Сайт разработан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
   
Главная страница    Карта сайта    

Республика Адыгея
Республика Алтай
Республика Башкортостан
Республика Бурятия
Республика Дагестан
Республика Ингушетия
Кабардино-Балкарская Республика
Республика Калмыкия
Карачаево-Черкесская Республика
Республика Карелия
Республика Коми
Республика Марий Эл
Республика Мордовия
Республика Саха (Якутия)
Республика Северная Осетия-Алания
Республика Татарстан
Республика Тыва (Тува)
Еврейская Автономная Область
Удмуртская Республика
Республика Хакасия
Чеченская Республика
Чувашская Республика
Алтайский край
Забайкальский край
Камчатский край
Краснодарский край
Красноярский край
Пермский край
Приморский край
Ставропольский край
Хабаровский край
Амурская область
Архангельская область
Астраханская область
Белгородская область
Брянская область
Владимирская область
Волгоградская область
Вологодская область
Воронежская область
Ивановская область
Иркутская область
Калининградская область
Калужская область
Кемеровская область
Кировская область
Костромская область
Курганская область
Курская область
Ленинградская область
Липецкая область
Магаданская область
Московская область
Мурманская область
Нижегородская область
Новгородская область
Новосибирская область
Омская область
Оренбургская область
Орловская область
Пензенская область
Псковская область
Ростовская область
Рязанская область
Самарская область
Саратовская область
Сахалинская область
Свердловская область
Смоленская область
Тамбовская область
Тверская область
Томская область
Тульская область
Тюменская область
Ульяновская область
Челябинская область
Ярославская область
Читинская область
Москва
Санкт-Петербург
Ненецкий автономный округ
Ханты-Мансийский автономный округ
Чукотский автономный округ
Ямало-Ненецкий автономный округ
Калужская область  Достопримечательности     Регионы

Свято-Введенская Козельская Оптина пустыньСвято-Введенская Козельская Оптина пустыньСвято-Введенская Козельская Оптина пустыньСвято-Введенская Козельская Оптина пустыньСвято-Введенская Козельская Оптина пустыньСвято-Введенская Козельская Оптина пустынь


Свято-Введенская Козельская Оптина пустынь

Оптина пустынь расположена в 3 км от Козельска, недалеко от впадения реки Клютомы в реку Жиздру. Выбор места для монастыря был сделан весьма удачно — на правом берегу реки Жиздры, на небольшом прибрежном холме, окруженном лесами.
Возникновение Козельской Введенской Оптиной пустыни овеяно легендами, которые относят ее основание к XV столетию. Существует три версии о времени и причинах появления монастыря. Первая связывает возникновение монастыря с именем покаявшегося разбойника Опты, жившего предположительно в XV веке и основавшего два монастыря во искупление грехов. Вторая возводит название пустыни к татарскому слову «обду» (то есть разбойник). Третья версия опирается на данные синодика, переписанного в 1670 г. с более древнего образца, где после предисловия следует сказание об учреждении вселенского поминовения, в котором упоминаются как иноки, так и инокини обители.
Однако до 1629 г. письменных источников, упоминающих о существовании Введенской Оптиной пустыни, не имеется, и лишь в 30-е годы XVII столетия Козельские писцовые книги сообщают об Оптиной пустыни как о государевом, царевом и великого князя Михаила всея Руси богомолье монастыре Оптин Макарьевы пустыни, на реке Жиздре.
До конца XVII в. все постройки монастыря были деревянными. Строительство первого каменного храма в монастыре началось в 1689 г. Однако в начале XVIII века в связи с проводимой Петром I политикой в отношении монастырей он пришел в полное запустение.
В 1724 г. по Духовному регламенту Оптина пустынь была приписана к Белевскому Спасо-Преображенскому монастырю. Через два года она была вновь восстановлена в числе самостоятельных обителей, а в 1764 г. стала заштатным монастырем. К этому времени все деревянные строения обители обветшали. В первой половине XVIII века местные помещики, и в первую очередь Шепелевы, стали жертвовать ему значительные суммы, что позволило не только закончить строительство собора, но и возвести хозяйственные постройки. Однако только с переходом монастыря из Крутицкой епархии в Московскую появилась возможность его активного строительства в 1795 г.
Возрождение Оптиной пустыни началось в 1796 г., когда ее посетил митрополит Московский и Калужский Платон (Левшин). В то время братия монастыря состояла из трех человек. По ходатайству митрополита Платона настоятелем обители Синод назначил иеромонаха Авраамия, старца из Песношской пустыни. В это время земельные владения обители расширились, также монастырь получил во владение мельницу на реке Сосенке. Использование их, а также приток крупных вкладов, позволили монастырю возвести в 1802-1804 гг. каменную колокольню, затем братские корпуса, Казанскую церковь, Владимирскую церковь, настоятельский корпус, новые каменные стены и башни.
Войдя в состав вновь образованной в 1799 г. Калужской епархии, Оптина пустынь имела особое попечение со стороны епископа Калужского Феофилакта (Русанова). К 1809 г. количество монашествующих в обители увеличилось до 30 человек. В 1821 г. при монастыре был основан скит.
В 20-х годах XX в. управляющий Калужской епархией святитель Филарет (Амфитеатров) пригласил в Оптинский монастырь учеников преподобного Паисия Величковского для устройства скита с традициями строгой аскезы и умной молитвы. Это событие предопределило дальнейшую судьбу монастыря и его историческую известность. В 1825 г. настоятелем монастыря стал духовник пустыни, архимандрит Моисей (Путилов), при котором было возрождено старчество – особое духовно-попечительское служение.
В 1829 г. в Оптиной пустыни поселился иеросхимонах Лев, а в 1834 г. – иеромонах Макарий. На протяжении 30 лет здесь пребывал преподобный Амвросий Оптинский. Не только братия монастыря, но и все люди, приезжающие в Оптину пустынь и обращающиеся к старцам со своими нуждами, получали духовный совет и благодатную помощь. Благодаря этому Оптина пустынь стала одним из духовных центров России, где находили духовное пристанище люди разного звания, возраста и рода занятий.
Вторая половина XIX века — время рассвета монастырского скита, ставшего духовным центром обители. По сравнению с монастырем жизнь в скиту была гораздо уединеннее и проще, что предусматривалось его уставом. Его обитатели работали в саду и на пасеке, занимались ремесленничеством. Среди старцев было много образованных людей, занимавшихся не только религиозно-философскими, но и нравственными проблемами. Именно «старчество» принесло такую известность Оптиной пустыни, оно же сыграло большую роль в культурной жизни монастыря.
Еще в 1854 г. здесь была основана библиотека, для которой в 1860 г. выстроили специальное здание. В начале XX века в библиотеке насчитывалось 33500 томов, среди которых были редкие старопечатные книги, рукописи. После 1917 г. библиотека монастыря вошла отдельным фондом в Государственную библиотеку им. В.И. Ленина.
В 1839 г. в Оптиной пустыни возникла книгоиздательская деятельность, привлекшая к скиту внимание ряда известных литературных деятелей. Всего монастырем было выпущено более 50 изданий. Это способствовало распространению святоотеческого наследия среди широкого круга читателей. В начале ХХ века в Российской империи было более 1000 монастырей и 100 000 храмов, но именно сюда в скит, к старцам, приезжало множество образованных людей, интересовавшихся нравственными и духовными проблемами.
Оптину пустынь в 1850 г. и 1851 г. посетил Н.В. Гоголь, в 1878 г. вместе с философом Вл. Соловьевым здесь побывал Ф.М. Достоевский, пять раз приезжал в обитель Л.Н. Толстой. Н.В. Гоголь писал: «Я заезжал по дороге в Оптину пустынь и навсегда унес о ней воспоминание. Я думаю, на самой Афонской горе не лучше. Благодать видимо там присутствует. Это слышится в самом наружном служении, хотя и не можем объяснить себе, почему. Никогда я не видал таких монахов. С каждым из них, мне казалось, беседует все небесное. Я не расспрашивал, кто из них как живет: их лица рассказывали сами все. Самые служки меня поразили светлой ласковостью ангелов, лучезарной простотой обхождения; самые работники в монастыре, самые крестьяне и жители окрестностей. За несколько верст, подъезжая к обители, уже слышится благоухание; все становится приветливее, поклоны ниже и участие к человеку больше…».
С Оптиной пустынью связаны имена А.К. Толстого, братьев И.В. и П.В. Киреевских, К. Леонтьева, К. Зедергольм, С.П. Шевырева, М.П. Погодина, Н.С. Кашкина, А.Н. Апухтина и др. Кроме того, монастырь посещали В.А. Жуковский, Ф.И. Тютчев, И.С. Тургенев, П.А. Вяземский, П.И. Чайковский, Н.Г. Рубинштейн, Гончаровы, великий князь К.К. Романов и многие другие представители русской культуры конца XIX – начала ХХ вв. Монастырский некрополь хранит могилы публициста И.В. Киреевского (1806-1856 гг.), фольклориста П. В. Киреевского (1808-1856 гг.), родственницы Л.Н. Толстого А.И. Остен-Сакен (1794-1841 гг.), участника Отечественной войны 1812 г. А. А. Петровского (1786-1867 гг.) и др. К концу XIX века число насельников в Оптиной пустыни возросло до 200 человек.
Из стен обители вышел целый ряд известных церковных деятелей: архимандрит Геронтий (Васильев) – настоятель Калужской Свято-Тихоновой пустыни, архимандрит Макарий (Фомин) и игумен Антоний (Путилов) – настоятели Свято-Никольского Черноостровского Малоярославецкого монастыря, а также настоятель Мещовского Георгиевского монастыря архимандрит Георгий (Лавров). А скитские иеромонахи Ювеналий (Половцев) и Леонид (Кавелин) в 1857 г. были назначены членами Русской Духовной Миссии в Иерусалиме.
При содействии Оптинских старцев на Калужской земле были открыты три монастыря: Казанская Свято-Амвросиевская женская пустынь в селе Шамордино, Дугненский женский монастырь «Отрада и Утешение», Казанская Белокопытовская женская община Мосальского уезда.
В течение XIX века в обители велось активное строительство, монастырь расширялся и благоустраивался. К 1917 г. в Оптиной пустыни было шесть каменных храмов: соборный в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы с приделами в честь преподобного Пафнутия Боровского и святителя Николая Чудотворца; храм в честь Казанской иконы Божьей Матери с приделами в честь Воздвижения Креста Господня и великомученика Георгия Победоносца; больничный храм в честь Владимирской иконы Божьей Матери; трапезный храм в честь преподобной Марии Египетской; кладбищенский храм в честь Всех Святых и храм в честь святителя Амвросия Медиоланского.
В Иоанно-Предтеченском скиту было три храма: в честь Казанской иконы Божьей Матери, преподобного Иоанна Рыльского и деревянный — в честь Иоанна Предтечи. В монастырский комплекс также входили: трехъярусная колокольня, к которой с двух сторон были пристроены флигели для братских келий, братские корпуса, трапезная, библиотека, книжная лавка и книжный склад, больница для иноков, гостиница для богомольцев, странноприимный дом. Монастырь окружала каменная ограда с семью башнями. За южной стороной ограды, в саду, была построена новая двухэтажная больница для монастырской братии и для больных мирян, с храмом в честь преподобного Иллариона Великого. Монастырь также имел кирпичный, черепичный и свечной заводы, два конных и скотный дворы.
В обители хранились две древние чтимые иконы: преподобного Пафнутия Боровского и Божией Матери «Казанская». В скиту в храме в честь пророка Иоанна Предтечи хранился чтимый образ Знамения Божией Матери.
В феврале 1918 г. монастырь Оптина пустынь был закрыт. 26 марта его имущество было передано в распоряжение отделов Козельского исполкома, а часть братии была организована в сельскохозяйственную артель, просуществовавшую до 1923 г. Последнее богослужение состоялось в Казанском храме 15 июня 1924 г. В 1919 г. монастырь был превращен в музей. В 1931 г., после передачи части имущества монастыря в ведение исторического отдела Калужского краеведческого музея, здесь был открыт дом отдыха им. М. Горького.
С ноября 1939 г. до апреля 1941 г. был лагерь НКВД. В годы Великой Отечественной войны (1941 – 1943 гг.) здесь действовал эвакуационный госпиталь, а затем базировался танковый батальон и пехотный полк. С 1949 по 1959 годы на территории монастыря располагался специальный детский дом для детей, родители которых были репрессированы или погибли в Великую отечественную войну. С 1959 по 1988 гг. здесь размещалось специальное профессионально-техническое училище по подготовке механизаторов. В 1957 г. в скиту был открыт филиал Козельского краеведческого музея.
17 ноября 1987 г. Оптина пустынь была передана Русской православной церкви. 3 июня 1988 г. в день празднования Владимирской иконы Божией Матери в надвратной башне монастыря была совершена первая Божественная литургия. 1 февраля 1990 г. был возвращен Иоанно-Предтеченский скит.
В настоящее время в монастыре действуют следующие храмы: Введенский, Владимирский, Казанский, в честь Иллариона Великого, в честь Иоанна Предтечи в скиту. Заново возведен на месте разрушенного храм в честь Владимирской иконы Божией Матери. Также на территории монастыря восстанавливается храм в честь преподобной Марии Египетской и праведной Анны, в скиту два храма – святителя Льва Катанского и преподобного Иоанна Рыльского и Всех Святых.
В 2000 г. на территории монастырского хозяйства был возведен храм в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов». Кроме того, восстановлена монастырская колокольня, братские корпуса, паломнические гостиницы, восстанавливаются и другие постройки обители. Главной святыней обители являются мощи преподобных старцев Оптинских, покоящиеся во Введенском, Казанском и Владимирском храмах. Напротив монастыря расположены святые источники: напротив Святых врат Иоанно-Предтеченского скита сохранился колодец, выкопанный по благословению преподобного Амвросия и освященный в честь святителя Амвросия Медиоланского.
Также на берегу Жиздры существует источник с купальней в честь преподобного Пафнутия Боровского. На монастырском кладбище находятся могилы иеромонаха Василия, инока Трофима и инока Ферапонта, убиенных в день Пасхи 1993 г.
Первым из Оптинских старцев Архиерейским собором в 1988 г. в лике Всероссийских святых был прославлен преподобный Амвросий. В 2000 г. Юбилейным Архиерейским собором Русской православной церкви были прославлены в лике преподобных старцы Лев, Макарий, Моисей, Антоний, Иларион, Анатолий I, Исаакий I, Иосиф, Варсонофий, Анатолий II, Нектарий. Старец Никон был прославлен как преподобноисповедник, а старец Исаакий II как преподобномученик. Мощи Оптинских старцев ныне пребывают в Свято-Введенской Оптиной пустыни.
Собор Оптинских старцев празднуется 11 (24) октября. В настоящее время Свято-Введенская Козельская Оптина пустынь является крупным духовным центром, принимающим ежегодно тысячи паломников, приезжающих в монастырь со всех уголков России. И это неудивительно — поразительная красота окружающей природы, великолепная архитектура и духовная атмосфера обители незримо оказывают влияние на каждого человека, посещающего монастырь.


О проекте     Попечительский совет     Партнёры     Новости     Гостевая книга     Каталог     Контакты

 
Все права защищены и принадлежат проекту «Большое Золотое Кольцо России».
Разработка сайта: