Сайт разработан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям |
Главная страница Карта сайта | ||||||||
| |||||||||
|
|
Петроглмфы “Бесовы следки”Бесовы следки открыл в 1926 г. карельский этнограф и писатель А.М.Линевский. Петроглифы находятся на острове Шойрукша (Беломорский район). На скале высеченной примерно 4-5 тыс. лет до н.э. изображено более 300 наскальных изображений. Петроглифы занимают небольшое обнажение скалы в северной части острова Шойрукша, почти посредине русла р.Выг. Они тянутся вдоль отвесного края скалы в направлении с юга на север на 11 м на высоте 2- 3 м от дна русла и 19-20 м над уровнем моря. Ширина полотна, заполненного почти до предела, достигает 4 м, а общая площадь - около 40 кв.м. Трещины и разломы пересекают скалу вдоль и поперек и делят полотно на несколько участков, отличающихся по цвету и сохранности. Гладкую, красноватую поверхность имеет лишь нижняя часть, скалы, по верху же распространяются серые, менее прочные участки уже шероховатой, выветрившейся поверхности с плохо заметными рисунками. Подавляющее большинство петроглифов в группе Бесовы Следки на первый взгляд составляет одиночные изображения, внешне не связанные друг с другом: олени и лоси, медведи, лисицы, китообразные морские животные (скорее всего белухи), птицы (в их числе два выразительных лебедя в центре скалы), лодки с гребцами и без них, непонятные пока фигуры в форме звезды, креста, круга, треугольника, точки, следы животных и человека, метательные снаряды и др. Отчетливо выделяются и самые поздние рисунки, окаймляющие скалу с севера и вытянутые перпендикулярно основной массе изображений - с востока на запад. В число их входят бес и следы. У фигуры беса есть один существенный хронологический признак - окружающие ее лодки. Внимательно изучив центральную фигуру беса и цепочку следов, протянувшуюся через всю скалу, исследователь решил, что здесь мы сталкиваемся с изображением духа - хозяина водной стихии. Близость его к мощному порогу Шойрукша, характер изображенных жертвоприношений, состоящих из лесных животных, и, наконец, то, что следы беса придавливают именно морское животное и лебедя - вот приведенные аргументы в пользу такой трактовки образа. В изображениях морских зверей А. М. Линевский подметил одну особенность - многие из них соединены с лесными животными. С севера группу замыкает композиция, совершенно не стесненная другими изображениями, составляющая своеобразный переход к Залавруге. Содержание ее следующее: охотник на лыжах гонит стадо лосей. Выше показаны убитые животные, опрокинутые на спину. Здесь же имеются две лодки. В одной гребцов нет, в другой их три. Всего в сцену входит 16 изображений, и посвящена она сухопутному промыслу. Остальные композиции очень просты, в лучшем случае трехчленные (лось следует за самкой, а у его ноги выбит тюлень - символ жертвоприношения за удачную охоту на лося; люди ранят из лодки касатку; лодка соединена с оленем - символ жертвоприношения за удачный морской промысел и др.). Над группой петроглифов возведен защитный домик-павильон. |
О проекте
Попечительский совет
Партнёры
Новости
Гостевая книга
Каталог
Контакты
Все права защищены и принадлежат проекту «Большое Золотое Кольцо России».
|
Разработка сайта:
|