Шлиссельбург
Шлиссельбург (в советское время — Петрокрепость, в шведское — Нотебург) — город областного подчинения в Кировском районе Ленинградской области. Население — чуть более 12 тысяч человек.
Первоначальное русское название города у истоков Невы — Орешек, при шведах сменившееся на Нотебург (дословно "Город-орех"), связано с островом Ореховым. Название "Шлиссельбург" городу дал Петр Первый, и его дословный перевод с немецкого — "Ключ-город". Советское название "Петрокрепость". Крепость на Ореховом острове была впервые заложена новгородцами в 1323 году на границе со Швецией. Первоначально крепость была земляной и деревянной, но после пожара 1352 года ее отстроили в камне. В конце XV века, с присоединением Новгородской республики к Московии, крепостные стены были перестроены заново, а точнее, почти с нуля была возведена новая крепость, высота стен которой достигла 12—15 метров.
В 1941—44 годах Петрокрепость была передним краем обороны Ленинграда, и, несмотря на то, что почти все защитники крепости погибли, а сама крепость обратилась в руины, взять Петрокрепость немцы не смогли. Подвиг защитников Петрокрепости не позволил фашистам замкнуть с востока кольцо блокады, и спас в Ленинграде миллионы жизней.
С 1966 года в крепости идут реставрационные работы, и Петрокрепость (с 1993 года вновь Шлиссельбург) стала одной из наиболее посещаемых туристических достопримечательностей Ленинградской области.
Церкви и гражданские здания
Уездная застройка в Шлиссельбурге почти не сохранилась. На центральной площади, около устья Ладожского канала, можно увидеть две церкви: Благовещенскую (1764) и Никольскую (1739). Обе довольно неприметны по архитектуре и пребывают в плохом состоянии. Неподалеку находятся скромный Гостиный двор и часовня, построенная в 1835 году. Около пристани следует обратить внимание на памятник Петру Первому работы великого скульптора Марка Матвеевича Антокольского.
Ладожский канал
Ладожский канал — уникальное гидротехническое сооружение. Канал был частью единой водной системы, которая через Волхов соединяла Санкт-Петербург по рекам с Центральной Россией. Ладожское озеро всегда считалось одним из самых опасных озер мира, на нем нередко возникали шторма с волнами до шести метров высотой, поэтому строительство канала в XVIII веке вдоль берега озера было настоящей необходимостью. Вход в канал располагался в районе Свирицы (за Волховом), выход — в Шлиссельбурге, у истока Невы, причем на самом деле Ладожский канал представляет собой два канала: Староладожский и Новоладожский. Первый был начат еще при Петре Первом, а закончен в 1731 году, и шел на значительном удалении от озера, второй канал, тянущийся вдоль самого берега и более глубокий, был прорыт в 1861—66 годах. С появлением железных дорог каналы пришли в упадок, и в настоящее время Староладожский канал почти зарос, а Новоладожский используется для движения судов малого водоизмещения. Непосредственно в черте города, даже просто по дороге к пристани, можно увидеть несколько шлюзов и створов Ладожского канала.
Крепость Орешек
Главная достопримечательность Шлиссельбурга, уникальная даже в богатой на достопримечательности вообще и на крепости особенно Ленинградской области, крепость Орешек расположена на острове Ореховом между двух рукавов Невы, и за островом уже начинается бескрайнее пространство Ладожского озера — вода до горизонта, и периодически то справа, то слева от крепости проходят грузовые суда.
Крепость поражает воображение уже с воды. Неприступные стены, башни, узкие окна. Стена, которую видно с воды, была построена в тот период, когда крепость принадлежала Московии, а отдельные башни были возведены уже шведами. Крепость очень сильно пострадала в Великую Отечественную войну, и эти стены — восстановленные. Стены крепости, обращенные к Ладожскому озеру, по-прежнему лежат в руинах.
Около пристани расположена касса, а дальше — крепостные ворота, очень скромные по размерам, больше похожие на дверь, но с настоящим подъемным механизмом. Внутри крепости — широкий пустынный двор, заросший травой, руины и тюрьмы. В центре двора можно увидеть развалины тюремной церкви, внутри которой стоит мемориал защитникам Шлиссельбурга — памятник воинам и несколько абстрактных фигур, спаянных из немецкого оружия. Мемориал в Шлиссельбурге — один из самых пронзительных мемориалов Великой Отечественной войны, совершенно не производящий казенного впечатления. Неподалеку от церкви — фрагмент старой крепостной стены, возведенной еще новгородцами.
Но главная достопримечательность крепости — это тюрьмы. До революции в крепости было четыре тюрьмы, сейчас уцелело две. Руины тюрем "Зверинец" и "Большая тюрьма" расположены ближе ко входу, и если Большая тюрьма еще сохранила какие-то очертания, то Зверинец больше похож на скалы естественного происхождения.
У дальней стены крепости — Новая Тюрьма, построенная в XIX веке — мрачное двухэтажное сооружение с множеством камер, известная в первую очередь как место заключения народовольцев и эсеров. Эта тюрьма практически не пострадала в войну и дает представление о том, что ждало борцов с царской властью.
Слева от Новой Тюрьмы — вход в небольшой внутренний двор, в котором располагается Старая Тюрьма XVIII века. В этом одноэтажном здании всего около двух десятков камер, а самым известным ее узником был повешенный здесь же Александр Ильич Ульянов. В разных камерах Старой Тюрьмы восстановлен интерьер тюремной камеры разных эпох, и тенденция заставляет задуматься: если камера времен Екатерины Второй больше похожа на монастырскую келью, то в камере времен Николая Второго условия невыносимые.
Впрочем, Старая Тюрьма — еще не самая старая и не самая строгая. Если пройти ее насквозь, можно спуститься в подземные казематы Шлиссельбурга. Несмотря на то, что сюда проведено электрическое освещение, в казематах по-прежнему холодно, сыро. Первые узники этих казематов попали сюда еще при Петре Первом, в том числе жена императора Евдокия Лопухина и его сестра Мария Алексеевна. Позднее, когда появились более "цивилизованные" тюрьмы, помещение в подземелья стало равноценно смертной казни: после месяца или двух в кромешной темноте, тишине, полной изоляции любой революционер окончательно сходил с ума.
В целом, Орешек не зря получил прозвище "Русский Алькатрац". Вот только разница в том, что за всю с вою историю крепость не знала ни одного успешного побега, и выходили отсюда крайне редко.
Окрестности
Дорога Жизни — в окрестностях Шлиссельбурга проходила легендарная Дорога Жизни, спасшая в блокадном Ленинграде не одну сотню тысяч человек. По этой дороге, зимой по льду Ладожского озера, летом на кораблях, в Ленинград ввозили продовольствие, а из Ленинграда эвакуировали жителей. Во время войны эта дорога называлась Дорогой Смерти, так как путь по льдам озера был крайне опасен — ехали, например, с открытыми дверями, чтобы успеть выскочить из машины, если та пойдет под лед. Всего по Дороге Жизни в Ленинград было ввезено 360 тысяч тонн продовольствия и вывезено полмиллиона человек. Вдоль Дороги Жизни воздвигнуты многочисленные мемориалы, входящие в Зеленый Пояс Славы вокруг бывшего Ленинграда.
Приютино — памятник детям, погибшим в годы блокады. Наиболее сильное впечатление производит копия текста дневника 11-летней, где девочка ведет безжалостную хронику гибели своей семьи. Здесь же — мрачные стелы и каменный цветок с лицом мальчика, который тянется к Солнцу.
Коккорево — самый интересный и необычный мемориал Дороги Жизни, знаменитый памятник Разорванное Кольцо. Здесь, где дорога уходит прямо в воду Ладоги, сооружены две полуарки, действительно имеющие форму лопнувшего обода или разорванного кольца. На самой дороге намертво впечатаны в бетон следы от колес грузовой машины.
Музей Дороги Жизни расположен в четырех километрах от Коккорево, и здесь представлены машины, самолеты и корабли, курсировавшие по Дороге Жизни. Также здесь расположен самый высокий на Ладоге Осиновецкий маяк.
Река Нева — уникальная река, так как при длине всего 79 километров, Нева имеет расход воды более 3000 м3/с (это примерно в три раза больше, чем в таких реках, как Дон, Ока или Днестр). Нева вытекает из Ладожского озера в районе Шлиссельбурга, на островах дельты Невы стоит Санкт-Петербург. По Неве проходят все туристические суда, отправляющиеся вглубь континента из Санкт-Петербурга. На Неве стоят два исторических города: Санкт-Петербург (устье) и Шлиссельбург (исток).