Кострома
Первое упоминание об этом городе относится к 1152 году. Именно в это время на берегах реки Сулы появляется крепость Кострома, заложенная Юрием Долгоруким. Кстати, ученые считают, что слово "кострома" произошло от "костр", что означает "любое укрепленное место, крепость". По другой версии, название города – это древнее языческое славянское слово, которое означает праздник, проводимый летом во время ритуальных игр в честь бога солнца Ярилы.
В Костроме нужно побывать хотя бы для того, чтобы почувствовать дух старины, прикоснуться к ней, испытать ощущение восторженного умиротворения от пребывания в древнем городе.
Город располагает к неспешным прогулкам по его улицам.
Одним из главных исторических памятников Костромы является Ипатьевский монастырь. Он расположился на месте впадения реки Костромы в Волгу. Существует несколько гипотез относительно его происхождения: согласно первой, основанной на церковной легенде, храм появился в 1275 году. Заложил его князь Василий Квашня во время нашествия на Москву татаро-монгол. Другая легенда рассказывает, что его основателем стал татарский князь-мурза Чет. Согласно этому факту, монастырь появился не в 1275 году, а в 1330-х годах. Легенда гласит, что Чет, направляясь в Москву к князю Ивану Калите, внезапно заболел, в итоге был вынужден сделать привал в том месте, где сейчас находится монастырь. Во время разбушевавшегося недуга Чету привиделись апостол Филипп, священномученик Ипатий Гангрский и Богородица. Это событие и стало решающим: Чет принял христианскую веру, став Захарием, и построил храм Св. Троицы с приделами Филиппа и Ипатия. Кстати, именно от Чета начинается родословная бояр Годуновых, они приняли непосредственное участие в дальнейшей судьбе монастыря, где покоился их предок: под их покровительством в храме построили мастерскую по изготовлению книг. Здесь же по настоянию Годуновых делали священнические облачения, культовые предметы, усыпанные драгоценными камнями, писали иконы. Все это вошло в экспозицию современного монастыря. Кроме того, Годуновыми была собрана великолепная библиотека, именуемая Ипатьевкой летописью, являющаяся одним из основных источников, в которых хранятся сведения о Древней Руси.
В 1610-м году монастырь был вписан в историю России благодаря одному событию. В этот год по Руси прошлась польско-литовская интервенция. Михаил Федорович Романов нашел пристанище в стенах монастыря вместе со своей матерью, монахиней Марфой. В 1613 году сюда пришли московские посланники и предложили Михаилу стать царем "всея Руси". В итоге в Троицком соборе храма был отслужен первый благодарственный молебен за спасение России от смуты и за благословение нового царствующего дома. После этого события монастырь стал священной обителью для династии Романовых, здесь же многие годы хранилась икона Федоровской Божией Матери, покровительницы нового царского рода.
История двух династий Годуновых и Романовых оставила неизгладимый след в архитектуре монастыря. Два рода как бы "поделили" храм на две части: Старый город, отстроенный на средства Годуновых в 1586-1590 годах, и Новый - вклад Романовых. Его пристроили к Старому городу в 1642-1643 годах по указу Михаила Федоровича.
Сейчас на территории монастыря сохранились разве что храмы да жилые помещения. Однако в прежние времена его ансамбль состоял из мастерских, деревянных бань, колодцев, даже имелся небольшой кирпичный завод.
Основная достопримечательность Старого города - Троицкий собор. Он использовался как летний храм, где проходили праздничные богослужения. Обычные же службы проводились в церкви Рождества Богородицы, которая, к сожалению, не сохранилась до наших дней. Довольно необычное изображение Страшного суда, находящееся над главным западным входом собора, всегда привлекает внимание посетителей. На нем нарисована уникальная сцена совращения монахов, что, в принципе, не соответствует церковным канонам: бесы приводят церковнослужителям развратных женщин и приносят вино. Это изображение, а также другие, расположенные на западной стене, на портале, простенках и столбах храма, принадлежат кисти Гурия Никитина и его артели и считаются вершиной мастерства иконописца и одним из лучших памятников 17-го века.
Другая занимательная достопримечательность собора - иконостас, выполненный в конце 18-го века. Пройти к нему можно через три входа, украшенные железными дверями, которые расписаны золотом по черному. На этих изображениях можно узнать сцену Благовещения, сивилл и пророков. Есть в соборе и царское место. Оно находится под сенью четырех столбов. А в подклете расположены "гробовые палаты", являющиеся усыпальницей для рода Годуновых. Здесь похоронены родители Бориса.
Почти все сооружения монастыря дошли до нас перестроенными. Троицкий собор развалился в 1649 году в результате того, что взорвался порох, находящийся в подвальных помещениях. Перестраивались и Архиерейский корпус монастыря, и Братский. Строительство надвратного храма Св. Хрисанфа и Дарии - единственной в России церкви, посвященной этим мученикам, - было начато в 1840 году по инициативе императора Николая I, посетившего Ипатьевский монастырь в 1834 году. Автором проекта церкви стал знаменитый архитектор, создатель соборного Храма Христа Спасителя в Москве Константин Тон.
Палаты бояр Романовых, примыкающие к Братскому корпусу, были названы так благодаря тому самому историческому событию, исходом которого стало воцарение Михаила Федоровича. Здесь и жил будущий царь во времена польско-литовской интервенции. В 1863 году здание перестраивают. Главный архитектор Ф. Рихтер, задействованный в этих работах, пытался придать сооружению помпезный вид, свидетельствующий о том, что это место стало "колыбелью" правящей династии. А в 1839 году перед палатами появился еще один символ рода Романовых - памятная колонна.
Изменения не удалось избежать и стенам монастыря: начиная с 16-го века, их длина и толщина продолжала увеличиваться и к концу 17-го века достигла 11 м в высоту, 500 м в длину и 3 м в толщину.
По легенде, Новый город был построен как раз на том месте, откуда толпа народа провожала новоизбранного царя.
Единственное каменное сооружение было возведено на его территории в 1721 году. Первоначально оно предназначалось для управления вотчинами монастыря, позже стало богадельней. В советское время территория Нового города составила музейную экспозицию деревянного зодчества: сюда свозили церковные постройки с близлежащих окрестностей. Один из экспонатов - это деревянная церковь Собора Богородицы, построенная в 1552 году.
Рядом с монастырем расположилась церковь Иоанна Богослова. Ее возвели в 1681-1687 годах на месте двух сгоревших храмов - церквей Иоанна Богослова и Николая Чудотворца, поэтому до наших дней сохранились памятные элементы былых сооружений.
Так, на западной стене находится живописное изображение Николая Чудотворца, а на восточной - Иоанна Богослова. Композиция церкви напоминает корабль – так было принято в 17 веке: трапезная и шатровая колокольня соединяются с пятиглавой церковью. Но если смотреть на сооружение издалека, то два из куполов не будут видно. Те же (центральная и две боковых главы), что просматриваются, напоминают крест. Почти все фрески храма, написанные артелью Федора Логинова, связаны с образом Девы Марии. На противоположной стороне реки Костромы, параллельно Ипатьевскому монастырю расположился другой, получивший название Богоявленского. Этот храм дошел до наших дней полностью перестроенным. Считается, что его возвели в 15-м веке. Однако точная дата его основания неизвестна. Первоначально эта духовная обитель полностью состояла из деревянных построек. Первое каменное здание появилось в 1565 году. Это и был собор Богоявления Господня, возведенный по поручению митрополита Макария. Однако первоначальный вид здания до наших дней не сохранился: собор был перестроен во второй половине 19 века. Существенные изменения коснулись и других сооружений - стенных башен. До наших дней сохранилась лишь одна, которую также в 19-м веке перестроили под колокольню.
Если идти от Богоявленского монастыря в сторону расположившегося неподалеку парка, то по пути можно увидеть "беседку Островского". Это круглое восьмиколонное сооружение когда-то полюбил великий драматург, часто отдыхающий в Костроме.
"Вид из этой беседки вниз и вверх по Волге такой, какого мы еще не видели до сих пор", - писал русский писатель. И действительно, панорама, открывающаяся с этого места, производит неизгладимое впечатление.
Стоит заметить, что типичный Кремль в Костроме отсутствует. Тем не менее, на месте, где сейчас находится городской центр и парк, он когда-то стоял. Находки археологов и сохранившиеся летописи позволили воссоздать для потомков облик этого сооружения: на насыпных валах, окруженных рвами, стояли дубовые стены с 14-ю башнями. Под их защитой находились осадные дворы князей, бояр, иностранцев, а также монастырей. Здесь же находились главные соборы Костромы - Успенский и Троицкий, Крестовоздвиженский монастырь, воеводский двор, съезжая и караульная избы, а также необходимые при осаде города житницы, колодезь, кузница и пушкарский двор.
На Волжской набережной, на месте Кожевенной слободы, стоит церковь Воскресения на Дебре, построенная в 1645-1651 годах. Это единственный сохранившийся в Костроме храм, относящийся к 17-му веку. У туристов он оставляет впечатление легкости, нарядности и праздничности. Этому эффекту способствует конструкция здания и его роспись. Еще издалека можно заметить 12 зеленых глав. У входа в Святые ворота гостей приветствуют мифологические существа: лев - символ силы, единорог - символ целомудрия, пеликан - символ бессмертия и воскресения, алконост (райская птица с человеческой головой) - символ праведности. Внешний облик церкви привлекает внимание своей шашечной раскраской. Внутренний интерьер интересен росписями 17 века, которые, вероятно, были сделаны иконописцем Гурием Никитиным и его подмастерьями. На стенах можно увидеть сюжеты из жития Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, в честь которых и освящен придел.
На другом берегу Волги сохранились два памятника архитектуры - церкви Ильинская и Преображенская. Первая интересна тем, что повторяет внешний облик несохранившегося Успенского собора. В частности, об этом свидетельствуют ограда и ворота храма. Интересен и другой факт, связанный с этой церковью: раньше вокруг храма находилось село Городище, принадлежащее той самой боярыне Морозовой, которую изобразил на своем полотне Борис Кустодиев. Известно, что в ночь 16 ноября 1671 года, когда мятежница была взята под стражу, ее вотчина с пятиглавой церковью была отписана в казну. Преображенская церковь была построена в 1685 году на средства прихожан. К началу 20-го века это сооружение было лишено всех своих пяти глав и шатровой колокольни. Не сохранились до наших дней и росписи храма.
Более подробно об истории Костромского края расскажут музеи города. К примеру, здесь находится единственный в мире Музей подвига Ивана Сусанина. Известно, что сам Сусанин был уроженцем одной из деревень Костромы.
Костромской государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник был создан в 1958 году для сохранения уникального памятника древнерусской архитектуры – Ипатьевского монастыря.
Костромской государственный объединенный художественный музей-заповедник. Здесь собраны коллекции «Древнерусское искусство», «Русское искусство 18-нач. 20 века» (произведения, созданные на территории Костромского края), «Отечественное искусство 20-го века».
Муниципальная художественная галерея г. Костромы, созданная недавно – в 1996 году, – видит своей задачей познакомить зрителя с широким спектром проявления современного творчества. В кругу внимания галереи находятся те художники Костромы и других регионов России и зарубежья, которые заняты поиском новых форм творчества, освоением новых материалов, исследованием новых пластических и эстетических идей. Выбор авторов и экспонируемых проектов основывается на принципах оригинальности и высокого качества.