Сайт разработан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям |
Главная страница Карта сайта | ||||||||
| |||||||||
|
|
Собор Успения Пресвятой Богородицы на Соборном ДворищеИстория Успенского собора насчитывает более семи веков. Шесть деревянных церквей на этом месте погибло от пожара, в том числе и большая церковь постройки 1502 года, сгоревшая «перед вечернею от удара молнии». Горел и был разобран в 1652 году и первый каменный собор, возведенный по указу царя Михаила Федоровича в 1554 -1558 годах по образу Успенского собора в Москве. Это был первый каменный храм не только в Устюге, но на всем Русском Севере. Нынешний собор освящен в 1658 году. Он сильно пострадал от позднейших перестроек. Так, в 1728 году «два передних столпа, находившиеся перед иконостасом, выбраны, а над стеною алтаря и двумя задними столпами устроен огромный осмерик с восьмью окнами в две сажени в вышину, и четырьмя на углах не менее осмериками же: алтарь распространен сделанными к нему в длину пристройками». Строительные работы продолжались вплоть до ХХ века, в итоге первоначальное сооружение исчезло под поздними наслоениями. Строгий монументальный прямоугольный объем здания отягчен массивными формами пристроенной к нему в середине 19 века церкви Благовещения, служившей зимним храмом. Пристройка закрыла весь южный фасад. С трех сторон появились крыльца с главками. Вместо древних закомар по верху вьются барочные украшения. С востока к собору примыкает двухчастная колокольня: одна квадратная в плане с «кубовым» завершением, другая сложной формы со шпилем. Колокольня была пристроена в 18 веке. На одной из них находился раньше колокол «Варлаам», весом в 1054 пуда, отлитый в Устюге. Интерьер Успенского собора, выполненный во второй половине 18 века, богато декорирован лепными украшениями в виде головок ангелов, небольших скульптурок, венков, накладок, карнизов. Выдержанный в духе развитого барокко, иконостас поражает уникальной резьбой. Над созданием интерьера главного храма Устюга трудились искуснейшие устюжские, московские, ярославские мастера. Святые образа для иконостаса писал протоиерей собора Василий Афанасьевич Аленев. В период существования Великоустюжской и Тотемской епархии (1682-1788 гг.) Успенский собор был кафедральным и служил местом захоронения архиереев. На стенах собора – северной и южной – сохранились увековечивающие память живописные изображения некоторых из них, что следует признать достаточно редким художественным явлением. Временем исполнения портретов предпочтительно считать период между 1768 и 1780 годами. Резной золоченый иконостас и лепнина – это все, что осталось от некогда роскошного интерьера XVIII столетия, на украшение которого в 1780 г. императрицей Екатериной II была пожертвована большая сумма. Реставрация Успенского собора была начата музеем-заповедником в конце XX века. В настоящее время московскими реставраторами восстанавливается уникальный иконостас храма. |
О проекте
Попечительский совет
Партнёры
Новости
Гостевая книга
Каталог
Контакты
Все права защищены и принадлежат проекту «Большое Золотое Кольцо России».
|
Разработка сайта:
|