Сайт разработан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
   
Главная страница    Карта сайта    

Республика Адыгея
Республика Алтай
Республика Башкортостан
Республика Бурятия
Республика Дагестан
Республика Ингушетия
Кабардино-Балкарская Республика
Республика Калмыкия
Карачаево-Черкесская Республика
Республика Карелия
Республика Коми
Республика Марий Эл
Республика Мордовия
Республика Саха (Якутия)
Республика Северная Осетия-Алания
Республика Татарстан
Республика Тыва (Тува)
Еврейская Автономная Область
Удмуртская Республика
Республика Хакасия
Чеченская Республика
Чувашская Республика
Алтайский край
Забайкальский край
Камчатский край
Краснодарский край
Красноярский край
Пермский край
Приморский край
Ставропольский край
Хабаровский край
Амурская область
Архангельская область
Астраханская область
Белгородская область
Брянская область
Владимирская область
Волгоградская область
Вологодская область
Воронежская область
Ивановская область
Иркутская область
Калининградская область
Калужская область
Кемеровская область
Кировская область
Костромская область
Курганская область
Курская область
Ленинградская область
Липецкая область
Магаданская область
Московская область
Мурманская область
Нижегородская область
Новгородская область
Новосибирская область
Омская область
Оренбургская область
Орловская область
Пензенская область
Псковская область
Ростовская область
Рязанская область
Самарская область
Саратовская область
Сахалинская область
Свердловская область
Смоленская область
Тамбовская область
Тверская область
Томская область
Тульская область
Тюменская область
Ульяновская область
Челябинская область
Ярославская область
Читинская область
Москва
Санкт-Петербург
Ненецкий автономный округ
Ханты-Мансийский автономный округ
Чукотский автономный округ
Ямало-Ненецкий автономный округ
Республика Карелия  Достопримечательности     Регионы

ансамбльансамбльансамбльансамбльансамбльАнсамбль


Архитектурный ансамбль «Кижский погост»

   Кижи (карельск. Kiži) — остров на Онежском озере в Карелии, на котором расположен всемирно известный архитектурный ансамбль Кижского погоста, состоящий из двух церквей и колокольни XVIII-XIX вв, окруженных единой оградой — реконструкцией традиционных оград погостов.

   1 января 1966 года на базе архитектурного ансамбля Кижского погоста был основан Государственный историко-архитектурный музей «Кижи», куда помимо существующих на своих первоначальных местах построек было свезено большое количество часовен, домов и хозяйственных построек из Заонежья и других регионов Карелии.

   По одной из легенд, Преображенская церковь построена одним топором, который потом мастер выбросил в озеро.

   На острове расположены несколько деревень, которые вместе составляют населённый пункт Кижи, входящий в состав Великогубского сельского поселения Медвежьегорского района (до 2004 года административно относился к городу Петрозаводску).

   В 1990 г. Кижский погост вошёл в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, в 1993 г. Указом Президента Российской Федерации архитектурное собрание музея под открытым небом включено в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов России.

Название


   Широко распространено название острова с ударением на второй слог, во многих словарях указан именно такой вариант, однако в Карелии традиционно используется ударение на первый слог (это связано с особенностями карельского и финского языков).

Достопримечательности

   Архитектурный Ансамбль Кижского погоста включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО по критериям I, IV и V.

— Критерий I: Воспринимаемый жителями Карелии как «Настоящее восьмое чудо света» Архитектурный ансамбль Кижского погоста является поистине уникальным художественным достижением. Это достигается не только сочетанием двух многоглавых церквей и колокольни в единой ограде, но и тем, что необычно спроектированные, идеально пропорциональные деревянные постройки находятся с совершенной гармонии с окружающим ландшафтом.

 — Критерий IV: Из пяти сохранившихся погостов на крайнем северо-западе советской территории Кижский погост является выдающимся примером архитектурного ансамбля типичного для малонаселенных районов средневековых и постсредневековых православных поселений, где проповедникам приходилось справляться с проблемой широко разбросанных христианских общин и суровым климатом. Доступный по суше или воде погост объединял религиозные здания, которые могли использоваться иногда и для других целей, например, нартекс или неф использовался как трапезная или зал собраний. Другой аналогичной постройкой, вдохновленной теми же принципами, является скандинавская бочарная церковь (stavkirke).

— Критерий V: Погост и здания, которые были сгруппированы в виде музейной экспозиции в южной части острова, являются исключительными примерами традиционной деревянной архитектуры Карелии и в целом Севера России, а также финско-скандинавского региона. Русское плотничество, слава о котором восходит к средневековому Новгороду, достигло апогея. Необратимые изменения привели к тому, что это традиционное искусство исчезает. Следовательно, абсолютно необходимо, чтобы такие ансамбли как Кижский погост были сохранены как иллюстрации истории древней технологии и образцы былого образа жизни.

Церковь Преображения Господня  

   Церковь Преображения Господня (1714 г.) — самое знаменитое и выдающееся сооружение ансамбля. 6 июня 1714 года произошла закладка алтаря церкви. «Обложил облыкися сей алтарь … 1714 года июня 6 дня…» — гласила надпись на кресте, который находился в алтаре церкви (Метрика по получению верных сведений о древне-православных храмах Божиих Олонецкой губернии, 23 марта 1887г).

   Церковь является памятником федерального значения, памятником культурного наследия РФ как особо ценного объекта. Её прообразом считается Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (1708 г.) в Вологодской области. Данная церковь возведена на месте старой, сгоревшей от удара молнии. Настоящие имена создателей церкви неизвестны. Высота церкви — 37 метров. Церковь построена в традициях русского плотничьего ремесла — без гвоздей. По своему типу храм — «летний», зимой в нём службу не проводят.

   Преображенская церковь представляет тип восьмериковых ярусных церквей. Основой композиции сооружения является восьмигранный сруб — «восьмерик» — с четырьмя двухступенчатыми прирубами, расположенными по сторонам света. Алтарный восточный прируб имеет в плане форму пятиугольника. С запада к основному срубу примыкает невысокий сруб трапезной (нартекса). На нижний восьмерик последовательно поставлены ещё два восьмигранных сруба меньших размеров.

   Церковь увенчана 22 главами, размещёнными ярусами на кровлях прирубов и восьмериков, имеющих криволинейную форму типа «бочки». Форма и размеры глав меняются по ярусам, что придаёт своеобразный ритмический рисунок облику церкви. Трапезная перекрыта трёхскатной крышей. Вход в церковь выполнен в форме двухвсходного крытого крыльца на консолях.

   Церковь была обшита тесом в начале XIX века, главки покрыты луженым железом. Обшивка была разобрана и восстановлены тесовые и лемеховые кровли во время реставрации 1950-х гг. под руководством архитектора А. В. Опловникова.

   Иконостас — четырёхъярусный, составлен из 102 икон. Датировка рамы иконостаса окончательно не определена и колеблется в промежутке 2-ой половины XVIII века — начала XIX века. Иконы по времени написания и стилистическим особенностям делятся на три группы: две старейшие иконы — «Преображение» и «Покров» — датируются концом XVII века и типичны для «северного письма». Основная часть нижнего «местного» ряда иконостаса представляет вторую группу икон, относящуюся ко 2-ой половине XVIII века. Иконы трёх верхних ярусов иконостаса составляют третью «привезенную» группу и датируются первой третью XVIII века.

   Сруб церкви поставлен без фундамента на каменную забирку, только под западный придел церкви подведён бутовый фундамент на известковом растворе (1870 год). Углы церкви рублены в «обло», внутренние углы в интерьере церковного помещения и углы апсиды рублены в «лапу». Материал рубки — сосна. Кровли трапезной, крыльца и полиц выполнены из сосновой и еловой доски по бересте. Лемех главок и «бочек» — осиновый.

Покровская церковь


   Этот храм «зимний» (то есть отапливаемый), службу в нём ведут с 1 октября и до Пасхи. Покровская церковь в Кижах возводилась рядом с Преображенской. Построена она на полвека позже — в 1764 году. Безымянным зодчим предстояло ответить на вопрос, каким должен быть новый храм, чтобы не потеряться рядом с двадцатидвуглавым чудом Преображенской церкви. Решение было найдено в некоторой «подчинённости» Покровской церкви: она дополняет Преображенскую, вторит ей, отвечает своеобразным архитектурным эхом.

   Восемь главок Покровской церкви окружают девятую, центральную. Купола этого храма отличаются выразительностью, утонченными пропорциями и в то же время они скромны и не затеняют величие главного храма Спасо-Кижского Подворья — церкви Преображения. Преображенская церковь пирамидальна, Покровская же, как бы уравновешивая её композиционно, расширяется кверху в верхней части восьмерика и завершается плавным повалом.

   Украшена Покровская церковь весьма скупо. Зубчатый резной фронтонный пояс, вносящий «в монументальное сооружение ноту теплоты и чисто русской любви к узорчатой нарядности» (А. В. Ополовников) — один из немногих декоративных элементов этого храма. Однако, и повал, и фронтонный пояс — не только декоративные детали, это ещё и средства защиты от влаги: благодаря повалу кровля выносится дальше от сруба, и дождевая вода не попадает на стены церкви. За каждым же зубчиком фронтонного пояса — желобок, куда собирается дождевая вода, нижние зубчики оснащены водомётами, по которым вода отбрасывается от срубов церкви.

   Высокое одномаршевое крыльцо ведёт во внутренние помещения церкви, которых четыре. Они располагаются друг за другом — с запада на восток. Сначала — сени, необходимые в любом северном строении, затем — трапезная.

   С XVII века, когда по всей России оживилась земская деятельность и окрепло местное самоуправление, трапезные становятся почти обязательной составляющей зимних церквей. Трапезная — место мирской сходки — суема, на котором жители погоста обсуждали насущные житейские дела, здесь происходили судебные разбирательства, оглашались царские и воеводские указы, выбирались должностные лица и прочее.

   Помещение собственно церковное, где служились церковные службы, отличается более высоким потолком. Иконостас Покровской церкви — тябловый. Первоначальный иконостас не сохранился, но известно, что и он был тябловым.

   Волна «боголепных поновлений» второй половины XIX века коснулась и Покровской церкви: была растёсана стена между церковным помещением и трапезной, стены оштукатурены, а тябловый иконостас заменён на резной. Нынешний иконостас был реконструирован в 50-е годы XX в.

   Самое восточное помещение — алтарь, святая святых каждого храма. Снаружи алтарь выявляется пятигранным срубом — абсидой, на которой находится горизонтально вытянутая бочка, а на ней — десятая глава Покровской церкви.

   Небольшие размеры и простота внутренних помещений — характерная особенность северного храма, главное в котором все же внешний облик. Первоначальный иконостас Покровского храма утрачен. Существующий ныне сделан при реставрации в 1950-е годы из заонежских икон XVII — начала XVIII веков, особо среди них выделяется икона «Чудо о Флоре и Лавре».

Шатровая колокольня


   Колокольня построена в 1863 году на месте старой шатровой колокольни, которая была «скрыта за ветхостью» в 1862 году. Проект и смета новой колокольни были рассмотрены Губернской строительной комиссией ещё в 1854 году по представлению Благочинного Священника Стефана Романовского. В 1872 году И. И. Копошевым был представлен проект перестройки колокольни «в связи с невозможностью утвердить восьмерик её».

   В 1874 году проведены работы по перестройке колокольни, по-видимому, верхней её части. В 1900 году в результате ремонта были разобраны полицы, образовывавшие карнизный поясок по всему периметру четверика в уровне второго перекрытия, и декоративные фронтончики на скатах шатра.

   В плане квадратный четверик разделён двумя продольными стенами на три части: сени, лестничную клеть и чулан. По высоте внутренний объём сруба колокольни делится перекрытиями на три яруса. На звонницу ведёт пятимаршевая лестница.

   Композиция колокольни решена по традиционной схеме — «восьмерик на четверике». Четверик высокий — в две трети высоты сруба. Над восьмериком устроена звонница с девятью столбами, поддерживающими шатёр, увенчанный лемеховой главкой с крестом. Наружные двери филенчатые. Сруб рублен «в лапу» сразу под обшивку. Дощатая обшивка устроена по каркасу из бруса. Кровли перекрыты дороженным тесом в два слоя. Концы тесин полиц имеют пикообразную форму. Фундамент бутовый на известковом растворе. Материал: сосна, ель. Лемех осиновый.

   Четверик с юга на север прорезан сквозным проходом с высокими арочными порталами. Перед входами устроены невысокие рубленые площадки крылец. С запада и востока устроены фальшивые арочные порталы, подобные входным. Внутреннее пространство освещается четырьмя арочными окнами над порталами и окном в северо-восточной стене восьмерика. Дощатые балясины звонницы прорезные, каплевидной формы с четырьмя отверстиями посередине доски. Подзоры простые дощатые без резьбы.

Деревянная ограда


    До наших времён не дошла, воссоздана в 1959 году по образцу сохранившихся на Севере бревенчатых оград погостов по проекту архитектора А. В. Ополовникова.

Церковь Воскрешения Лазаря


   Предание говорит, что церковь была построена преподобным иноком Лазарем, который прожил 105 лет и скончался в 1391 году. Церковь стала первой постройкой будущего Муромского монастыря, расположенного на восточном берегу Онежского озера.

   Монастырь был основан Лазарем «по особому чудному явлению Новгородского епископа Василия Преподобного». Церковь посвящена событию, описанному в книге Нового Завета от Иоанна «о болезни, смерти и воскрешении Лазаря из Вифании». Чудо воскрешения Лазаря из мёртвых Иисус совершил накануне Пасхи Иудейской, укрепив этим веру многих людей в свою силу. Со временем церковь Воскрешения Лазаря стала одной из главных достопримечательностей монастыря. Среди местного населения она слыла «чудодейственной исцелительницей от недугов». Духовенство объявило преподобного Лазаря местным святым, а церковь и его реликвии стали объектом поклонения и паломничества. Каждое лето 23 — 24 июня, в Иванов день, к ней съезжалось множество богомольцев.

   В церкви сохранился иконостас, состоящий из 17 икон XVI—XVIII веков. Он представляет собой древнейший тип двухъярусного иконостаса, состоящего из местного и деисусного рядов, включая царские врата и северные пономарские двери.

   Посеребрённый временем храм с некой долей музейной искусственности поставлен на небольшом расстоянии почти у подножия прекрасного многоглавого Преображенского собора, построенного в 1714 году, и старинной деревянной Покровской церкви.

   У храма нет фундамента (как и у Преображенской церкви), сруб стоит на огромных валунах.

Часовня Михаила Архангела


   Часовня перевезена на о. Кижи из деревни Леликозеро в 1961 году, где она стояла на небольшом возвышении на открытой местности. Она была лишена обычного для северных часовен окружения из елей и, очевидно, поэтому зодчий позаботился о её самостоятельной живописности.

   Постройка относится к развитому типу клетской часовни на подклете с трёхчастной композицией. В плане сооружение представляет собой прямоугольник, вытянутый с востока на запад. Западная часть часовни с северной стороны имеет прямоугольную пристройку сеней. На запад часовня смотрит сдвоенным окошком. Крыша над восточным, самым высоким срубом, тоже сдвоенная: одна кровля выходит из-под другой, неожиданно удивляя изобретательностью зодчего.

   Над сенями — изящная шатровая колокольня с двумя широкими поясами. Она увенчана лёгким гранёным шатром. Нарядность часовни завершают причелины или полотенца, в котором основным мотивом резьбы является ромб, вписанный в круг, и ряд сквозных кружков. Подобным образом обработаны резные концы причелин — кисти. Красный тес кровли имеет окончания в форме усечённых пик. В помещении часовни первоначально был двухъярусный иконостас, который состоял из местного и деисусного чина.

   В часовне сохранилось потолочное перекрытие — «небо», в центральном круге которого находится икона Христа Вседержителя, а в сегментах — 12 трапециевидных клиньев — праотцы. По углам «неба» 4 иконы с изображениями символов евангелистов. Живопись иконостаса датируется XVII—XVIII вв.

Часовни «Кижского ожерелья»

   В «Кижское ожерелье» входят часовня Спаса Нерукотворного из деревни Вигово («Виговка») на вершине Нарьиной горы (XVII—XVIII век), часовня Кирика и Иулитты (XIX век), часовня Петра и Павла в деревне Волкостров (XVIII век), часовня Знамения Богородицы (2-я пол. XVIII века), часовня в честь иконы «Богородица Пресвятая Всех Скорбящих Радость» в деревне Еглово (XVIII век), часовня Варлаама Хутынского и Параскевы Пятницы, находящаяся на месте прежней деревни Подъельники (XIX век).


О проекте     Попечительский совет     Партнёры     Новости     Гостевая книга     Каталог     Контакты

 
Все права защищены и принадлежат проекту «Большое Золотое Кольцо России».
Разработка сайта: