свято-Введенская Козельская Оптина пустынь
Оптина пустынь расположена в 3 км от Козельска, недалеко от впадения реки Клютомы в реку Жиздру. Выбор места для монастыря был сделан весьма удачно — на правом берегу реки Жиздры, на небольшом прибрежном холме, окруженном лесами.
Возникновение Козельской Введенской Оптиной пустыни овеяно легендами, которые относят ее основание к XV столетию. Существует три версии о времени и причинах появления монастыря. Первая связывает возникновение монастыря с именем покаявшегося разбойника Опты, жившего предположительно в XV веке и основавшего два монастыря во искупление грехов. Вторая возводит название пустыни к татарскому слову «обду» (то есть разбойник). Третья версия опирается на данные синодика, переписанного в 1670 г. с более древнего образца, где после предисловия следует сказание об учреждении вселенского поминовения, в котором упоминаются как иноки, так и инокини обители.
Однако до 1629 г. письменных источников, упоминающих о существовании Введенской Оптиной пустыни, не имеется, и лишь в 30-е годы XVII столетия Козельские писцовые книги сообщают об Оптиной пустыни как о государевом, царевом и великого князя Михаила всея Руси богомолье монастыре Оптин Макарьевы пустыни, на реке Жиздре.
До конца XVII в. все постройки монастыря были деревянными. Строительство первого каменного храма в монастыре началось в 1689 г. Однако в начале XVIII века в связи с проводимой Петром I политикой в отношении монастырей он пришел в полное запустение.
В 1724 г. по Духовному регламенту Оптина пустынь была приписана к Белевскому Спасо-Преображенскому монастырю. Через два года она была вновь восстановлена в числе самостоятельных обителей, а в 1764 г. стала заштатным монастырем. К этому времени все деревянные строения обители обветшали. В первой половине XVIII века местные помещики, и в первую очередь Шепелевы, стали жертвовать ему значительные суммы, что позволило не только закончить строительство собора, но и возвести хозяйственные постройки. Однако только с переходом монастыря из Крутицкой епархии в Московскую появилась возможность его активного строительства в 1795 г.
Возрождение Оптиной пустыни началось в 1796 г., когда ее посетил митрополит Московский и Калужский Платон (Левшин). В то время братия монастыря состояла из трех человек. По ходатайству митрополита Платона настоятелем обители Синод назначил иеромонаха Авраамия, старца из Песношской пустыни. В это время земельные владения обители расширились, также монастырь получил во владение мельницу на реке Сосенке. Использование их, а также приток крупных вкладов, позволили монастырю возвести в 1802-1804 гг. каменную колокольню, затем братские корпуса, Казанскую церковь, Владимирскую церковь, настоятельский корпус, новые каменные стены и башни.
Войдя в состав вновь образованной в 1799 г. Калужской епархии, Оптина пустынь имела особое попечение со стороны епископа Калужского Феофилакта (Русанова). К 1809 г. количество монашествующих в обители увеличилось до 30 человек. В 1821 г. при монастыре был основан скит.
В 20-х годах XX в. управляющий Калужской епархией святитель Филарет (Амфитеатров) пригласил в Оптинский монастырь учеников преподобного Паисия Величковского для устройства скита с традициями строгой аскезы и умной молитвы. Это событие предопределило дальнейшую судьбу монастыря и его историческую известность. В 1825 г. настоятелем монастыря стал духовник пустыни, архимандрит Моисей (Путилов), при котором было возрождено старчество – особое духовно-попечительское служение.
В 1829 г. в Оптиной пустыни поселился иеросхимонах Лев, а в 1834 г. – иеромонах Макарий. На протяжении 30 лет здесь пребывал преподобный Амвросий Оптинский. Не только братия монастыря, но и все люди, приезжающие в Оптину пустынь и обращающиеся к старцам со своими нуждами, получали духовный совет и благодатную помощь. Благодаря этому Оптина пустынь стала одним из духовных центров России, где находили духовное пристанище люди разного звания, возраста и рода занятий.
Вторая половина XIX века — время рассвета монастырского скита, ставшего духовным центром обители. По сравнению с монастырем жизнь в скиту была гораздо уединеннее и проще, что предусматривалось его уставом. Его обитатели работали в саду и на пасеке, занимались ремесленничеством. Среди старцев было много образованных людей, занимавшихся не только религиозно-философскими, но и нравственными проблемами. Именно «старчество» принесло такую известность Оптиной пустыни, оно же сыграло большую роль в культурной жизни монастыря.
Еще в 1854 г. здесь была основана библиотека, для которой в 1860 г. выстроили специальное здание. В начале XX века в библиотеке насчитывалось 33500 томов, среди которых были редкие старопечатные книги, рукописи. После 1917 г. библиотека монастыря вошла отдельным фондом в Государственную библиотеку им. В.И. Ленина.
В 1839 г. в Оптиной пустыни возникла книгоиздательская деятельность, привлекшая к скиту внимание ряда известных литературных деятелей. Всего монастырем было выпущено более 50 изданий. Это способствовало распространению святоотеческого наследия среди широкого круга читателей. В начале ХХ века в Российской империи было более 1000 монастырей и 100 000 храмов, но именно сюда в скит, к старцам, приезжало множество образованных людей, интересовавшихся нравственными и духовными проблемами.
Оптину пустынь в 1850 г. и 1851 г. посетил Н.В. Гоголь, в 1878 г. вместе с философом Вл. Соловьевым здесь побывал Ф.М. Достоевский, пять раз приезжал в обитель Л.Н. Толстой. Н.В. Гоголь писал: «Я заезжал по дороге в Оптину пустынь и навсегда унес о ней воспоминание. Я думаю, на самой Афонской горе не лучше. Благодать видимо там присутствует. Это слышится в самом наружном служении, хотя и не можем объяснить себе, почему. Никогда я не видал таких монахов. С каждым из них, мне казалось, беседует все небесное. Я не расспрашивал, кто из них как живет: их лица рассказывали сами все. Самые служки меня поразили светлой ласковостью ангелов, лучезарной простотой обхождения; самые работники в монастыре, самые крестьяне и жители окрестностей. За несколько верст, подъезжая к обители, уже слышится благоухание; все становится приветливее, поклоны ниже и участие к человеку больше…».
С Оптиной пустынью связаны имена А.К. Толстого, братьев И.В. и П.В. Киреевских, К. Леонтьева, К. Зедергольм, С.П. Шевырева, М.П. Погодина, Н.С. Кашкина, А.Н. Апухтина и др. Кроме того, монастырь посещали В.А. Жуковский, Ф.И. Тютчев, И.С. Тургенев, П.А. Вяземский, П.И. Чайковский, Н.Г. Рубинштейн, Гончаровы, великий князь К.К. Романов и многие другие представители русской культуры конца XIX – начала ХХ вв. Монастырский некрополь хранит могилы публициста И.В. Киреевского (1806-1856 гг.), фольклориста П. В. Киреевского (1808-1856 гг.), родственницы Л.Н. Толстого А.И. Остен-Сакен (1794-1841 гг.), участника Отечественной войны 1812 г. А. А. Петровского (1786-1867 гг.) и др. К концу XIX века число насельников в Оптиной пустыни возросло до 200 человек.
Из стен обители вышел целый ряд известных церковных деятелей: архимандрит Геронтий (Васильев) – настоятель Калужской Свято-Тихоновой пустыни, архимандрит Макарий (Фомин) и игумен Антоний (Путилов) – настоятели Свято-Никольского Черноостровского Малоярославецкого монастыря, а также настоятель Мещовского Георгиевского монастыря архимандрит Георгий (Лавров). А скитские иеромонахи Ювеналий (Половцев) и Леонид (Кавелин) в 1857 г. были назначены членами Русской Духовной Миссии в Иерусалиме.
При содействии Оптинских старцев на Калужской земле были открыты три монастыря: Казанская Свято-Амвросиевская женская пустынь в селе Шамордино, Дугненский женский монастырь «Отрада и Утешение», Казанская Белокопытовская женская община Мосальского уезда.
В течение XIX века в обители велось активное строительство, монастырь расширялся и благоустраивался. К 1917 г. в Оптиной пустыни было шесть каменных храмов: соборный в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы с приделами в честь преподобного Пафнутия Боровского и святителя Николая Чудотворца; храм в честь Казанской иконы Божьей Матери с приделами в честь Воздвижения Креста Господня и великомученика Георгия Победоносца; больничный храм в честь Владимирской иконы Божьей Матери; трапезный храм в честь преподобной Марии Египетской; кладбищенский храм в честь Всех Святых и храм в честь святителя Амвросия Медиоланского.
В Иоанно-Предтеченском скиту было три храма: в честь Казанской иконы Божьей Матери, преподобного Иоанна Рыльского и деревянный — в честь Иоанна Предтечи. В монастырский комплекс также входили: трехъярусная колокольня, к которой с двух сторон были пристроены флигели для братских келий, братские корпуса, трапезная, библиотека, книжная лавка и книжный склад, больница для иноков, гостиница для богомольцев, странноприимный дом. Монастырь окружала каменная ограда с семью башнями. За южной стороной ограды, в саду, была построена новая двухэтажная больница для монастырской братии и для больных мирян, с храмом в честь преподобного Иллариона Великого. Монастырь также имел кирпичный, черепичный и свечной заводы, два конных и скотный дворы.
В обители хранились две древние чтимые иконы: преподобного Пафнутия Боровского и Божией Матери «Казанская». В скиту в храме в честь пророка Иоанна Предтечи хранился чтимый образ Знамения Божией Матери.
В феврале 1918 г. монастырь Оптина пустынь был закрыт. 26 марта его имущество было передано в распоряжение отделов Козельского исполкома, а часть братии была организована в сельскохозяйственную артель, просуществовавшую до 1923 г. Последнее богослужение состоялось в Казанском храме 15 июня 1924 г. В 1919 г. монастырь был превращен в музей. В 1931 г., после передачи части имущества монастыря в ведение исторического отдела Калужского краеведческого музея, здесь был открыт дом отдыха им. М. Горького.
С ноября 1939 г. до апреля 1941 г. был лагерь НКВД. В годы Великой Отечественной войны (1941 – 1943 гг.) здесь действовал эвакуационный госпиталь, а затем базировался танковый батальон и пехотный полк. С 1949 по 1959 годы на территории монастыря располагался специальный детский дом для детей, родители которых были репрессированы или погибли в Великую отечественную войну. С 1959 по 1988 гг. здесь размещалось специальное профессионально-техническое училище по подготовке механизаторов. В 1957 г. в скиту был открыт филиал Козельского краеведческого музея.
17 ноября 1987 г. Оптина пустынь была передана Русской православной церкви. 3 июня 1988 г. в день празднования Владимирской иконы Божией Матери в надвратной башне монастыря была совершена первая Божественная литургия. 1 февраля 1990 г. был возвращен Иоанно-Предтеченский скит.
В настоящее время в монастыре действуют следующие храмы: Введенский, Владимирский, Казанский, в честь Иллариона Великого, в честь Иоанна Предтечи в скиту. Заново возведен на месте разрушенного храм в честь Владимирской иконы Божией Матери. Также на территории монастыря восстанавливается храм в честь преподобной Марии Египетской и праведной Анны, в скиту два храма – святителя Льва Катанского и преподобного Иоанна Рыльского и Всех Святых.
В 2000 г. на территории монастырского хозяйства был возведен храм в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов». Кроме того, восстановлена монастырская колокольня, братские корпуса, паломнические гостиницы, восстанавливаются и другие постройки обители. Главной святыней обители являются мощи преподобных старцев Оптинских, покоящиеся во Введенском, Казанском и Владимирском храмах. Напротив монастыря расположены святые источники: напротив Святых врат Иоанно-Предтеченского скита сохранился колодец, выкопанный по благословению преподобного Амвросия и освященный в честь святителя Амвросия Медиоланского.
Также на берегу Жиздры существует источник с купальней в честь преподобного Пафнутия Боровского. На монастырском кладбище находятся могилы иеромонаха Василия, инока Трофима и инока Ферапонта, убиенных в день Пасхи 1993 г.
Первым из Оптинских старцев Архиерейским собором в 1988 г. в лике Всероссийских святых был прославлен преподобный Амвросий. В 2000 г. Юбилейным Архиерейским собором Русской православной церкви были прославлены в лике преподобных старцы Лев, Макарий, Моисей, Антоний, Иларион, Анатолий I, Исаакий I, Иосиф, Варсонофий, Анатолий II, Нектарий. Старец Никон был прославлен как преподобноисповедник, а старец Исаакий II как преподобномученик. Мощи Оптинских старцев ныне пребывают в Свято-Введенской Оптиной пустыни.
Собор Оптинских старцев празднуется 11 (24) октября. В настоящее время Свято-Введенская Козельская Оптина пустынь является крупным духовным центром, принимающим ежегодно тысячи паломников, приезжающих в монастырь со всех уголков России. И это неудивительно — поразительная красота окружающей природы, великолепная архитектура и духовная атмосфера обители незримо оказывают влияние на каждого человека, посещающего монастырь.