Город Переславль-Залесский
Переславль-Залесский — районный центр в южной части Ярославской области, на берегу Плещеева озера, на Ярославском шоссе.
Население — 44 тысячи человек.
Переславль — ровесник и брат Москвы: основанный в 1152 году Юрием Долгоруким, он известен как родина Александра
Название Переславль относится к периоду упадка Киевской Руси, когда в разных концах русских земель возникли три Переславля ("Перенявших Славу" у умирающего Киева): Переславль-Киевский (ныне Переяслав-Хмельницкий на Украине), Переславль-Рязанский (ныне ставший самой Рязанью) и Переславль-Залесский, расположенный здесь, в "Земле за Великим Лесом". Предшественником Переславля был Клещин, городище, на месте расположения которого сохранилось до наших дней. В 1152 году ростовский князь Юрий Долгорукий по не совсем понятным причинам перенес его на современное место — с холма в низину. От этого года и отсчитывается история Переславля-Залесского. При Юрии Долгоруком построили огромную крепость с земляными валами, в центре которой стоял Спасо-Преображенский собор. Юрий Долгорукий перенес столицу в Суздаль, его сын Андрей Боголюбский — во Владимир, а Переславль следовал за этими изменениями. В 1175 году, наконец, образовалось удельное Переславское княжество, а первым переславским князем стал Всеволод Большое Гнездо. В 1302 году по завещанию последнего переславского князя, Ивана Дмитриевича (внука Александра Невского) Переславль отошел к Москве. Удельное Переславское княжество прекратило свое существование. Но географическое положение города было чрезвычайно удачным — на торговом пути из Москвы на Север, в Ярославль, Вологду, Пермь и Югру, а позже — в Архангельск, через который шла вся торговля с Европой. Это положение кормило Переславль несколько веков, а, благодаря находящимся в городе монастырям, его не обходили вниманием великие князья и цари. Но самое известное событие происходит в 1688 году, когда Петр Первый, после не особенно удачных опытов на Яузе, решил строить "потешный" флот на Плещеевом озере — прототип будущего российского флота. В 1692 году были устроены торжественные смотрины флота, после чего долгое время корабли находились на озере, пока не сгорели в конце XVIII веке. Окончательный удар по экономическому процветанию городу нанесло строительство Северной железной дороги, которая прошла в 18 верстах восточнее Переславля. Именно это сохранило Переславль-Залесский как провинциальный город.
При советской власти город избежал существенных разрушений, уже в 1919 году тут был открыт краеведческий музей, и сегодня город по праву является одним из основных российских туристических центров.
Спасо-Преображенский собор
Основанный одновременно с городом и расположенный в его геометрическом центре, Спасо-Преображенский собор — сердце Переславля. Этот храм — "предтеча" белокаменных владимиро-суздальских соборов, и в нем есть элементы как древнерусского, так и владимиро-суздальского зодчества. Храм отличает невероятная тяжесть и мощь.
В русской истории этому собору принадлежит особое место: здесь был крещен Александр Невский, и здесь был рукоположен в игумены Сергий Радонежский. До XIX века в соборе хранились вклады Юрия Долгорукого, ныне перенесенные в Исторический музей. Изнутри собор пуст — в нем нет ни алтаря, ни фресок, но от этого Спасо-Преображенский собор впечатляет только сильнее.
Территория вокруг собора называется Красной площадью, и на ней находятся еще три церкви.
Владимирская церковь отличается очень странным пятиглавием, где центральная глава почти вдвое больше и выше боковых, а сами главки покрашены в ярко-голубой цвет.
Церковь Александра Невского, построенная в конце XVIII века, ничем особым не примечательна, но интересна как тип: именно такие церкви преобладают в старом Переславле.
Наконец, церковь Петра Митрополита представляет собой простой и очень изящный шатровый храм, довольно сильно отличающийся от шатровых церквей Подмосковья.
Церкви Переславля-Залесского строились в основном в XVIII веке, в то время, когда в столицах господствовал классицизм. Но переславские церкви относятся к совершенно особому стилю, нигде за пределами Переславля не встречающемуся: все церкви Переславля состоят из "летней" трапезной и "зимнего" четверика, все отличаются высокими бесстолпными сводами, все ярко раскрашены, нарядны, и их характерная черта — нарисованные окна несуществующего второго этажа. Кроме того, все церкви Переславля отличаются характерной формой главок и сложной формой крестов. Наиболее интересны: церковь Симеона Столпника (1774), Покровская церковь (1769) с колокольней, церковь Сорока Мучеников (1775), а также Сретенская церковь 1776 года, возведенная уже в более ординарном для России тех лет стиле ампир.
Гражданская архитектура в Переславле-Залесском немногочисленна. Можно отметить разве что присутственные места и усадьбы купцов Темериных и Варенцовых на центральной улице.
Однако, главное в культурном наследии города Юрия Долгорукого — монастыри. В Переславле их сохранилось пять, и в этом отношении Переславль можно сравнить разве что с Суздалем. И каждый монастырь Переславля имеет свои особенности.
Федоровский монастырь — самый удаленный и самый южный из монастырей Переславля, был основан в память о битве тверичей с москвичами, которая произошла 8 (21) июля 1304 года. Монастырь был основан несколькими годами позже, и долгое время был одним из самых почитаемых на Руси. Расцвет монастыря пришелся на XVI век, в первую очередь на эпоху Ивана Грозного, когда в монастыре был возведен монументальный Федоровский собор — характерный представитель московской архитектуры того времени. Другие постройки монастыря были деревянными, а в XVIII веке Федоровский монастырь стал женским, и среди его монахинь и послушниц было много представительниц знатных родов. К этому периоду относятся Введенская церковь (1710) и больничная Казанская церковь (1714 год), построенные на средства сестры Петра Первого Натальи Алексеевны. Четырехугольная стена с башнями, стилизованная под Московскую Русь, относится к рубежу XVIII—XIX веков, тогда же были возведены кельи, трапезная, странноприимный дом. Кроме того, монастырь славился чудотворными списками с Федоровской и Боголюбской икон Божьей Матери.
Успенский Горицкий монастырь расположен на самой вершине южной Поклонной горы, и даже от его подножья открывается великолепная панорама Переславля с Никитским монастырем на противоположной стороне Плещеева озера. Ансамбль Горицкого монастыря — самый примечательный из монастырских ансамблей в городе. Монастырь был основан в XII веке на месте Шутовой рощи — языческого капища. Так как монастырь стоял у дороги на Москву, он часто подвергался нападениям — в 1382 году его разрушили татары Тохтамыша, но скрывавшаяся здесь супруга Дмитрия Донского Евдокия, которую они преследовали, спаслась, отплыв на плоту на середину Плещеева озера. В благодарность за чудесное спасение, она отстроила монастырь заново. После Смутного времени монастырь, отбивший польский штурм, был выстроен в камне и обнесен кирпичной оградой, которая уже не могла выдержать нападения. Несмотря на то, что монастырская стена не способна выполнять оборонную функцию, выглядит она очень впечатляюще. Наиболее значительную из башен монастыря — Никольская, бывшая проездная башня. Внутри монастырь засажен деревьями, и в самом его центре располагается сильно заросший пруд, вырытый в память о Ноевом Ковчеге и по его размерам.
Главный храм монастыря — Успенский собор — возводился в течение XVIII века. Собор окружен галереями с пристроенными башнями, а внутреннее убранство собора, выполненное мастерами из Новоирусалимского монастыря, отличается богатством. Около Успенского собора находится вход на стену, и можно подняться на одну из башен, с которой весь Переславль как на ладони. Кроме того, в монастыре располагаются церкви Всех Святых и Богоявления, звонница, две деревянные часовни из деревень Фонинское и Старово, а также старинные пушки, оставшиеся после осады Никитского монастыря литовцами. Недалеко от Горицкого монастыря, на другой стороне дороги, находится Троице-Данилов монастырь, основанный в 1508 году иеромонахом Даниилом на "скудельнице" — кладбище для нищих и бездомных. В 1532 году в монастыре был возведен собор Живоначальной Троицы, который в XVII веке расписали костромские мастера под руководством Гурия Никитина и Силы Савина. После разорения в Великую Смуту, монастырь был отстроен в камне князем Иваном Петровичем Барятинским, который позднее туда ушел под именем старца Ефрема. Были возведены церковь Похвалы Богородице, колокольня с немецкими часами, церковь Всех Святых. Стена монастыря не сохранилась, но остались Святые ворота с надвратной Тихвинской церковью.
Никольский монастырь расположен между городскими кварталами и Плещеевым озером, и его ослепительно золотые главы видны из любой точки города. Монастырь был основан в 1348 году Дмитрием Прилуцким, а в XVII веке началось возведение собора Святителя Николая, длившееся сорок лет. В советское время собор был уничтожен, а уже в наше время был возведен новый Никольский собор.
Никитский монастырь располагается на вершине северной Поклонной горы. Отсюда нет такой панорамы, как от Горицкого монастыря, но сам Горицкий монастырь виден прекрасно, и отсюда более четко понимаешь размеры последнего. Основание Никитского монастыря относится к XI веку, но с тех пор ничего не сохранилось
Еще два объекта — усадьба "Ботик Петра Первого" и Синий камень, находятся уже довольно далеко за пределами городской черты, но все-таки обычно их посещение совмещают с поездкой по самому Переславлю-Залесскому. Музей-усадьба "Ботик Петра Первого" расположена в нескольких километрах западнее Переславля, на южном берегу Плещеева озера, и к ней надо ехать от Горицкого монастыря. Усадьба была создана в 1803 году на средства владимирского дворянства, став, таким образом, первым провинциальным музеем в России. Именно Переславль был выбран как место для нее потому, что здесь, на Плещеевом озере, Петр Первый создал свою "Потешную флотилию", из которой впоследствии вырос российский боевой флот. На озере происходили потешные бои с участием нескольких десятков судов, а позднее флотилия была оставлена не берегу. В конце XVIII века произошел пожар, и почти все суда погибли. Уцелел только первый из них — ботик "Фортуна", сработанный лично Петром. Сейчас в музее ботик хранится в отдельном здании, вместе с ним — много другого корабельного оборудования. От усадьбы, в сторону памятника Ботику, открывается прекрасный вид на Плещеево озеро.
Другая дорога, проходящая мимо Никитского монастыря и уходящая за монастырь, приведет к противоположному от Ботика Петра берегу Плещеева озера. Здесь ландшафты меняются — можно увидеть остатки города Клещин, летописного предшественника Переславля, основанного в XI веке: огромные курганы и валы, возвышающиеся над берегом и дорогой.
А еще дальше, у опушки леса, находится живой "мерянский бог" — легендарный Синий камень, лежащий в углублении на берегу Плещеева озера. Трава вокруг камня вся повязана ленточками, сам камень усыпан монетками. Поверхность камня синеватая и неровная, как у метеорита. Зимой камень всегда выглядывает из под снега — снежинки тают, касаясь его. Эти свойства стали причиной того, что еще в древности камень был центром языческого капища, и почитание камня продолжалось все века, вплоть до наших дней. Церковники не раз пытались уничтожить камень, но (это одна из главных загадок Синего камня) он всегда возвращался на прежнее место: "всплывал" из под земли и из под воды. Подобные "миграции" камня ученые объясняют неравномерным протаиванием грунта и движением льда в озере, но сейчас с камнем вновь происходит необъяснимое — он медленно уходит в землю и смещается к озеру, и предполагают, что через пятнадцать-двадцать лет он исчезнет. В народе ходит молва, будто бы "уходить" камень стал с начала перестройки.
В целом же Синий камень, да и весь Клещин — красивейшее место в окрестностях Переславля, и пейзаж здесь какой-то мистический: высокие валы с крестами на вершинах, темный лес, пространство Плещеева озера.
Талицы — маленькая деревня в 25 километрах к западу от Переславля. Талицы известна как центр некогда одной из крупнейших в России Переславской узкоколейной системы, обеспечивавшей торфом переславские фабрики. С 80-х годов система начала приходить в упадок, а в 1991 году в Талицах был создан единственный в России Музей узкоколейных железных дорог. В 1991—2003 годах музей поддерживал существование и самой узкоколейки, но в настоящее время узкоколейная система ликвидирована, и даже разобраны рельсы. Расположенный в старом депо, он очень удачно воспроизводит облик узкоколейной станции (сохранилось здание депо, а также сами узкоколейные пути).
В музее насчитывается несколько десятков экспонатов, собранных со всего бывшего СССР. В музее постоянно ведется работа по восстановлению техники, и многие его экспонаты (в том числе паровозы) были доведены до рабочего состояния и иногда демонстрируются в действии.
Помимо собственно музея, здесь имеется довольно крупный автопарк, в котором выставлены автомобили, обслуживавшие узкоколейные линии.