Сайт разработан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
   
Главная страница    Карта сайта    

Республика Адыгея
Республика Алтай
Республика Башкортостан
Республика Бурятия
Республика Дагестан
Республика Ингушетия
Кабардино-Балкарская Республика
Республика Калмыкия
Карачаево-Черкесская Республика
Республика Карелия
Республика Коми
Республика Марий Эл
Республика Мордовия
Республика Саха (Якутия)
Республика Северная Осетия-Алания
Республика Татарстан
Республика Тыва (Тува)
Еврейская Автономная Область
Удмуртская Республика
Республика Хакасия
Чеченская Республика
Чувашская Республика
Алтайский край
Забайкальский край
Камчатский край
Краснодарский край
Красноярский край
Пермский край
Приморский край
Ставропольский край
Хабаровский край
Амурская область
Архангельская область
Астраханская область
Белгородская область
Брянская область
Владимирская область
Волгоградская область
Вологодская область
Воронежская область
Ивановская область
Иркутская область
Калининградская область
Калужская область
Кемеровская область
Кировская область
Костромская область
Курганская область
Курская область
Ленинградская область
Липецкая область
Магаданская область
Московская область
Мурманская область
Нижегородская область
Новгородская область
Новосибирская область
Омская область
Оренбургская область
Орловская область
Пензенская область
Псковская область
Ростовская область
Рязанская область
Самарская область
Саратовская область
Сахалинская область
Свердловская область
Смоленская область
Тамбовская область
Тверская область
Томская область
Тульская область
Тюменская область
Ульяновская область
Челябинская область
Ярославская область
Читинская область
Москва
Санкт-Петербург
Ненецкий автономный округ
Ханты-Мансийский автономный округ
Чукотский автономный округ
Ямало-Ненецкий автономный округ
Архангельская область  Достопримечательности     Регионы

Каргопольская глиняная игрушкаКаргопольская глиняная игрушкаКаргопольская глиняная игрушкаКаргопольская глиняная игрушкаКаргопольская глиняная игрушкаКаргопольская глиняная игрушкаКаргопольская глиняная игрушка


Каргопольская глиняная игрушка

Чем славен старинный город Каргополь, что расположился у истока северной реки Онеги? Нанесенный на карты России в 1497 году каргопольские земли простирались до самого Белого моря, славились богатой торговлей и самобытной культурой, по красоте природы он спорил с десятком самых знатных городов России.
Но экономические преобразования XVIII-XIX веков обошли стороной Русский Север. Каргополь оказался в стороне от больших торговых путей, стал типичным провинциальным замкнутым городком, в котором с трудом приживались нововведения и чтились традиции предков. Язычество укоренилось в народной культуре и проявлялось в промыслах крестьян. Своеобразным символом города стала и каргопольская глиняная игрушка. Между тем гончарный промысел, известный ныне не только в России, но и за рубежом, сложился здесь поздно, лишь во второй половине прошлого века, и был порождением крестьянского бытия.
В то время мастера из окрестных деревень Печникова, Гринева, Токарева в свободное от полевых работ время крутили всякую посуду: горшки с кровлей, кринки и миски-латки, рукомои и роговики для топленого масла. Гончары работали в небольших избах - "зимниках", где и жили. Крутили-приговаривали: «Не боги обжигают горшки, а мужики». Но работали не только мужики крестьянские, работали и бабы и дети 8-9 лет, которые добывали и готовили глину к работе. Сначала глину просушивали в печи, затем ее толкли, заливали кипятком и выдерживали около двух дней, мешая лопаткой.
После этого ее мяли на полу голыми ногами, выбирая попавшиеся камешки и прочий сор, пока глина не становилась тягучей. Тогда глину резали на полосы и с помощью ручного гончарного круга лепили горшки и другую посуду. Меж тем не просто ремесленники были эти мастера, толк и в красоте понимали.
Просушат посудины дня два в избе, обожгут на живом огне в горне, реже в русской печи - партии на продажу делали немалые, до тысячи горшков - а после обварят в горячей болтушке - «солодяге» - растворе овсяной или гороховой муки, чтобы красно-коричневый черепок черными пятнышками-колечками покрылся, или сделают зеленую свинцовую поливу. А коли останется приготовленная глина от горшков и мисок, так лепят из нее игрушки - фигурки баб, домашних и лесных животных, петушков, уточек, свистульки и гримелки разные. Уложат потом посуду в солому на сани-розвальни или на телегу, так и везут на ярмарку в город. По пути и в деревнях хозяйки прознают про товар, выменяют кринку на меру жита или пшеницы. Сколько в посудину войдет, такова и цена.
Гончарный ряд на каргопольской ярмарке располагался посреди площади, под самой соборной колокольней. Его можно было узнать без ошибки по переливчатому свисту незатейливых глиняных утушек, что служили мастерам и как превосходная реклама. Какой ребенок не притянет к прилавку родителя: «Купи, тятя, коня!» А заодно с копеечной «бобкой», глядишь, и новая крутобокая квашня в дом просится. Игрушку, конечно, наказывали беречь, да только редко она доживала в целости до следующей ярмарки.
Впрочем, ребенок может играть даже с поленом, замотанным в тряпочку, и с конем без ноги. Быстро стирались и самодельные краски: мел, сажа, синька, а то и скобленая ржавчина. Поэтому красили лишь ее «фасад», наводили простой узор: точки, черточки, кресты, круги с крестом внутри, либо вписанные один в другой концентрические окружности с синей точкой в центре. По подолу платьев, забеленных известкой, глиняных каргопольских "баб" изображают круги, символизирующие солнце, или геометрические узоры, напоминающие полосы вспаханной нивы. Эта древняя символика, связанная с культом плодородия. Потомственный гончар Дмитрий Васильевич Шевелёв, девяноста двух лет, говорит: « До нас так красили, и мы так красим, а почему - кто знает?..» Современные мастера используют при росписи темперу или гуашь на клею, но орнамент остается прежним, как подсказывает традиция.
Орнамент действительно постой, стилизованный, напоминающий северную вышивку. В цветовой гамме глиняной игрушки Каргополя преобладают белый, зеленый, голубой, красный, черные цвета. Белый цвет в древности понимался как "сияющий белизной" и сравнивался со светом, но не отраженным, а излучаемым изнутри. А потому забеленные юбки "бобок", символизирующие землю, плодородие, воспринимались как светоносные, лучезарные. Красный, "жаркий" цвет символизировал не только солнце, но и небесный огонь: солнце есть круг, наполненный огнем, пристрастие к сочетанию блеклого охристо-желтого и серого тонов, иногда он применяет розовый и совсем редко зеленый. Когда мастер считает нужным выделить какую-нибудь скульптурную деталь, он сознательно дает особенно блеклую окраску. Обычны краски в тройном соседстве - черная, красная, серебря-ная. В сочетании черной и белой, а также с малиновой получилась новая гамма - яркая, радостная. Как правило, рубашки у мужчин и кофты у женщин - зе-леные, а брюки и юбки черные, иногда юбки красные - эта традиция была создана Ульяной Бабкиной, легендарным мастером глиняной игрушки.
По игрушке бывает видно, кто ее делал: мужчина или женщина. Мужчине чаще удается форма, женщине - цвет, поэтому бывало, что работали всей семьей. Также по характеру поверхности и размеру фигурки, которая создается «по руке», можно сказать, лепил ее взрослый, старик либо ребенок. На ладони мастера помещается целый мир реалий бытия и доброй сказки. В нем сливаются природное начало с его стихийностью и порядок, утвержденный человеком. В этом мире есть изба с чадами и домочадцами, двор со скотинкой, а также дорога, что ведет через леса, наполненные зверьем и птицей, в уездный город и в дальние края.
В круге сюжетов каргопольской игрушки отражены три темы: образы животных, людей и сказочные персонажи, полулюди, полуживотные: сирины, русалки, домовые, полканы. Интересно, что они появляются только в середине нашего века благодаря фантазии отдельных мастеров и советам искусствоведов. Ведь раньше о волшебных существах не было принято говорить вслух, называть их по имени, а тем более облекать их в видимую форму, предназначенную для детской игры, дабы не накликать беду. И опять-таки сюжетное богатство развивалось в соответствии с каргопольскими особенностями: не только ирония к «господам», не только праздничность, как у дымковских мастериц, а и темы, взятые из трудовой крестьянской жизни. Тут и «вершники» на лоша-ди, и охотник с собакой, стреляющий в глухаря на дереве, и кузнец с молотом у наковальни. Но и «праздничные» темы, как часть тем общежитейских, тоже не оставлены без внимания. Самая любимая - «кадриль» - танцующие пары. Есть также бражники в лодке, гармонисты в лодке и в кресле.
Эти сюжеты традиционны для севера России. В них есть кое-что общее со старыми «дымками», «вятками»; много «барынь», у которхых юбка колом, и много животных, столь привлекательных для дымковских мастериц.
Однако бросается в глаза сходство и с подмосковными богородскими деревянными игрушками и особенно с излюбленными для богородцев очеловеченными медведями. Отчетливы и различия. Несомненно, своеобразие каргопольских глиняных фигурок и в подходе к теме и особенно в раскраске и орнаменте. Возьмем, например, барынь. У «дымок» барыня либо с зонтиком, либо с собакой. Если женская фигура дана с ребенком, то это уже не барыня, а «кормилка» она несет не свое, а «господское дите».
Разнообразны и порой необычны Каргопольские «барыни». У одной важной дамы в широкополой шляпе и горжетке на руках птица, сложенная крендельком. У другой - шляпа, украшенная птицей, это - целое гнездо с четырьмя рогами или хвостами. Третья барыня в смешной шляпе, похожей на цилиндр, держит на руках не только птицу, но и собаку. Есть барыня с ребенком, с корзинкой, с медвежонком. Завершает этот необычный парад барынь женская фигура с вазой. Женщина, мать - важнейшая обрядовая тема игрушки, базирующаяся на образах животворящих сил "матери сырой земли" и солнца. "Бобки" - женские фигурки, один из самых древних и любимых образов у мастеров Каргаполья. Откуда же возникает у простых северных баб такие раскошные широкополые шляпы? Мастерица Дружинина говорила: "Если лепят их с птицами- "тетерками", то "накладывают" на голову только широкую шляпу, которую расписывают, словно солнце: верх покрасят оранжево-красным, а на полях наведут полоски - лучи". Женское изображение с головой, увенчанной "солнцем", встречается и в местной "досельной" вышивке, и в ткачестве, сохранивших древние славянские образы. Называли его Пятницей. По народным поверьям, от Пятницы зависели обильные роды земли, она покровительствовала женскому рукоделию и супружеству. Описывали ее как худощавую, высокого роста женщину с лучезарным венцом на голове. Деревенские девушки, в традиционных обрядах, обращались к Пятнице с мольбами о женихе. С детства воспитывали уважение к "матери сырой земли", в образе этой незатейливой игрушки. Каргапольская женщина в "досельном" наряде словно являла собой образ мира.
Символична была каждая деталь, а потому пластика отмечает лишь самое главное. Руки у баб выполнены схематично и составляют с ним одно целое. Кисти рук не детально проработаны и даже не подчеркнуты орнаментально, их украшают лишь несколько поперечных мазков, и часто окрашены в зеленым или буро-красным цветом. Лицо редко прорабатывается, чаще является условным отображением физиономии человека. Часто обнажена грудь, или сквозь одежду намечены ярко-красные соски. На шее у баб нарисованы "цепи" или мониста с подвесками подобие лучей. В убранстве юбки подчеркнут передник, плотно забитый орнаментом.
Одеты игрушки как правило в нарядные народные костюмы. Сарафаны на крестьянках пышные. В руках женщины держат детей, блюда я яствами или птиц. "Тетерка" - это жертвенная птица, образец земного огня и небесного солнца. Птицы всегда считались в народе предвестницами тепла и весны. Своим громким щебетом они "прогоняли" с земли силы тьмы, несли свет, радость и счастье. И именно поэтому большинство глиняных русских игрушек, в свое время тесно связанные с весенними обрядами, воспроизводило изображения птиц и делалось со свистком- "голосом".


О проекте     Попечительский совет     Партнёры     Новости     Гостевая книга     Каталог     Контакты

 
Все права защищены и принадлежат проекту «Большое Золотое Кольцо России».
Разработка сайта: