Сайт разработан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
   
Главная страница    Карта сайта    

Республика Адыгея
Республика Алтай
Республика Башкортостан
Республика Бурятия
Республика Дагестан
Республика Ингушетия
Кабардино-Балкарская Республика
Республика Калмыкия
Карачаево-Черкесская Республика
Республика Карелия
Республика Коми
Республика Марий Эл
Республика Мордовия
Республика Саха (Якутия)
Республика Северная Осетия-Алания
Республика Татарстан
Республика Тыва (Тува)
Еврейская Автономная Область
Удмуртская Республика
Республика Хакасия
Чеченская Республика
Чувашская Республика
Алтайский край
Забайкальский край
Камчатский край
Краснодарский край
Красноярский край
Пермский край
Приморский край
Ставропольский край
Хабаровский край
Амурская область
Архангельская область
Астраханская область
Белгородская область
Брянская область
Владимирская область
Волгоградская область
Вологодская область
Воронежская область
Ивановская область
Иркутская область
Калининградская область
Калужская область
Кемеровская область
Кировская область
Костромская область
Курганская область
Курская область
Ленинградская область
Липецкая область
Магаданская область
Московская область
Мурманская область
Нижегородская область
Новгородская область
Новосибирская область
Омская область
Оренбургская область
Орловская область
Пензенская область
Псковская область
Ростовская область
Рязанская область
Самарская область
Саратовская область
Сахалинская область
Свердловская область
Смоленская область
Тамбовская область
Тверская область
Томская область
Тульская область
Тюменская область
Ульяновская область
Челябинская область
Ярославская область
Читинская область
Москва
Санкт-Петербург
Ненецкий автономный округ
Ханты-Мансийский автономный округ
Чукотский автономный округ
Ямало-Ненецкий автономный округ
Ярославская область  Достопримечательности     Регионы

город Ярославльгород Ярославльгород Ярославльгород Ярославльгород Ярославльгород Ярославльгород Ярославль


Ярославль

Ярославль — город древний и современный. На его внешнем облике отразилась судьба Российского государства. Ярославль сыграл значительную роль в деле собирания русских земель вокруг Москвы, оказывая помощь московским государям.
Ярославль – город со своими уникальными обычаями и мироощущением. Храмовый ансамбль в Коровниках XVII-XVIII в. когда-то украшал Коровницкую слободу, расположенную в устье реки Которосли. Здесь было развито производство кирпичных и изразцовых изделий для строительства церквей и домов Ярославля. Состоящий из двух храмов Коровницкий ансамбль создавался постепенно, несколькими поколениями зодчих и дошел до наших времен в виде зимней церкви Иоанна Златоуста и летней церкви Владимирской Божьей Матери с соединяющей их вдоль Волги оградой со Святыми воротами и высокой, стройной колокольней в глубине.Храм Иоанна Златоуста - наиболее древнее сооружение ансамбля. Он построен в середине XVII века на средства посадских людей. Во 2 половине XVII века восточный фасад храма получил богатое декоративное убранство с великолепным изразцовым наличником алтарного окна. Храм крупный, пятиглавый, с двумя шатровыми приделами и низкой одноэтажной галереей с трех сторон, на которую ведут высокие крыльца. Церковь строго симметрична, вся ее композиция устремлена вверх.
В 1669г создание теплого храма Владимирской Божьей Матери положило начало формированию ансамбля. Своими формами он близок к главному храму, но украшен скромнее. Композиционным центром всего ансамбля является "ярославская свеча"- высокая (37 м) многоярусная колокольня, стоящая по оси двух храмов. Возведение сооружения относится к 1680 гг. и признано одним из самых стройных в России. Святые ворота трехъярусные, с высоким арочным проездом, соединенные с храмами невысокой оградой, построены в конце XVII века в стиле нарышкинского барокко. Ограда стала заключительным, связующим звеном в общей архитектурной композиции. Когда - то на колокольне висели колокола, отлитые в Сибири на заводе Демидова. Сейчас их звон не слышен на Ярославской земле. По своей гармоничности и богатой силуэтом композиции ансамбль в Коровниках является шедевром не только русской, но и мировой архитектуры.
Церковь Благовещенья построена на средства прихожан во второй половине XVII- начале XVIII века в Рыбачьей слободе (Благовещенской) на месте сгоревшего деревянного храма. Постройка представляет собой тип холодного храма с двумя престолами. Ее ансамбль также включает теплую церковь святого Димитрия Угличского с престолами Вознесения Господня и св. Митрофана Воронежского и колокольни. Композиция сооружений предельно проста: одноэтажный, пятиглавый, бесстолпный храм с четырехскатным покрытием и глухими барабанами. Галереи, приделы и подклет отсутствуют. Храмовый ансамбль церкви Благовещения украшает панораму Волжской набережной. С запада к нему пристроена широкая закрытая паперть, над которой прежде возвышалась высокая ярусная колокольня. Стены храма, гладкие, без декора, прорезаны большими арочными нишами окон. Лаконизм в обработке фасадов восполняется прекрасными пропорциями этого сооружения.
Церковь Вознесенья не внушительных размеров, с мало выразительными фасадами: она неоднократно перестраивалась. В 1860-е гг. на средства ярославского купца А. И. Вахрамеева, по проекту архитектора А.М. Достоевского (брата знаменитого писателя) к храму были пристроены трапезная и трехъярусная колокольня в стиле классицизма.
Церковь Рождества Христова сооружена в 1636- 1644гг. на месте деревянного храма. Ансамбль, состоящий из холодного храма с приделами и отдельно стоящей колокольни, создавался постепенно. Заказчиками были прихожане, "гости государевой сотни", видные участники земского ополчения Минина и Пожарского 1612г. Первоначально здание храма было четырехстолпным, пятиглавым с позакомарным покрытием на подклете.Церковь Рождества Христова интересна как первый храм в Ярославле, где в декор стен главного барабана были введены изразцы. Главы были покрыты изразцовой черепицей. В настоящий момент к юго-западному углу церкви пристроен главный Казанский придел в виде четырехугольной башни с маленькой галерейкой. Он завершается ажурным крестом, являющимся одним из лучших образцов искусства ярославских кузнецов и медников. Казанский придел соединялся переходом с колокольней, возведенной в середине XVII века. Колокольня - уникальный памятник, не имеющий аналогов в русской архитектуре. В одном здании соединены Святые ворота, надвратная церковь и венчающая ее колокольня, имевшая ранее часы. Высота колокольни - 38,34 м. Ансамбль Рождества Христова по композиции и декору - новый этап в развитии ярославского зодчества.
Ильинско-Тихоновская церковь 1825-1831 гг. расположена в северо-восточном углу кремля на высоком волжском берегу. Ныне существующий каменный храм построен в стиле классицизма в первой половине XIX века. По преданию, на этом месте в начале XI века по указу князя Ярослава Мудрого был срублен первый храм Ярославля. В XVII веке деревянный храм был заменен каменным. Храм двухэтажный. В нижнем этаже расположена теплая церковь с тремя престолами. Главный - в честь ярославской иконы Божьей матери. В средней части два придела: во имя Михаила Архангела и во имя Тихона Амафундского. В верхнем этаже - холодная церковь во имя пророка Ильи. Храм завершается куполом. Величественные многоколонные портики на всех четырех фасадах здания, эффектная многоступенчатая наружная лестница во второй этаж, четкий план здания напоминают о лучших традициях русской архитектуры первой четверти XIX века.
Спасский монастырь
С XIII в. в связи с образованием нового княжества Спасский монастырь XII в. являлся усыпальницей династии ярославских князей. Древнейшее здание в монастыре и во всем Ярославле - Спасо-Преображенский собор. Северная паперть собора была в свое время монастырским книгохранилищем. Здесь в конце XVIII в. обнаружена знаменитая рукопись "Слово о полку Игореве". Облик храма строг и изящен. В архитектурном оформлении фасадов сочетаются два стиля: древнерусские формы с элементами западноевропейской ордерной системы. Формы барабанов схожи с главами владимирских и новгородских храмов ХИ-ХШ вв. Они выполнены с узкими окнами и шлемовидными куполами. Особого внимания в интерьере Спасского собора заслуживают фрески, написанные московскими мастерами в 1563-1564 гг. Росписи этого времени очень редки. На западной стене размещены сюжеты Страшного суда, где фреску "Шествие праведных в рай" отличает легкий рисунок округлых лиц. Роспись южной и северной стен состоит из трех ярусов. В верхних расположены библейские и евангельские сюжеты, в нижнем ярусе - семь Вселенских соборов. Одна из самых значительных композиций храма - "Преображение" - расположена на восточной стене. В уникальном иконостасе собора сохранились тринадцать икон деисусного ряда XVI в. (ныне находятся в музее). Над постройками монастыря доминирует звонница - крупное монументальное сооружение XVI в. Ее облик складывался на протяжении нескольких столетий. В нижнем ярусе была церковь, где сохранились фрагменты росписей, а к северной стене примыкала галерея, соединявшая звонницу с собором и церковью Входа в Иерусалим. Она была пристроена в 1617-1619 гг. к собору и частично сохранилась до наших времен.
Николо-Сковородский мужской монастырь
Согласно преданию, название монастыря произошло от чугунного била (сковороды), которым созывали монахов на службу, и от глинистой почвы, на которой стояла обитель. Храм был приписным к Спасскому монастырю, чьи владения располагались рядом: сельцо Меленки и Доилова слобода, чуть подальше на запад деревня Творогово. Через ручей напротив возникает Толчковская слобода кожевников, росту и развитию которой способствовало расположение Ярославля на перекрестке торговых путей. Монастырь был разорен поляками в 1609 г. В 1650-х годах в обители жил блаженный юродивый Илья, предрекший большой пожар, от которого выгорел весь город. Обитель окончательно упразднили в 1660-х годах и на его месте поставили посадский деревянный храм Николая чудотворца. Каменные храмы построены во 2 пол. XVIIв. Холодный - Николы на Меленках с приделом св. Прокопия Устюжского построен купцом Дурандиным в 1672 г.В 1683 г. была построена теплая каменная одноглавая церковь Успения Божией Матери. В 1885 г. в ней был устроен придел во имя иконы Богоматери "Всех скорбящих радость. С начала XVII века в Николо-Мельницкой церкви велся Синодик, в котором, наряду с именами для поминовения, на протяжении трех столетий записывались важные события в жизни прихода, города, страны. Этот источник, опубликованный отцом Димитрием Предтеченским в 1908 г., представляет редкую для Ярославля возможность год за годом восстановить те события, которые прихожане считали примечательными. В начале XX в. ансамбль дополнил новый храм в честь Иоанна Спостника, Архангела Гавриила и Андрея Критского, пристроенный к восточной стороне ограды. По названию прихода площадь перед церковью стала Николомельницкой. Храм впечатляет мощными главами на высоких барабанах.
В советское время церковь Николы в Меленках была закрыта, в 1939 - снесена колокольня XVII века, теплый храм Успения Богоматери в 1940-х годах перестроен. В церкви Андрея Критского в настоящее время находится Городской дом физкультуры. В настоящее время возобновлены богослужения в холодной церкви.
Храмовый ансамбль церкви Иоанна Предтечи в Толчкове знаменует собой вершину ярославской школы культового зодчества XVII века. Церковь Иоанна Предтечи расположена на территории вокруг Купального ручья. В языческие времена служила местом купальных обрядов, празднеств и игрищ. В процессе распространения христианства древний языческий праздник летнего солнцеворота,сливаясь с образом святого Иоанна Предтечи КрестителяГосподня, стал называться на Руси Иваном Купалой. Название, видимо, связано с обычаем купания на рассвете этого дня. По преданию, на месте церкви Иоанна Предтечи стоял женский Воскресенский монастырь, который был разорен поляками в 1609г.
В Ярославле ко второй половине XVII века сложился характерный облик величественного летнего приходского храма. Храмы, возведенные на средства богатых ярославских купцов, являлись гордостью прихожан. Освящение вновь построенного храма состоялось в 1687 г. На рубеже XVII-XVIII веков рядом с храмом была сооружена шестиярусная колокольня в стиле "московского барокко". Высота ее 45 метров, соразмерна высоте центральной главы храма. И церковь, и колокольня - самые высокие в Ярославле. В 1929-1931 гг. храмы Предтеченского прихода были закрыты, а в январе 1933 г. церковь Иоанна Предтечи передали в ведение Ярославского музея. В 1936 г. завод "Победа рабочих" включил здание храма в свою территорию, используя его в качестве склада зерна и химических веществ. Благодаря вмешательству Главнауки варварское использование храма удалось приостановить. Теплая Вознесенская церковь снесена в начале 1950-х годов. Церковь Иоанна Предтечи ныне входит в состав Ярославского музея-заповедника. Сегодняшний облик ансамбля составляют основная церковь Иоанна Предтечи, колокольня и Святые ворота. Памятник полностью сохранил первоначальные формы, лишь центральная глава переделана в XVIII веке в стиле барокко. В убранстве храма поражает искусство резчиков по дереву. Высокий шестиярусный иконостас сооружался на протяжении нескольких лет. Особо почиталась храмовая икона Иоанна Предтечи, к ней прибегали, ища исцеления, страдающие головной болью. По числу стенописных сюжетов храм Иоанна Предтечи - первый в христианском мире. Некоторые наиболее значимые стенописные изображения получили в XVIII веке оформление в виде чеканных серебряных венцов.
Грандиозная по размерам, фантастическая по силуэту своих 15 глав - церковь Иоанна Предтечи ослепляет роскошью декоративного убранства и мастерством его выполнения. Обилие изразцов, кирпичный узор, роспись апсид и дверей придают ему исключительную нарядность. Стройная ярусная колокольня в стиле барокко и изящные Святые ворота прекрасно дополняют исключительную живописность силуэта храма. В 1950-г.г. были проведены уникальные работы по ликвидации крена колокольни, достигавшей в верхней отметке почти метра и грозившего обрушением здания. Храм Иоанна Предтечи был последним храмом "высокого ярославского стиля", памятник архитектуры и древнерусской живописи мирового значения.


О проекте     Попечительский совет     Партнёры     Новости     Гостевая книга     Каталог     Контакты

 
Все права защищены и принадлежат проекту «Большое Золотое Кольцо России».
Разработка сайта: