Сайт разработан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям |
Главная страница Карта сайта | ||||||||
| |||||||||
|
|
Резьба и роспись по деревуХудожественной обработке дерева принадлежит исключительное место в истории русского крестьянского творчества. В северном лесном краю всегда активно развивалось искусство резьбы и росписи по дереву. Любовь к узорочью ярко отразилась в фольклоре архангельского края. Декоративное искусство было той областью, где русский народ сумел создать совершенные по красоте произведения. Много внимания уделялось украшению жилища. Резные доски - подзоры, причелины, обрешетины, оконные наличники и убранства крылец - украшали русскую избу. Не меньшее внимание уделял народный художник украшению посуды, домашней и хозяйственной утвари, орудий труда. Для наиболее старых вещей, дошедших до нас от конца XVII и первой половины XVIII века, характерны выразительность и монументальность форм, сила орнамента. Из пород дерева мастера использовали березу, сосну, ель, лиственницу, тополь, наросты на стволах деревьев - "кап". Обрабатывали как древесину, так и луб, кору молодой березы - бересту. Для росписи применяли природные краски, олифу в качестве лака. В раскраске изделий преобладали звучные локальные цвета, среди которых любимым был алый, дополненный зеленым, желтым, сдержанно-коричневым и редко синим; этот цвет почти не встречается на старых крестьянских вещах Архангельского Севера. Основой крестьянского искусства было ремесло. На Русском Севере сохранялось наибольшее количество первоначальных деревенских промыслов. Именно здесь еще в конце прошлого XIX века сохранялись самые архаические формы крестьянского искусства, соответствовавшие архаическому жизненному укладу (сошное земледелие, курные черные избы, освещаемые лучиной; одежда, изготовленная из домотканого полотна). Декоративная изобразительная пластика изделий народного искусства из дерева вбирает в себя широкий диапазон решений от символов и знаков до мотивов и сюжетов. Так в росписи наряду с растительными узорами размещались сказочные звери и птицы, изображения людей, сценки из жизни. Немаловажное значение имела роспись фасадов и интерьеров крестьянских построек. Самые ранние росписи жилых домов на территории Архангельской области датируются 1840-ми годами; хотя сам факт расписных строений упоминается в исторических источниках уже в XVII столетии. Росписью украшали фронтоны фасадов, подшивку свесов кровли и нижней части балконов, ставни и наличники. В интерьере, как правило, украшали перегородки, стенки, ограждающие печь - "опечье", подвижную мебель, шкафы, реже - двери и стены. Крестьянские мастера расписывали предметы обихода: прялки и короба, дуги, сани, различную мебель, даже кладбищенские кресты. В художественном отношении такие росписи представляют самостоятельные и вполне законченные произведения. Сохранились шедевры средневековой орнаментальной резьбы по дереву, сплошь покрытые рельефной и плоской резьбой. С середины XIX века начался упадок народного искусства. В крестьянский быт проникают безвкусные рыночные вещи. Старинное крестьянское искусство вымирало, сохраняясь лишь в далеких уголках Севера. На территории Архангельской и соседней Вологодской областей можно выделить несколько историко-культурных территорий, где были распространены и до сих пор сохранились различные типы народной росписи. Это западные районы Архангельской и Вологодской областей (Поонежье и Каргополье); Поважье (территория вдоль реки Ваги); территории вдоль рек Северной Двины (красноборские и верхнетоемские типы росписей), Пинеги и Мезени. |
О проекте
Попечительский совет
Партнёры
Новости
Гостевая книга
Каталог
Контакты
Все права защищены и принадлежат проекту «Большое Золотое Кольцо России».
|
Разработка сайта:
|