Ярославль
Ярославль — город древний и современный. На его внешнем облике отразилась судьба Российского государства. Ярославль сыграл значительную роль в деле собирания русских земель вокруг Москвы, оказывая помощь московским государям.
Ярославль – город со своими уникальными обычаями и мироощущением. Храмовый ансамбль в Коровниках XVII-XVIII в. когда-то украшал Коровницкую слободу, расположенную в устье реки Которосли. Здесь было развито производство кирпичных и изразцовых изделий для строительства церквей и домов Ярославля. Состоящий из двух храмов Коровницкий ансамбль создавался постепенно, несколькими поколениями зодчих и дошел до наших времен в виде зимней церкви Иоанна Златоуста и летней церкви Владимирской Божьей Матери с соединяющей их вдоль Волги оградой со Святыми воротами и высокой, стройной колокольней в глубине.Храм Иоанна Златоуста - наиболее древнее сооружение ансамбля. Он построен в середине XVII века на средства посадских людей. Во 2 половине XVII века восточный фасад храма получил богатое декоративное убранство с великолепным изразцовым наличником алтарного окна. Храм крупный, пятиглавый, с двумя шатровыми приделами и низкой одноэтажной галереей с трех сторон, на которую ведут высокие крыльца. Церковь строго симметрична, вся ее композиция устремлена вверх.
В 1669г создание теплого храма Владимирской Божьей Матери положило начало формированию ансамбля. Своими формами он близок к главному храму, но украшен скромнее. Композиционным центром всего ансамбля является "ярославская свеча"- высокая (37 м) многоярусная колокольня, стоящая по оси двух храмов. Возведение сооружения относится к 1680 гг. и признано одним из самых стройных в России. Святые ворота трехъярусные, с высоким арочным проездом, соединенные с храмами невысокой оградой, построены в конце XVII века в стиле нарышкинского барокко. Ограда стала заключительным, связующим звеном в общей архитектурной композиции. Когда - то на колокольне висели колокола, отлитые в Сибири на заводе Демидова. Сейчас их звон не слышен на Ярославской земле. По своей гармоничности и богатой силуэтом композиции ансамбль в Коровниках является шедевром не только русской, но и мировой архитектуры.
Церковь Благовещенья построена на средства прихожан во второй половине XVII- начале XVIII века в Рыбачьей слободе (Благовещенской) на месте сгоревшего деревянного храма. Постройка представляет собой тип холодного храма с двумя престолами. Ее ансамбль также включает теплую церковь святого Димитрия Угличского с престолами Вознесения Господня и св. Митрофана Воронежского и колокольни. Композиция сооружений предельно проста: одноэтажный, пятиглавый, бесстолпный храм с четырехскатным покрытием и глухими барабанами. Галереи, приделы и подклет отсутствуют. Храмовый ансамбль церкви Благовещения украшает панораму Волжской набережной. С запада к нему пристроена широкая закрытая паперть, над которой прежде возвышалась высокая ярусная колокольня. Стены храма, гладкие, без декора, прорезаны большими арочными нишами окон. Лаконизм в обработке фасадов восполняется прекрасными пропорциями этого сооружения.
Церковь Вознесенья не внушительных размеров, с мало выразительными фасадами: она неоднократно перестраивалась. В 1860-е гг. на средства ярославского купца А. И. Вахрамеева, по проекту архитектора А.М. Достоевского (брата знаменитого писателя) к храму были пристроены трапезная и трехъярусная колокольня в стиле классицизма.
Церковь Рождества Христова сооружена в 1636- 1644гг. на месте деревянного храма. Ансамбль, состоящий из холодного храма с приделами и отдельно стоящей колокольни, создавался постепенно. Заказчиками были прихожане, "гости государевой сотни", видные участники земского ополчения Минина и Пожарского 1612г. Первоначально здание храма было четырехстолпным, пятиглавым с позакомарным покрытием на подклете.Церковь Рождества Христова интересна как первый храм в Ярославле, где в декор стен главного барабана были введены изразцы. Главы были покрыты изразцовой черепицей. В настоящий момент к юго-западному углу церкви пристроен главный Казанский придел в виде четырехугольной башни с маленькой галерейкой. Он завершается ажурным крестом, являющимся одним из лучших образцов искусства ярославских кузнецов и медников. Казанский придел соединялся переходом с колокольней, возведенной в середине XVII века. Колокольня - уникальный памятник, не имеющий аналогов в русской архитектуре. В одном здании соединены Святые ворота, надвратная церковь и венчающая ее колокольня, имевшая ранее часы. Высота колокольни - 38,34 м. Ансамбль Рождества Христова по композиции и декору - новый этап в развитии ярославского зодчества.
Ильинско-Тихоновская церковь 1825-1831 гг. расположена в северо-восточном углу кремля на высоком волжском берегу. Ныне существующий каменный храм построен в стиле классицизма в первой половине XIX века. По преданию, на этом месте в начале XI века по указу князя Ярослава Мудрого был срублен первый храм Ярославля. В XVII веке деревянный храм был заменен каменным. Храм двухэтажный. В нижнем этаже расположена теплая церковь с тремя престолами. Главный - в честь ярославской иконы Божьей матери. В средней части два придела: во имя Михаила Архангела и во имя Тихона Амафундского. В верхнем этаже - холодная церковь во имя пророка Ильи. Храм завершается куполом. Величественные многоколонные портики на всех четырех фасадах здания, эффектная многоступенчатая наружная лестница во второй этаж, четкий план здания напоминают о лучших традициях русской архитектуры первой четверти XIX века.
Спасский монастырь
С XIII в. в связи с образованием нового княжества Спасский монастырь XII в. являлся усыпальницей династии ярославских князей. Древнейшее здание в монастыре и во всем Ярославле - Спасо-Преображенский собор. Северная паперть собора была в свое время монастырским книгохранилищем. Здесь в конце XVIII в. обнаружена знаменитая рукопись "Слово о полку Игореве". Облик храма строг и изящен. В архитектурном оформлении фасадов сочетаются два стиля: древнерусские формы с элементами западноевропейской ордерной системы. Формы барабанов схожи с главами владимирских и новгородских храмов ХИ-ХШ вв. Они выполнены с узкими окнами и шлемовидными куполами. Особого внимания в интерьере Спасского собора заслуживают фрески, написанные московскими мастерами в 1563-1564 гг. Росписи этого времени очень редки. На западной стене размещены сюжеты Страшного суда, где фреску "Шествие праведных в рай" отличает легкий рисунок округлых лиц. Роспись южной и северной стен состоит из трех ярусов. В верхних расположены библейские и евангельские сюжеты, в нижнем ярусе - семь Вселенских соборов. Одна из самых значительных композиций храма - "Преображение" - расположена на восточной стене. В уникальном иконостасе собора сохранились тринадцать икон деисусного ряда XVI в. (ныне находятся в музее). Над постройками монастыря доминирует звонница - крупное монументальное сооружение XVI в. Ее облик складывался на протяжении нескольких столетий. В нижнем ярусе была церковь, где сохранились фрагменты росписей, а к северной стене примыкала галерея, соединявшая звонницу с собором и церковью Входа в Иерусалим. Она была пристроена в 1617-1619 гг. к собору и частично сохранилась до наших времен.
Николо-Сковородский мужской монастырь
Согласно преданию, название монастыря произошло от чугунного била (сковороды), которым созывали монахов на службу, и от глинистой почвы, на которой стояла обитель. Храм был приписным к Спасскому монастырю, чьи владения располагались рядом: сельцо Меленки и Доилова слобода, чуть подальше на запад деревня Творогово. Через ручей напротив возникает Толчковская слобода кожевников, росту и развитию которой способствовало расположение Ярославля на перекрестке торговых путей. Монастырь был разорен поляками в 1609 г. В 1650-х годах в обители жил блаженный юродивый Илья, предрекший большой пожар, от которого выгорел весь город. Обитель окончательно упразднили в 1660-х годах и на его месте поставили посадский деревянный храм Николая чудотворца. Каменные храмы построены во 2 пол. XVIIв. Холодный - Николы на Меленках с приделом св. Прокопия Устюжского построен купцом Дурандиным в 1672 г.В 1683 г. была построена теплая каменная одноглавая церковь Успения Божией Матери. В 1885 г. в ней был устроен придел во имя иконы Богоматери "Всех скорбящих радость. С начала XVII века в Николо-Мельницкой церкви велся Синодик, в котором, наряду с именами для поминовения, на протяжении трех столетий записывались важные события в жизни прихода, города, страны. Этот источник, опубликованный отцом Димитрием Предтеченским в 1908 г., представляет редкую для Ярославля возможность год за годом восстановить те события, которые прихожане считали примечательными. В начале XX в. ансамбль дополнил новый храм в честь Иоанна Спостника, Архангела Гавриила и Андрея Критского, пристроенный к восточной стороне ограды. По названию прихода площадь перед церковью стала Николомельницкой. Храм впечатляет мощными главами на высоких барабанах.
В советское время церковь Николы в Меленках была закрыта, в 1939 - снесена колокольня XVII века, теплый храм Успения Богоматери в 1940-х годах перестроен. В церкви Андрея Критского в настоящее время находится Городской дом физкультуры. В настоящее время возобновлены богослужения в холодной церкви.
Храмовый ансамбль церкви Иоанна Предтечи в Толчкове знаменует собой вершину ярославской школы культового зодчества XVII века. Церковь Иоанна Предтечи расположена на территории вокруг Купального ручья. В языческие времена служила местом купальных обрядов, празднеств и игрищ. В процессе распространения христианства древний языческий праздник летнего солнцеворота,сливаясь с образом святого Иоанна Предтечи КрестителяГосподня, стал называться на Руси Иваном Купалой. Название, видимо, связано с обычаем купания на рассвете этого дня. По преданию, на месте церкви Иоанна Предтечи стоял женский Воскресенский монастырь, который был разорен поляками в 1609г.
В Ярославле ко второй половине XVII века сложился характерный облик величественного летнего приходского храма. Храмы, возведенные на средства богатых ярославских купцов, являлись гордостью прихожан. Освящение вновь построенного храма состоялось в 1687 г. На рубеже XVII-XVIII веков рядом с храмом была сооружена шестиярусная колокольня в стиле "московского барокко". Высота ее 45 метров, соразмерна высоте центральной главы храма. И церковь, и колокольня - самые высокие в Ярославле. В 1929-1931 гг. храмы Предтеченского прихода были закрыты, а в январе 1933 г. церковь Иоанна Предтечи передали в ведение Ярославского музея. В 1936 г. завод "Победа рабочих" включил здание храма в свою территорию, используя его в качестве склада зерна и химических веществ. Благодаря вмешательству Главнауки варварское использование храма удалось приостановить. Теплая Вознесенская церковь снесена в начале 1950-х годов. Церковь Иоанна Предтечи ныне входит в состав Ярославского музея-заповедника. Сегодняшний облик ансамбля составляют основная церковь Иоанна Предтечи, колокольня и Святые ворота. Памятник полностью сохранил первоначальные формы, лишь центральная глава переделана в XVIII веке в стиле барокко. В убранстве храма поражает искусство резчиков по дереву. Высокий шестиярусный иконостас сооружался на протяжении нескольких лет. Особо почиталась храмовая икона Иоанна Предтечи, к ней прибегали, ища исцеления, страдающие головной болью. По числу стенописных сюжетов храм Иоанна Предтечи - первый в христианском мире. Некоторые наиболее значимые стенописные изображения получили в XVIII веке оформление в виде чеканных серебряных венцов.
Грандиозная по размерам, фантастическая по силуэту своих 15 глав - церковь Иоанна Предтечи ослепляет роскошью декоративного убранства и мастерством его выполнения. Обилие изразцов, кирпичный узор, роспись апсид и дверей придают ему исключительную нарядность. Стройная ярусная колокольня в стиле барокко и изящные Святые ворота прекрасно дополняют исключительную живописность силуэта храма. В 1950-г.г. были проведены уникальные работы по ликвидации крена колокольни, достигавшей в верхней отметке почти метра и грозившего обрушением здания. Храм Иоанна Предтечи был последним храмом "высокого ярославского стиля", памятник архитектуры и древнерусской живописи мирового значения.