Свияжский историко-архитектурный комплекс
Площадь территории представляемого объекта
64,37 га.
Обоснование значимости объекта
Территория комплекса является археологическим свидетельством прошлого, которое де-монстрирует человеческое присутствие с эпохи неолита (стоянки, поселения, селища, городища, отдельные находки). Культурный слой исторического города Свияжска XVI-XX веков, содержа-щий предметы эпохи в залегании "in city" представляет собой большой интерес как источник объективной информации об уровне духовных, социальных, художественных, технологических и научных достижений с. XVI в., а также в силу редкой для русской средневековой археологии возможностью изучения находок с безусловно надежной нижней датой отложения их в слое (не ранее 1550 г.), доступностью для широкого изучения в силу низкой плотности застройки, со-хранностью археологических находок, в том числе из органических материалов в бывшей посад-ской части Свияжска. В нем сохранились остатки деревянных и каменных сооружений оборони-тельного, общественного, культового, жилого и хозяйственного назначения (останки стен кремля и укреплений посада, системы водопровода и канализации, древних дорог, старинных усадеб, приходской и монастырских церквей и т.д.), а также предметы материальной и духовной культуры русского народа с середины XVI в.
Уникальность Свияжска и в единственном примере древнерусского деревянного градо-строительного искусства, по масштабу единовременной закладки (из заранее заготовленных в Подмосковье (в 800 км от Свияжска) деревянных зданий и сооружений 75 тысяч человек строи-ли 24 дня) и заселения города-крепости (на площади 62 га), не имеющего аналогов в мировой практике. Кроме культурного слоя, сохранилась и одна из первых построек города – Церковь Святой Троицы- первая деревянная православная культовая постройка на Правобережье Волги, единственный в Поволжье памятник русского деревянного зодчества XYI в.
Свияжск является местом, связанным с пребыванием здесь выдающихся личностей рос-сийской и мировой истории: царя Ивана Грозного, царицы Сююмбике, святителя Германа Сви-яжского (в 1595 г. по обретении мощей Герман канонизирован), императрицы Екатерины II, им-ператоров Павла I, Александра I и Николая I, поэта и государственного деятеля Державина Г.Р., декабристов, поэта Пушкина А.С., писателей Достоевского Ф.И. и Толстого Л.Н. и многих дру-гих.
Ансамбль городской застройки бывшего города Свияжск представляет универсальную и выдающуюся ценность как крупнейший город-крепость XVI в., сохранивший свои размеры, форму, основы первоначальной градостроительной идеи и целостность в основах планировки и объемно-пространственной композиции, функциональную организацию комплексов, а также первоначальные постройки города – деревянную Троицкую церковь (1551 г.), Никольскую цер-ковь (1556 г.) и Успенский собор (1660 г.) и как не подвергшийся воздействиям региональных градостроительных и архитектурных традиций. Сохранились видовые связи между доминантами и видовые коридоры, многие исторические градостроительные компоненты.
Фрески Свияжского Успенского собора (1080 кв.м.) это единственный дошедший до на-шего времени ансамбль фресок эпохи Ивана Грозного и один из наиболее сохранившихся циклов монументальной росписи середины XVI в, которые не имеют полных аналогов, по манере написания и цветовому колориту, ни в одной из древнерусских школ фресковой росписи. Они существенно отличаются от новгородской, псковской, владимиро-суздальской и московской фресковой живописи. Отличительной особенностью фресок является необычное композиционное построение: например, отсутствие на западной стене храма традиционного сюжета «Страшного суда» (вместо него образ будущего, вновь обретенный потерянный рай «Откровение»), на месте «Сошествия…» - храмовая фреска «Успение», изображение «Святого Христофора» в образе воина с лошадиной головой (единственное в мире, обычно изображается с собачьей головой). На приалтарных столбах изображен Иван IV Грозный – слева и митрополит Макарий - справа – уникальный художественный образец. Это единственное в мире фресковое прижизненное изображение Иоанна Грозного в монументальной живописи дошедшее до наших дней.
Свияжск единственный в мире действующий с середины XVI века центр христианской материальной и духовной культуры в наиболее северо-западной точке распространения ислам-ской культуры. Свияжск – плацдарм исторических геополитических преобразований на Евро-Азийском континенте – исчезновения исламских государств (Казанского, Астраханского, Ногайского, Крымского и Сибирского) и формирования Российской империи.
Возможный сравнительный анализ
По своим размерам Свияжск не имеет аналогов и является самой крупной из всех деревян-ных и каменных городов-крепостей Руси, выстроенных до середины XVI в.
* Свияжская крепость от известных городов-крепостей к. XV – с. XVI вв. (Ивангородская крепость – 1492 г., Новгородский кремль – 1495-1500 гг., Ниже-городский кремль – 1500-1511 гг., Смоленская деревянная крепость – 1514 г., Коломенский кремль – 1525-1533 гг. и т.д.) отличается: смелостью замысла, размахом работ, скоростью, чет-костью и согласованностью строительства.
* По степени сохранности культурного слоя, информатив-ной насыщенности его археологическими материалами с. XVI в. и доступности для исследований Свияжск не имеет аналогов среди средневековых городов-крепостей Руси.
* Храмы псковской архитектуры Свияжска (Успенский собор, Никольская и Серги-евская церкви) в отличие от других памятников псковской архитектуры на восточном рубеже Руси (Благовещенский собор Казанского Кремля), в полной мере сохранили стилистические осо-бенности.
* Фрески Успенского собора вобрали в себя достижения школы монументальной живописи (новой после школы Рублева), сформированной в к. XV в. Дионисием (Пафнутиев монастырь в г. Боровске, Успенский собор в Москве, Иосифа Волоколамского монастырь, храм Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря). Вместе с тем фрески Успенского собора Свияжска — новый шаг в монументальной живописи, который характеризуется: усложнением композиции, повышением интеллектуального уровня содержания живописи, требующего канонических знаний для расшифровки аллегорических и символических сюжетов, подчинением сюжетов государственным задачам (на фресках имеется первое изображение царя Ивана Грозного в короне после его “венчания” на царство в 1547 г.; расположение этой фрески в алтарной части подчеркивает идею сложившегося к с. XVI в. учения о власти русского самодержца, данной и освященной богом), расширением цветовой палитры и усилением тональной насыщенности красок, изменением техники исполнения (четкое оконтуривание фигур напоминает живопись школы иконописи московского митрополита (Чудов монастырь Московского Кремля)
Описание объекта
а) описание и инвентаризация
Свияжский историко-архитектурный комплекс расположен в устье р.Свияги на границе таеж-но-лесной и лесостепной почвенно-биологических областей, в акватории Свияжского залива на острове эллиптической формы с крутыми откосами, вытянутом с юго-запада на северо-восток, площадью 64,37 га. Остров образован в 1956 г. со строительством Куйбышевского водохрани-лища. Посадская часть Свияжска была частично затоплена. Современные размеры, форма и бере-говая линия повторяют размеры, очертания и границы крепости и посада Свияжска с. XVI в.
Расположение острова позволяет разномасштабно воспринимать его художественный об-лик в радиусе 25 км с водных путей рек Волги и Свияги, с автомобильных и железной дорог. Целостное восприятие комплекса обеспечивается с видовых площадок Зеленодольской возвышенности. Отсюда Свияжск воспринимается эстетическим акцентом гигантской природно-экологической системы. Иначе воспринимается остров с возвышенного правого берега Волги. С Услонской горы представляется возможным детально оценить пространственно-планировочное своеобразие и достоинства Свияжска и его природного окружения. Услонская гора скрывает остров при движении вверх по Волге от Казани. При этом внезапное появление величественного ансамбля за крутым мысом горы создает впечатляющий эффект неожиданности. Круговой обзор острова с воды раскрывает многообразие художественного облика Свияжского ансамбля.
Административный статус Свияжска — село с 290 жителями и с местным самоуправлением. В нем действуют следующие объекты: мужской Успенский монастырь, приходская церковь Константина и Елены, филиал государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан (на базе бывшего Иоанно-Предтеченского монастыря и других памятников архитектуры), школа-интернат, почта, кафе, магазин, фельдшерский пункт, гостиница, речной причал.
Планировка Свияжска — это радиально-центрическая система улиц XVI в., претерпевшая некоторые изменения в процессе ее урегулирования в начале XIX в. В планировке выделяются ансамбли двух монастырей, закрепившие начало и конец двух геометрических осей овальной формы острова. Продольная ось начинается от центральной площади Свияжска в северо-восточной части острова. Здесь она композиционно закрепляется приходской церковью Константина и Елены. На площади расположены главные гражданские здания. В юго-западной оконечности острова продольная ось закрепляется комплексом Успенского монастыря. В этой части Свияжска монастырь является центром зоны, планировочно неизменившейся с середины XVI в. Успенский монастырь является главным элементом динамичной юго-западной панорамы Свияжска, основу которой составляет разноплановое расположение архитектурных доминант: монастырь на первом плане и веерно расположенные церкви на втором и третьем планах. Короткая поперечная геометрическая ось на юго-востоке закрепляется ансамблем бывшего Иоанно-Предтеченского монастыря. Он расположен на пересечении этой оси с Троицкой улицей — главной древней улицей Свияжска, трасса которой незначительно изменилась в результате урегулирования в н. XIX в. Иоанно-Предтеченский монастырь является центральным ядром трехцентровой пространственной композиции, образованной приходской церковью и двумя монастырями, которая формирует величественную юго-восточную панораму острова.
Живописно-прямолинейная сетка улиц членит территорию Свияжска на кварталы различ-ной конфигурации, значительно отличающиеся по величине: крупные — в бывшей крепостной части и мелкие — на бывшем посаде. Внутриквартальная нарезка территории на домовладения — реликтовый элемент с. XVI в. Современная плотность застройки Свияжска чрезвычайно низ-кая. На фоне разреженной застройки контрастно выделяются два монастыря. В Свияжске имеет-ся 28 памятников, находящиеся на государственной охране и 52здания, обладающие историче-ской, научной и художественной ценностью.
Отличительной особенностью облика Свияжска является изящность его силуэта, которая подчеркнута отражением ансамбля в водной глади. Его объемно-пространственная композиция не искажена современными постройками. Она динамично воспринимается с сухопутных и вод-ных путей передвижения в радиусе 25 км.
Свияжск имеет археологически ценный культурный слой, нетронутый перекопами и дос-тупный (в силу малой заселенности острова) для его широкого изучения. Важной особенностью Свияжска является редкая для русской средневековой археологии возможность изучения находок городского комплекса с безусловно надежной нижней датой отложения их в культурном слое (не ранее 1550 г.). В Свияжске сложились четыре зоны культурного слоя с различной мощностью: 1) незатопленная территория посада (1,5-3,5 м); 2) территория древних монастырей (1,5-2,5 м); 3) кромка останца, на которой были выстроены деревянные укрепления (2 м); 4) остальная территория нагорной части острова (0,5-0,6 м). Грунт незатопленной территории посада очень влажен, что обеспечило хорошую сохранность в культурном слое органики. В зоне кромки останца вдоль северо-западной набережной острова имеются сохранившиеся остатки городских укреплений XVI в. в виде вала.
Монастырь Успенья Пресвятой Богородицы (Успенский монастырь)
Период создания – с. ХVI в.
Успенский мужской монастырь занимает западный сегмент свияжского эллипса. Границей его являются с запада —набережная, с востока — городская застройка, с юга — Успенская ули-ца.
Площадь монастыря составляет 9,1га. В плане он представляет собой неправильный много-угольник. По периметру имеет кирпичную ограду. Главный вход через Святые ворота располагается в южной стене в нижнем ярусе надвратной церкви Вознесения и ведет к соборной площади. С северной стороны площади располагается Успенский собор. На западе площади находится Никольская церковь. К юго-западу от нее располагается двухэтажное каменное здание Архиерейского корпуса (1763 г.). В створе с ним севернее находится каменное здание Настоятельского корпуса (1796 г.). К юго-востоку от Святых ворот параллельно монастырской ограде располагается трехэтажный Братский корпус (1742г.). С востока к братскому корпусу пристроена Германовская церковь. К востоку от Успенского собора находится незастроенная территория монастыря с лугом и огородами. Постройки монастыря объединены в высокохудожественный архитектурный ансамбль с неповторимым силуэтом, который орга-нично вписывается в архитектуру и панораму Свияжского ансамбля, определяя архитектурный облик западной оконечности острова.
Собор Успения Пресвятой Богородицы (Успенский собор )
Период создания - с. XVI в.
Дата строительства - 1561 г. Автор — Постник Яковлев-Барма — выдающийся русский зодчий, автор Храма Василия Блаженного в Москве.
Собор находится в центре Успенского монастыря. Его южный фасад ориентирован на глав-ный въезд в монастырь. С запада от храма находится Никольская церковь. С востока — неза-строенная территория.
Собор имеет храм (XVI в.) с алтарем (XVI в.) и трапезную (XVII в.). Храм с алтарем выпол-нены из белого тесаного камня, трапезная — из кирпича. Храм в плане представляет собой чет-верик (15x18 м, высотой 31 м). Четырехстолпная конструктивная система делит его на три части. С востока к нему примыкают алтарные полукруглые апсиды. С запада к храму пристроена пря-моугольная трапезная (15x12 м), на северной стене которой сохранилась древняя надпись, свиде-тельствующая о дате постройки трапезной — 1661 г. Главный вход в собор находится с запада и осуществляется через крытое крыльцо. Вдоль южной и северной сторон собор имеет открытые паперти. Под храмом — подцерковье. Покрытия в соборе сводчатые. Цилиндрический барабан покоится на ступенчато возвышающихся арках. Освещается собор через прямоугольные и ароч-ные окна в стенах и на барабане. Асимметричная объемная композиция собора основана на рав-новесии пропорциональных элементов храма, апсид, трапезной и завершений. Объемно-планировочное решение храма и декор выполнены в знаменитом псковском архитектурном сти-ле. Фасады храма-четверика разделены трехчастно лопатками, стянутыми вверху двух- и трехло-пастными арками. По центру каждого фасада сверху имеются нишки для икон. На апсидах и ба-рабане сохранились типично псковские узоры: тройные ленты поребрика (кирпич на ребро), треугольные нишки (бегунцы), аркатура из каменных валиков. На фасадах сохранились фрагменты орнаментальной средневековой фресковой росписи. В к. XVII – н. XVIII в. фасады частично приобрели архитектурные формы русского барокко. На стенах четверика появились фигурные с валютообразными завитками аттики, в центре которых – нишки для икон, обрамленные с двух сторон колонками. Окна храма и трапезной приобрели барочные наличники с полочками и “петушиными гребешками”. Цилиндрический барабан был надстроен небольшим по высоте восьмигранником, на котором покоится граненая барочная грушевидная главка. В интерьере храма сохранилась в полном цикле единственная в России высокохудожественная настенная монументальная фресковая живопись XVI в. площадью в 1080 м2. Расписаны стены, купол, своды, откосы проемов и столбы. Красочные композиции умело подчинены архитектурным формам интерьера. Верхний ряд фресковой живописи изображает ветхозаветное сотворение мира. В нижнем ряду отображено житие Богородицы. Фрески собора — это новая система храмовой росписи, внесшая в с. XVI в. изменения в каноническую систему, выработанную еще византийским богословием. Сюжеты красочных композиций художниками почерпнуты не только из канонических источников (книг), но и из Апокалипсиса и апокрифических легенд. В росписи заметно влияние древневизантийских образцов и более поздних западных. Непревзойденным произведением стенописи XVI в. является изображение бога Саваофа на куполе, где по православной традиции полагалось расположить образ Христа. Так же под западным влиянием создана фреска, находящаяся над юго-западным столбом, изображающая сидящего на троне бога Саваофа в белых одеждах с короной на голове, поддерживающего крест с распятым обнаженным Христом, прикрытым херувимскими крыльями. Над южными вратами храма расположена фреска Богородицы, обнимающей об-наженное тело Христа (сюжет, распространенный в итальянской, французской и немецкой живописи). В алтаре находится единственное на Руси фресковое изображение царя Ивана Гроз-ного в короне. Расположение его в алтаре подчеркивает идею сложившегося к с. XVI в. учения о власти русского самодержца, данной и освященной богом. На левом столбе храма находится не-обычное изображение почитаемого на Западе святого Христофора с лошадиной головой (обычно изображаемого с головой пса), которое является единственным уцелевшим на Руси и в Европе. Древняя живопись гармонирует с внутренним пластически богатым пространством и вместе с ним создает величественный образ собора. Высокую художественную ценность представляет трехъярусный иконостас греческого письма с резным окладом (XVIII в.) и иконами XVI-XVII вв. (в настоящее время находятся в музее Изобразительных искусств в г. Казани).
Собор является одним из главных элементов, образующих ансамбль монастыря и весь ком-плекс застройки Свияжска.
Церковь Во Имя Николы Чудотворца (Никольская церковь)
Период создания - с. XVI в.
Дата постройки — 1555 - 1556 гг. Автор — неизвестен, в строи-тельстве принимала участие известная на Руси артель псковских мастеров-белокаменщиков под руководством Ивана Ширяя.
Церковь расположена в юго-западной части соборной площади монастыря рядом с Успен-ским собором. Это первый каменный монастырский трапезный храм.
Церковь имеет два этажа. Основные церковные помещения расположены на втором этаже и состоят из квадратной одностолпной трапезной и двух квадратных храмовых помещений, соеди-ненных с трехапсидными алтарями. С востока к зданию (34х22м) симметрично храмовым поме-щениям пристроена пятиярусная колокольня (высота 43м). Относительно оси трапезной коло-кольня несколько смещена к югу. Квадратная в плане она состоит из четырехъярусного четвери-ка с возвышающимся над ним восьмигранным ярусом звона, который переходит в барабан с ку-польным покрытием, увенчанным главкой. Главный вход расположен с востока в первом ярусе колокольни и ведет по одномаршевой лестнице на второй этаж в трапезную. В первом этаже церкви расположены служебные помещения действующего монастыря. Стены трапезной и два яруса колокольни сложены из белого тесаного известняка. Восьмерик и барабан колокольни, ап-сиды возведены из кирпича. Церковь имеет асимметричную объемную композицию. Восточный фасад ритмичен и имеет ось симметрии. Внешний декор церкви определяется лаконичной пла-стикой фасада. Окна северной храмовой части и алтарей декорированы трехчетвертными колон-ками с поясами и сандриками типа “петушиных гребешков”— приемами древнерусского архи-тектурного стиля. Карнизы алтарей выделены тремя рядами поребрика, а стены трапезной за-вершены ступенчатыми прямоугольными кронштейнами. С северо-запада и юго-запада углы церкви имеют мощные контрфорсы. В интерьере и в нишах наружных стен сохранились следы фресковой живописи XVI в.
Доминирующее положение Никольской церкви, ее силуэт и декор выполняют важную роль в формировании высокохудожественного ансамбля как Успенского монастыря, так и Свияжска в целом.
Иоанно-Предтеченский монастырь
Период создания XVI-XVII вв.
Монастырь расположен в центре южной части острова. Он имеет вытянутую вдоль Троицкой улицы клинообразную многоугольную форму. Площадь — 5,9 га. Монастырь имеет каменную ограду, в северной стене которой — главные Святые ворота, а в восточной и южной — дополнительные. Северо-восточный угол стены закреплен кирпичной часовней.
На территории монастыря располагаются две церкви (Троицкая и Сергиевская) и собор Во Имя Иконы Божьей Матери Всех Скорбящих Радости, которые композиционно образуют пло-щадь трех храмов. Самой древней является деревянная Троицкая церковь (1551 г.). Она располо-жена с северной стороны площади вдоль ограды. Белокаменная трапезная церковь во имя святого Сергия Радонежского (Сергиевская церковь), освященная в 1604 г., формирует площадь с южной стороны. Это самый древний каменный храм монастыря псковской архитектуры. Восточную границу площади завершает монументальный кирпичный собор Во Имя Иконы Божьей Матери Всех Скорбящих Радости (Красный собор), построенный архитектором Малиновским в псевдовизантийском стиле в 1906 г. Помимо храмов на территории монастыря располагаются: на юге — деревянный настоятельский корпус, на юго-востоке – каменная трапезная и на западе — две деревянные кельи для монахинь и послушниц. Они создают архитектурную среду монастыря, выполняют важную функциональную роль.
Постройки монастыря формируют выразительный облик Свияжского ансамбля и являются главными элементами величественной юго-восточной панорамы.
Троицкая церковь
Период создания — с. XVI века.
Дата создания — 1551 год. Автор — неизвестен. Строитель-ство осуществлялось под руководством дьяка И.Г. Выродкова.
Церковь деревянная. Расположена в северной части монастыря на площади трех храмов ря-дом со Святыми воротами. Северным фасадом церковь примыкает к кирпичной монастырской стене.
Церковь представляет собой объем (25x8,5 м), состоящий из двух прямоугольных срубов — трапезной и храма. К храму с востока примыкает пятигранный алтарь, а с севера и юга – более поздние крыльца. В плане церковь имеет форму креста. Трапезная соединяется с храмовой ча-стью аркой, прорубленной в деревянной капитальной стене. С запада к трапезной пристроен “притвор” каркасно-обшивной конструкции, равный ей по ширине и высоте. Храмовая часть выше трапезной и алтаря. На ней покоится восьмерик, который имеет восьмискатную крышу и завершается граненым барабаном с луковичной главкой и крестом. Срубы выполнены из лист-венницы. Стены церкви снаружи обшиты досками. Алтарная часть и трапезная освещаются не-большими “косящатыми” окнами, которые заменили первоначальные древние “волоковые” окна. В правой стене трапезной сохранился проем “волокового” окна. Церковь имеет объемную центрально-симметричную композицию и двухъярусный силуэт. Небольшие ярусы безукоризненно выдержаны в пропорциях. Объемно-пространственное построение церкви традиционно для храмового зодчества Руси XVI в. (восьмерик на четверике, завершенный барабаном с главкой). Интерьер церкви сохранился без изменений и решен скромно и лаконично. Чистые поверхности рубленых стен, массивные двери, деревянные скамьи, прислоненные к стенам трапезной, придают церкви особую сдержанность и уют. Художественную ценность представляет тябловый четырехъярусный резной иконостас XVII-XVIII вв. со 116 иконами (хранятся в музее изобразительных искусств в г. Казани). 12 сохранившихся (из 19 существовавших) икон XVI в. представляют иконы праздничного чина. Среди них высокую художественную ценность имеют: “Ветхозаветная троица”, “Рождество Богородицы”, “Вход Господен в Иерусалим”, “Положение во гроб”, “Сошествие в ад”, “Вознесение Господне”. Уникальную ценность представляет икона XV в. “Богородица Одигидрия”. В центре иконостаса находится редкая икона XVI в. “Спас в Силах”. Тонким мастерством и художественной проработкой отличаются Царские врата с изысканным барочным декором (XVII в.). Канонические изображения Благовещения и евангелистов на гладких дощатых створках Царских врат содержат неправославные (латинские) надписи — имена дейст-вующих лиц. На наружной двери иконостаса написан архидьякон Стефан во весь рост, на внут-ренней — разумный разбойник Раха (образ, распространенный в западно-европейской живопи-си). Художественно выразительными и ценными являются деревянные резные скульптуры Бого-матери и Иоанна Предтечи (XVIII в.), а также деревянный резной крест.
Троицкая церковь — самое старое культовое сооружение Свияжска, памятник деревянного зодчества с. XVI в.
Церковь во Имя Св. Сергия Радонежского чудотворца (Сергиевская церковь)
Период создания — вторая п. XVI – н. XVII вв.
Дата создания – освящена в 1604 г. Автор — неизвестен, строила артель псковских белокаменщиков по приказу царя Бориса Федоровича.
Церковь занимает центральную часть монастыря, окаймляя с юга площадь трех храмов. По-строена из белого известняка.
Церковь – псковского стиля и представляет собой квадратный в плане одностолпный храм-трапезную с двумя приделами: северным (Никоновским) и южным (Сергиевским). Над южным возведен кирпичный четверик. Оба заканчиваются барабанами с главками. Церковь имеет два этажа с подклетом. Храм располагается на втором этаже. Главный вход – с запада в пристрое. В северо-западном углу церкви находится прямоугольная в плане колокольня-звонница, перекры-тая куполом и завершенная главкой с крестом. Конструкции перекрытий церкви сводчатые (кре-стовые, коробовые, сомкнутые). Освещается церковь через арочные и прямоугольные окна. Цер-ковь имеет уравновешенную объемную композицию из трех разновысоких частей, закрепляю-щих углы здания. Асимметричная композиция организована простыми пропорциональными формами (куб, цилиндр, полусфера), создающими цельный монументальный образ церкви с за-поминающимся силуэтом. Внешний декор церкви выполнен в древнерусском псковском стиле. Фасады памятника имеют лопатки, объединенные карнизами, а на стенах четверика северного придела — арочными тягами. Окна трапезной и придела обрамлены тонкими килевидными валиками. На западной (прежде наружной стене) имеется арочный резной белокаменный портал, обработанный колонками, перехваченными узорчатыми “дыньками“, рядом с которым сохранилась древняя фреска – “Троица”. Интерьер храма организован криволинейными поверхностями сводчатых потолков, которые вместе с оконными проемами в мощных стенах придают ему монументальность.
Сергиевская церковь является важной доминантой ансамблей как Иоанно-Предтеченского монастыря так и Свияжска в целом.
Собор во Имя Иконы Божьей Матери Всех Скорбящих Радости (Собор Всех скорбящих Радости)
Период строительства — к. XIX в. - н. XX в. Дата строительства — 1898 -1906 гг. Автор — архитектор Э.Д. Малиновский.
Собор расположен в северо-восточной части монастыря. Построен из кирпича в псевдовизантийском стиле (45x30 м, высота 38 м). Имеет крестово-купольную четырехстолпную объемно-пространственную структуру и крестообразную компактную форму плана. С восточной стороны храм имеет трехгранную апсиду с небольшими ризницами. Главный вход с западной стороны. Многоуровневое покрытие завершается большим световым барабаном, перекрытым куполом. Освещается большим количеством ярусно размещенных арочных окон. Архитектурная пластика фасадов создается множеством объемов, которые придают собору сложную многоуровневую композицию. Собор имеет богатый внешний и внутренний декор. В интерьере частично сохранилась масляная живопись на религиозные сюжеты. Художественную ценность имеют деревянные резные дверные полотна и кованые декоративные металлические детали: ворота, решетки, парапеты, лестницы, кресты. Собор обладает мощной акустикой, которая в единстве с богатой пластикой архитектуры создали монументальный образ памятника.
Собор придал монументальность Свияжскому ансамблю и величественность его юго-восточной панораме.
Церковь Константина и Елены
Период строительства — к. XVII в.
Автор — неизвестен.
Церковь расположена на северо-восточной оконечности острова Свияжска на вершине холма. Своим положением фиксирует перекресток трех улиц: Московской, Константиновской и Рождественской.
В плане имеет трехчастную бесстолпную структуру (29x12 м), состоящую из храма с трехло-пастной апсидой, трапезной и колокольни. Вход в церковь – с запада через нижний ярус коло-кольни. Четверик храма возвышается над трапезной и алтарем. Он перекрыт сводом с четырех-скатной крышей и завершается глухим цилиндрическим барабаном с луковичной главкой и кре-стом. Трехъярусная колокольня имеет традиционное древнерусское построение: восьмерик на четверике. Колокольня над звоном имеет купольное покрытие и завершается барабаном с луко-вичной главкой. Трапезная перекрыта сводом. Освещается церковь через прямоугольные окна. Церковь имеет симметричную пропорциональную объемную композицию и лаконичные формы и является важным градостроительным элементом, завершающим ансамбль Свияжска. Фасад де-корирован деталями, характерными для русской узорчатой архитектуры с некоторым влияниям барокко XVII в.: оконные наличники с колонками и надоконные рваные фронтоны, декоратив-ные кокошники четверика храмовой части, карнизы с уступчатыми кронштейнами, трехчетверт-ные приставные колонки на апсиде. Лаконичный интерьер обогащен сводчатыми покрытиями, арочной формой оконных и дверных проемов и металлическими тягами связей. Историческую и художественную ценность имеет икона “Богородицы Свияжской”, находящаяся в храме.
б) история и развитие
Место слияния Волги и Свияги — территория древнего освоения. Первые люди появились на этой территории в эпоху неолита. Здесь археологически вскрыты стоянки каменного и брон-зового веков. Первые исторические свидетельства о так называемой Круглой горе, давшей нача-ло граду Свияжску, относятся ко времени «болгарского союза племен» XIII-IX вв. В болгарских и старотатарских легендах XI-XII вв.
Круглая гора часто упоминается как “кара урман” – черный лес и “кара кирмен” – черная крепость. Круглая гора, находящаяся здесь, была выбрана царем Иваном Грозным в 1550 г. как место будущего города-крепости. По его указанию за 800 км от устья Свияги в Углических лесах из дерева лиственницы были срублены городские стены и башни, две церкви и 380 гражданских зданий будущей крепости. Промаркированные детали сооружений были сплавлены к Круглой горе весной 1551 г. Сюда же прибыла 75 тысячная армия. За 24 дня солдаты под руководством И.Г. Выродкова очистили от леса территорию в 150 га, выровняли площадку под строительство, срезав вершину горы и отсыпав 30 тыс. м3 земли, собрали и выстроили стены с башнями и здания. От возникновения идеи строительства нового города до ее полной реализации прошло всего 16 месяцев. Стены города были выполнены из “городней” — бревенчатых срубов, заполненных землей и камнями. В стенах общей длиной 2250 м было 11 башен, 4 стрельницы и 5 ворот. Со строительством города был заложен Троице-Сергиевский монастырь.
С падением Казанского ханства в 1552 г. административное управление завоеванным краем было территориально поделено между Свияжском и Казанью. За Свияжском была закреплена территория правого берега Волги. Следовало не только управлять этой территорией, но и рас-пространять православие среди народов, ее населяющих. В соответствие с этой функциональной ролью в застройке города появляются здания админи-стративного и духовного управления краем, учреждается второй монастырь — Успенский. Ука-зом Ивана Грозного в Свияжск направляется бригада псковских мастеров-белокаменщиков. Ими возводятся 2 церкви в Успенском монастыре: Никольская в 1556 г. и Успенский собор в 1561 г. Выстроенная крепость вскоре обросла посадом. Население города в 60-х гг. XVI в. составило 4000 человек. В городе насчитывалось уже 10 церквей (6 в крепости и 4 на посаде). Крепость была задумана овальной формы, что соответствовало очертаниям горы, с радиально-центрической системой улиц и площадей. Эту систему откорректировала дорога, пересекавшая Круглую гору по водоразделу с юго-запада на северо-восток, ставшая впоследствии Сибирским трактом. Трасса этой дороги в городе сформировала Рождественскую улицу, ставшую компози-ционным стержнем застройки, в котором доминировал ряд из 4-х церквей. Второй центральной улицей в городе была Никольская, начинавшаяся от Никольских ворот около пристани на р. Свияге, проходившая по двум планировочным осям к Николо-Можайским воротам. Она разде-лила город на две части: престижную, где расселилась знать и дворянство, и “жилецкую”. Име-нем Николая Чудотворца, покровителя купцов и мореходов, были названы сама улица, ворота, которые она соединяла, и три церкви на ней. В центре города размещалась торговая площадь “Ленивый торжок”. Главная площадь города сформировалась в северной части возле Рождест-венских ворот, где была выстроена главная Рождественская церковь и разместились “царская светлица” и административные здания. Здесь же разместились “казенный” и “житничный” дво-ры. Казань очень быстро становится административной столицей всего края и за Свияжском сохраняется роль духовно-миссионерского центра с монопольной миссионерской деятельностью до с. XVIII в. За этот период в городе осуществляется активное монастырское строительство, деревянные приходские церкви заменяются каменными. Из всех деревянных церквей сохранилась самая древняя, Троицкая. Активно развивается торговля и ремесленничество. Посад плотно заселяется и застраивается. Исчезают крепостные стены, утратившие оборонную функцию. Крепостная часть планировочно и функционально с посадом не сливается: наверху традиционно проживает духовенство, дворянство, имея большие домовладения, на посаде — торговцы и ремесленники со значительно меньшими участками земли. Для Свияжска в к. XVIII в. было разработано несколько вариантов регулярного плана (кон-фирмованный — в 1829 г.). Предусматривалось дорегулярную планировку заменить равномер-ной сеткой кварталов из трех меридиональных улиц и четырех широтных переулков, охвачен-ных по периметру острова набережной-бульваром. Предполагался единственный въезд в город. Новым планом главная площадь с собором делилась на несколько зон скверами и застройкой (Приложение 8.5). В течение XIX в. новый регулярный план частично закрепляется казенными зданиями (при-сутственные места, казарма этапной команды, пересыльная тюрьма) и новой жилой застройкой. Однако новый план не смог уничтожить древнюю планировочную форму города. Основным жизнестойким элементом его были границы владений Успенского монастыря. В зоне влияния этого элемента оказалась вся юго-западная часть города: планировочно законсервировались древняя Сергиевская улица, монастырский переулок и ближайшая к нему Жилецкая улица. Со-хранилось транзитное направление древней дороги “Сибирский тракт”, отвергнутое регулярным планом: новая Троицкая улица практически повторила трассу этой древней Рождественской улицы. Из четырех широтных переулков регулярного плана полностью реализовался лишь один. Под южным склоном Круглой горы продолжала в прежних границах жить часть городского посада, отсутствующая в регулярном плане. Границы внутриквартальных земельных владений жестко зафиксировали рисунок древней планировки Свияжска (Приложение 8.6). Требовалось приведение в соответствие формам нового плана устойчивых элементов древней планировочной структуры, что нашло отражение в новом регулярном плане 1896 г. (Приложение 8.7). Последним крупным сооружением в Свияжске является собор Во Имя Иконы Божьей Матери Всех Скорбящих Радости (1906 г.). С его строительством закончилось формирование архитектурного облика Свияжска. К начале XХ в. население Свияжска составляло 3000 человек. В 1920г. Свияжск стал цен-тром кантона, в который входило 11 волостей. В тот же период были закрыты монастыри, а церкви перестали действовать. Четыре из них были разрушены. В 1932г. Свияжск теряет статус города и становится селом. В 1956г. созданное Куйбышевское водохранилище затопило часть городского посада и превратило Свияжск в остров, что привело к массовому переселению жите-лей и вывозу построек в другие населенные пункты. В настоящее время население острова составляет 290 человек. В 1996 г. была возобновлена деятельность Успенского монастыря. Изучение культурного слоя Свияжска было начато в 1978 г. Равномерно по территории ост-рова, было заложено 16 шурфов. Контрольное археологическое обследование острова было про-ведено в 1985 г. Вдоль береговой линии бывшего посада накоплен богатый подъемный археологический материал: фрагменты городней посадской стены из мореного дуба, бытовые предметы и утварь, детали кустарных производств из металла, керамики, кожи, бересты XVI-XVIII вв.
в) настоящее состояние сохранности
Градостроительный аспект
В градостроительном отношении территория представляет собой архитектурно-градостроительный ансамбль, где сохранились видовые связи между доминантами и видовые коридоры, все исторические градостроительные компоненты. Отсутствуют искажения современными строениями и сооружениями, сохранился масштаб и образ исторической и архитектурной среды. Существующая планировочная структура Свияжска в основном соответствует плану перепланировки 1896 г. (исторически сложившаяся к середине 19 в. геометрическая сетка кварталов дошла до наших дней без существенных изменений и закреплена деревянными и каменными домами 18-нач.19 вв.), а структура посада - плану 1829 года, однако, планировка включила в себя наиболее ценные элементы дорегулярной планировочной структуры 16-18 вв. (рельеф местности и очертания горы Круглой, размещение существующих монастырей, окружающий природный ландшафт). В функциональном использовании зданий превалирует жилая, а в последние годы в связи с возращением Казанской Епархии церкви и монастырей культовая.
Инженерно-реставрационный аспект.
В целом состояние гражданских и культовых зданий можно оценить как удовлетвори-тельное, реставрированы церкви Троицкая, Никольская, Константина и Елены, Успенский собор, архимандритский корпус, монастырское училище и другие объекты. В настоящее время ведется реставрация братского корпуса Успенского монастыря, локальная санация и антисептирование всех конструкций Троицкой церкви вместе с обмосткой, гидроизоляция фундаментов с устройством водоотвода Успенского собора, после чего планируется приступить обработке живописи от плесени и ее консервации.
Физическое состояние жилых зданий, построенных в один и тот же период и сходных по конструктивным решениям, существенно отличаются друг от друга (от удовлетворительного до аварийного). Здания, расположенные в разных местах острова, разняться по степени износа, увлажнению и деформации фундаментов. Для их сохранения на длительный период необходимо в ближайшее время провести
1) комплекс мероприятий по предотвращению накопления влаги от сезонной верховодки в основаниях фундаментов на насыпных грунтах (устройство вертикальной планировки вокруг зданий, устройство водоотводных канав и локальных дренажных систем, восстановление карнизов, водостоков с крыш и обмосток зданий, снятие культурного слоя вокруг зданий),
2) ремонт и восстановление старой и устройство новой вертикальной гидроизоляции фундаментов и стен подвалов,
3) устройство горизонтальной гидроизоляции на наружных и внутренних фундаментах и стенах подвалов,
4) усиление основания под фундаменты зданий, находящихся в аварийном состоянии, чтобы исключить неравномерные просадки фундаментов,
5) ремонт и усиление фундаментов и стен подвалов.
Предполагается воссоздание целостного архитектурно-художественного облика малого исторического города по образу Свияжска, сложившемуся к сер.Х1Х - нач. ХХ вв.; восстановле-ние планировочной структуры и рядовой застройки на основе нового функционального наполнения; восстановление исторически достоверной архитектуры зданий, элементов благоустройства и дизайна городской среды характерных для сер.XVI-нач.XX в.в. (декоративное убранств фасадов, водосточные трубы, дымники, ограды, ворота, калитки, скамьи, фонари, вывески, киоски, мощение, озеленение), дальнейшее архитектурно-археологические исследование руинированных зданий, их инженерное укрепление, консервация.
4. Управление
а) владение объектом
Архитектурные памятники Свияжска (Успенский и Иоанно-Предтеченский монастыри, церковь Константина и Елены и др.) являются государственной собственность Республики Та-тарстан и находятся в ведении Главного управления государственного контроля охраны и ис-пользования памятников истории и культуры (договор с Государственным комитетом Республи-ки Татарстан по управлению государственным имуществом от 11.06.1997 г. №6/175 от 11.06.97г., дополнительное соглашение к договору от 25.04.2000 г.) в пользовании Свияжского архитектурно-художественного музея – филиала Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан и Казанской епархии Московской патриархии Русской православной церкви или их совместном пользовании (Успенский собор, Троицкая и Никольская церкви и т.д.).
Здания и сооружения социально-бытового назначения находятся в муниципальной собст-венности, в оперативном управлении (на балансе) Свияжского сельского Совета местного само-управления. Жилые здания находятся в государственной (коммунальной) собственности или частично в частной собственности граждан.
б) юридический статус
Культовые здания и сооружения Свияжска (Успенский и Иоанно-Предтеченский мона-стыри, приходская церковь Константина и Елены) приняты на государственную охрану респуб-ликанского (РСФСР) значения как памятники градостроительства и архитектуры постановлени-ем Совета Министров РСФСР от 30.10.1960 г. № 1327.
Охранная зона бывшего города Свияжска установлена в пределах острова (64,32 га) по-становлением Совета Министров Татарской АССР от 07.11.1969 г. № 548 «Об утверждении ох-ранных зон и зон регулирования застройки для памятников архитектуры в Татарской АССР».
Приказом Министерства культуры Татарской АССР ТАССР от 10.08.1987 г. № 191 создан Свияжский архитектурно-художественный музей – филиал Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан.
Постановлением коллегии Министерства культуры РСФСР от 19.02.1990 № 12, постановлением коллегии Госстроя РСФСР от 28.02.90 № 3 и постановлением Президиума Центрального Совета ВООПИК от 16.02.90 № 12 (162) Свияжск включен в Список исторических населенных мест РСФСР, имеющих архитектурные памятники, градостроительные ансамбли и комплексы, являющиеся памятниками национальной культуры, а также сохранившиеся природные ландшафты и древний культурный слой земли, представляющий археологическую и историческую ценность.
Жилые и гражданские здания и сооружения Свияжска (4 объекта) приняты на государст-венную охрану республиканского (Республики Татарстан) значения как памятники архитектуры постановлениям Совета Министров ТАССР от 31.07.1991 г. № 337.
Жилые и гражданские здания и сооружения Свияжска (15 объектов) приняты на государ-ственную охрану республиканского (Республики Татарстан) значения как памятники архитекту-ры постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 22.01.2000 г. № 38. Этим же постановлением Свияжск включен в Список исторических населенных пунктов Республики Та-тарстан.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 29.04.2000 г. № 300 па-мятники истории и культуры Свияжска включены в Перечень недвижимых памятников истории и культуры федерального (общероссийского), республиканского (Республики Татарстан) и мест-ного (городского, районного) значения, не подлежащих приватизации.
в) меры по охране объекта и средства по обеспечению их выполнения
С конца XIX в. ведутся систематические ихтиологические и гидробиологические иссле-дования на р. Свияге. С 1954 г. Свияжск является объектом систематических историко-архитектурных исследований, а с 1960-х гг. по настоящее время — работ по реставрации памят-ников. В 1969 г. утвержден проект зон охраны «Памятника архитектуры XVI-XIX вв. г.Свияжска в Татарской АССР». В 1978 г. проведено археологическое шурфирование Свияжска, а в 1985 г. — контрольное обследование. В целях усиления охраны и популяризации памятников в 1987 г. образован Свияжский архитектурно-художественный музей - филиал Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан. В 1989 г. Министерством культуры ТАССР и Казанским физико-техническим институтом Академии наук СССР в Свияжске создана “Ассоциация Свияжск”. В 1995 г. возобновлена деятельность приходской церкви Константина и Елены, в 1997 г. — Успенского мужского монастыря, в 2001 г. – частично Иоанно-Предтеченского монастыря. В 1998 г. созданы Государственный комплексный заказник «Свияжский» и Фонд «Раифа-Свияжск».
Контроль за соблюдением правил и норм реставрации памятников истории и культуры, хозяйственного освоения территории, а также технический контроль осуществляются Министерством культуры Республики Татарстан, Главным управлением госконтроля охраны и использования памятников истории и культуры, Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан и Управлением государственного архитектурно-строительного контроля. К работам по реставрации памятников истории и культуры допускаются только лицензированные физические и юридические лица. Кроме того, осуществляется авторский надзор за реализацией эскизных проектов реставрации памятников архитектуры.