Памятник Минину и Пожарскому
Памятник Минину и Пожарскому — скульптурная группа из бронзы, созданная Иваном Мартосом; расположена перед Собором Василия Блаженного на Красной площади. Первый памятник в Москве.
Посвящён Кузьме Минину и Дмитрию Михайловичу Пожарскому, одним из руководителей народного ополчения во время польской интервенции в Смутное время, и победе над Польшей в 1612 году. Существует мнение, что памятник выполнен из латуни.
Первоначально памятник находился в середине Красной площади, напротив входа в Верхние торговые ряды (ныне здание ГУМа), но в 1931 году его посчитали помехой для демонстраций и парадов боевой техники и переместили к собору Василия Блаженного.
В 2010-2011 годах планируется капитальная реставрация памятника. При переносе памятника была нарушена система стока воды, в результате за прошедшие 78 лет монумент пришел в аварийное состояние. Одновременно с восстановлением исторического облика Красной площади и будущем сохранении памятника решается вопрос о его возвращении на историческое место.
Концепция по реконструкции и реставрации ансамбля памятника Минину и Пожарскому.
Проект концепции направлен на сохранение культурной ценности ансамбля памятника Минину и Пожарскому. Практическая реализация концепции обеспечит «соблюдение равновесия между потребностью общества пользоваться культурной ценностью и назревшей своевременной необходимостью сохранения данной ценности». При разработке проекта учтён опыт отечественной и зарубежной практики по реконструкции, реставрации и последующему экспонированию монументальной скульптуры.
Необходимость в консервационных и реставрационных мероприятиях на скульптурной группе, барельефах, пьедестале, отмостке и фундаменте определена предварительными физико-химическими исследованиями. Проведение более подробных исследований позволит определить эксплуатационный ресурс материалов, дать заключение о состоянии материалов и на их основе принять инженерно-технологическое решение по увеличению ресурса эксплуатации памятника, а также определить условия, в которых возможно его экспонирование после проведения консервационно-реставрационных работ.
Первоочередные задачи сохранения памятника определят направления по реконструкции, консервации, реставрации, методикам, инженерно-технологическим решениям и т.д.
По мнению специалистов для спасения уникального произведения литейного искусства русских скульпторов и мастеров монумента национальным освободителям “Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия. Лета 1818” требуется создание условий с контролируемым температурно-влажностным режимом экспонирования, что возможно осуществить в условиях специально созданного музея.
Практическая реализация концепции подчинена приоритету сохранения культурной ценности для настоящего и будущего поколения и не может быть осуществлена без консервационных и реставрационных вмешательств.