Музей деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы»
Особенность музея в том, что он был первым в России музеем под открытым небом, формирование которого велось на основе предварительных архитектурно-историко-этнографических исследований, научно обосновавших отбор памятников и их размещение.
Основная задача музей - сохранить для потомков неповторимые творения народной архитектуры, показать жизнь и быт русской северной деревни прошлого.
Расположен в 25 км. от Архангельска, на живописном берегу Северной Двины около деревни Малые Карелы, открыт для посетителей с 1973 г.
На территории в 140 га разместились более 100 культовых, жилых и хозяйственных построек XVII-XX вв. Вознеслись к небу купола древних рубленых храмов и колоколен, разметали крылья ветряные мельницы, гордо выгнули шеи кони над тесовыми крышами жилых и хозяйственных построек - живая повесть о быте и ремеслах северян.
Экспозиция построена по принципу секторов, представляющих собой модели наиболее характерных для Русского Севера поселений с характерной для них планировкой и полным набором жилых и хозяйственных построек. Каждый сектор решается как фрагмент деревни, где важны не только отдельные сооружения, но и их взаимное соотношение друг с другом. Концепцией музея планируется создание шести секторов, каждый из которых должен отразить определенный тип крестьянских поселений, характерных для бассейнов самых крупных рек Архангельской области: в Каргопольско-Онежском секторе, с которого начинается знакомство с музеем, воспроизведена планировка поселения, когда усадьбы расположены вокруг площади, где стоят Вознесенская церковь 1669 г. и колокольня из села Кушерека. Центром любой усадьбы является дом. Суров климат на Севере и потому под одной крышей объединены жилые и хозяйственные помещения, а избы поставлены на высокий подклет.
Мезенский сектор представляет архитектуру северо-востока области. Селения здесь располагались по высоким обрывистым берегам реки. Чтобы укрепить их, рубили подпорные стенки, на них делали деревянный настил. На эти своеобразные набережные ставили амбары, ледники, а ближе к воде - бани. Наиболее часто на Мезени встречались дома-шестистенки. Главное украшение дома - крыльцо на витых и резных столбах с ажурной декоративной отделкой, перекликающейся с резьбой наличников и причелин.
В Пинежском секторе отражена архитектура бассейна Пинеги, самого крупного притока Двины. Здесь избы поставлены лицом к солнцу, в «порядок». Перед домами или чуть в стороне - амбарный городок на высоких столбиках-стойках, по которым не могли бы забраться грызуны, и бани.
Между Мезенским и Пинежским секторами - деревушка из небольших изб, амбарчиков и колодца-журавля. Это - сезонное поселение Хорнемское с верховьев реки Пинеги. Жили в нем летом, в период сенокоса или во время рубки леса.