Храм святителя Мартина Исповедника
Церковь Святителя Мартина Исповедника, Папы Римского, - один из старинных московских православных храмов, уцелевших в годы лихолетья, свидетельство и свидетель многовековой церковной истории. Летописная традиция связывает основание храма святителя Мартина Исповедника с благословением на великое княжение Владимирское и Московское будущего Великого князя Василия Иоанновича III, данным в день памяти святителя Мартина - 14 (27) апреля 1502 года.
Реставрация
Храм почти без изменений сохранил объемно-пространственную композицию. Единственное исключение - переход от колокольни к храму, который представляет собой сквозную коллонаду. Переход был обшит деревом и оштукатурен. Еще в 1830-е годы с северного и южного фасадов галереи устроены тамбуры, а в юго-восточном углу пристроен вход в подвал. Проектом реставрации предусмотрено раскрыть переход.
В середине 19 века стены храма были побелены, кровля покрыта железом и выкрашена «травянкой» в зеленый цвет, шпиль и крест колокольни, а также завершения центрального купола и четырех малых глав были позолоченными. Сейчас фасады храма «неисторического» цвета, что при реставрации будет исправлено.
Современные оконные решетки первого яруса храма при реставрации заменят на решетки по типу решеток 19 века. Решетки второго яруса менять не будут, их только покрасят в черный цвет.
В 19 веке в храме было три престола: главный и два придельных. Главный был освящен в честь Вознесения Господня, а придельные престолы, которые находились в трапезной, - в честь иконы Грузинской Божьей Матери (южный) и Мартина Исповедника (северный). Из трех иконостасов храма до наших дней сохранился только главный: из дерева, с золочением по левкасу - прекрасный образец иконостасного дела. Сохранился он только потому, что когда в 1931 году храм закрыли, иконостас передали в музей архитектуры им. А.В. Щусева, потом перевезли и установили в Большом Соборе Донского монастыря. В 1991 году в целости и сохранности иконостас вернули в храм. Иконостас имеет утраты резного декора, поэтому требуются консервационные и реставрационные работы.
Придельные иконостасы до наших дней не сохранились. Иконостас в южном приделе храма был трехъярусным, деревянным, в виде триумфальной арки и пышно украшен резным золоченым декором. Торжественный вид ему придавали парные золоченые колонны коринфского ордера, которые оформляли пилоны по сторонам от Царских врат. По всей вероятности, иконостас был выполнен еще до войны 1812 года. Основанием для воссоздания иконостасов служат фотографии 1920 года. Сейчас на месте первоначального иконостаса в южном приделе установлен современный деревянный каркас. Из церкви Вознесения у Никитских ворот в храм перенесли парные колонны, оформляющие арку с Царскими вратами. При реставрации существующий деревянный иконостас решено разобрать.
В 1920-е годы было полностью утрачено декоративное оформление помещений по сторонам от главного иконостаса, в которых размещалась водосвятная чаша и плащаница. Помещения украшались одинаковыми архитектурными сооружениями в виде тетрапилонов – триумфальных арок, увенчанных куполом. Выполнен эскизный проект воссоздания интерьера этих помещений.
В правом помещении от главного иконостаса будет отреставрирован фрагментарно сохранившийся подлинный мозаичный пол из натурального камня. В алтарной части, согласно фотографиям 1920-х годов, вдоль полукруглой стены алтаря располагались деревянные колонны с антаблементом, стволы которых были отделаны под искусственный мрамор. До настоящего времени они не сохранились. Проектом предусмотрено восстановление коллонады, опираясь на фотографии 1920-1930-х годов, архивные сведения и результаты натурных исследований.
Несмотря на свой комплексный характер эскизный проект реставрации интерьер храма в целом. Требуются натурные исследования химиков-технологов с возведением строительных лесов.
При реставрации также будет благоустроена территория вокруг храма: планируется заменить асфальтовую отмостку, зачастую грубую, из плит разного размера, на отмостку из плит и песчаника.