Летний Дворец Петра I.
Летний дворец Петра I - одно из первых каменных зданий Петербурга - был построен в 1710-1714 гг. по проекту архитектора Д. Трезини. Двухэтажное здание прямоугольной формы заканчивается высокой кровлей, декоративное оформление его строго и скромно. Фасады дворца украшены фризом и 29 прямоугольными барельефами, размещенными между окнами первого и второго этажей. Мифологические сюжеты барельефов - "Нептун и Амфитрита", "Состязание в беге Гиппомена и Аталанты", "Персей, побеждающий медузу" и другие - в аллегорической форме прославляют морское могущество России и ее победу над Швецией в Северной войне.
Не все внутренние помещения дворца дошли без изменений до наших дней. Первоначальный вид имеют нижний и верхний вестибюли, дубовая лестница, зеленый кабинет, нижняя и верхняя поварни.
Мебель, находившаяся во дворце во времена Петра I, почти не сохранилась, но комнаты дворца обставлены сейчас подлинными вещами той эпохи. Здесь имеется ряд личных вещей Петра и его жены Екатерины I. Стены украшены портретами Петра и его соратников. Много изделий из резного дерева и стекла, дорогие ткани и шпалеры, плафоны и картины - прекрасные образцы живописи и прикладного искусства начала XVIII в.
На втором этаже дворца жила Екатерина с детьми. По расположению и количеству комнат оба эти этажа одинаковы. Только убранство помещений второго этажа более нарядное, дополненное обилием зеркал. Из всех комнат второго этажа самая примечательная - кабинет. Тут, в Зеленом кабинете, в стенных шкафах были выставлены редкие камни, китайские фигурки из дерева, нефрита, фарфора и слоновой кости, экспонаты из купленной в Голландии анатомической коллекции профессора Рюйша и прочие диковинки. Они-то и положили начало петровской Кунсткамере - первому русскому музею. Зеленый кабинет интересен также тем, что это единственная комната во дворце, сплошь украшенная живописью.
Завершая рассказ о Летнем дворце Петра, нельзя не упомянуть еще об одной интереснейшей скульптуре сада, которая стоит вблизи дворца и носит название "Мир и Изобилие". Это скульптурная группа, выполненная П. Баратта по специальному заказу Петра: аллегорическое изображение Ништадтского мира. Фигура женщины с рогом изобилия и опрокинутым факелом, означающим окончание войны, символизирует Россию. Рядом стоит крылатая богиня Победы, венчающая Россию лавровым венком. В руке богиня держит пальмовую ветвь - символ мира, а нога ее попирает издыхающего льва - символ побежденной Швеции. Эта скульптура, вместе с барельефами дворца увековечила победоносное окончание Северной войны (1700-1721 гг.).