Буй
Город Буй расположен при впадении реки Вексы в реку Кострому, в 103 км к северо-востоку от Костромы. Жители Буя — буевляне.
Первые поселения на современной территории города были еще до нашей эры (археологами найдены следы стоянок первобытного человека, курганы). Годом основания Буя считается 1536, когда на слиянии рек Костромы и Вексы по указанию Елены Глинской был выстроен крепостной вал со рвом и заложена деревянная крепость ("Буй-городок на Кореге", разобрана в конце XVIII века за ненадобностью). В течение 20 лет она отражала набеги кочевников, в первую очередь казанских татар. После взятия Казани Иваном Грозным набеги естественным образом прекратились, и крепость после этого служила местом ссылки. В 1613 году в Смутное время Буй разоряют поляки. С 1719 года Буй официально числится как пригород Костромы, с 1764 как заштатный город Костромской губернии, а в 1778 году Буй становится уездным городом и насчитывает 70 домов со 160-ю жителями. В 1779 году город получает свой герб со стилизованным изображением буя. В 1796 году он зачем-то был выведен за штат (то есть перестал быть уездным), но через шесть лет статус уездного города вернули. К середине XIX века население города возрастает до 2132 человек, домов насчитывается 290. Построены уездное и приходское училища. Местные жители занимаются различными ремеслами, многие уходят на заработки в Санкт-Петербург и Москву. Первое промышленное предприятие — винокуренный завод Кудрявцева, производящий водку — в Буе появляется только в 1880 году. Существенный толчок к развитию города дало строительство железной дороги Вологда-Вятка в начале XX века. Строительство шло с 1903 по 1905 год, железнодорожное сообщение между Вологдой и Вяткой было открыто 24 ноября 1906 года. В это время активно ведется заготовка и переработка леса, строятся химический, кирпичные, маслобойные заводы. В городе открываются магазины и лавки, трактиры, чайные. В 1910 году в Буе в специально построенном для этого здании открывается дворянское собрание. В этом же здании создается библиотека, кружки, клубы, проводятся балы и концерты. К 1917 году в городе проживает 7000 человек. После революции строятся новые промышленные предприятия, электростанция, учреждения образования и культуры, появляются новые кварталы. Население к 1939 году увеличивается до 20 тысяч человек. В годы войны в городе формировались эшелоны на фронт. В 1968 году со станции Буй отправился первый электровоз. Во второй половине XX века наблюдается стабильный рост числа жителей, к 1992 году их было 30 тысяч, после чего начался спад рождаемости и убыль населения. В настоящее время в городе работает несколько заводов и фабрик. 6 августа отмечается День города.
Буй производит впечатление очень ухоженного города, большинство зданий недавно отремонтированы и покрашены довольно яркими красками. Типовые пятиэтажки на улицах города соседствуют с бревенчатыми избами, кое-где попадаются купеческие дома XIX века. Наиболее живописное место — старое городище на стрелке рек Костромы и Вексы. Там, на месте старой крепости, воссоздана часть деревянного частокола со сторожевыми вышками, а чуть поодаль находится ротонда, из которой открывается вид на речные просторы. Недалеко от железнодорожного вокзала, рядом с депо, установлен паровоз-памятник.
Храмы Буя
Рядом с железнодорожным вокзалом находится церковь Николая Чудотворца (Свято-Никольская), возвращенная верующим в 2000 году. Храм был построен в 1913 году, закрыт в 1928—29 годах, и до 1993 года служил одним из вокзальных помещений. С 1993 года велось его восстановление, в 2001 году в нем начали проводиться службы. Это один из всего нескольких храмов России, выходящих непосредственно на перрон железнодорожной станции. Такие храмы строились для того, чтобы пассажиры, выходя из поезда, могли бы тут же попасть в церковь.
Недалеко от площади Революции находится восстановленная в 2000 году часовня Параскевы Пятницы. Чуть дальше расположен Благовещенский собор (Благовещения Пресвятой Богородицы, 1810 год), при советской власти бывший хлебозаводом. Собор сейчас восстанавливается.
Перейдя по мосту через реку Кострому, можно осмотреть хорошо сохранившуюся Воскресенскую церковь (Воскресения Христова, 1838 год).
Буйский краеведческий музей имени Тамары Васильевны Ольховик.
Здания музея являются памятниками архитектуры начала XX века, одно из них — дом Милославских (1902). Действующие экспозиции: Основание и развитие города Буй, Строительство железнодорожной ветки Вятка - Буй - Вологда, Животный мир края (представлен хорошо выполненными чучелами животных и птиц), Буй в годы Великой Отечественной войны. В музее можно приобрести краеведческую литературу, сборники стихов местных поэтов, открытки. Музей носит имя многолетнего директора, почетного гражданина города Тамары Васильевны Ольховик.
Окрестности Буя
Борок — село в 15 км к югу от города, раньше называлось Железный Борок. Село интересно восстанавливающимся Свято-Предтеченским Иаково-Железноборовским монастырем. Раньше на этом месте добывали железную руду, отсюда название села. Монастырь был основан около 1390 года преподобным Иаковом, которому на этом месте было видение. Иаков стал первым настоятелем монастыря и оставался им до своей смерти в 1442 году. Монастырь долгое время пользовался покровительством царских особ. В частности, Василий Темный устроил тут штаб-квартиру во время похода на Галич против Дмитрия Шемяки. В монастыре жил и, предположительно, был пострижен в монахи Григорий Отрепьев, будущий Лжедмитрий, что, впрочем, никак не сказалось на финансовом благополучии монастыря. Монастырь имел несколько подворий, свои промыслы. В 1686 году монастырь был передан в подчинение московскому Донскому монастырю, а в 1701 году ему вернули самостоятельность. В 1743 году начато строительство каменных храмов: одноэтажных пятиглавых церкви Рождества Пресвятой Богородицы (освящена в 1757 году) и церкви Рождества Иоанна Предтечи (освящена в 1761 году) с колокольней. В 1764 году монастырь был переведен в разряд заштатных и вскоре обеднел так, что не мог содержать больше шести человек. Только в начале XIX века нашлись средства на новое каменное строительство: строятся каменная ограда (1811) и кельи. Монастырь был закрыт в 1927 году, восстановление началось в 1994 году. В 1995 году монастырь внесен в список памятников истории и архитектуры федерального значения. Сейчас там живет 7 человек братии, восстанавливается уникальное кузнечное ремесло. В самом селе Борок сохранилась также церковь Рождества Христова (1824).