Усадебный комплекс Извары
История создания музея в усадьбе Рерихов в Изваре самым тесным образом связана с возвращением в Россию Ю.Н. Рериха, старшего сына Н.К. Рериха, выдающегося ученого – востоковеда и тибетолога. Юрий Николаевич привез в Россию картины Н.К. Рериха, его литературные произведения, книги, изданные за рубежом. Советская Россия впервые получила возможность познакомиться с замечательными художественными произведениями великого русского художника, благодаря выставкам, организованным Ю.Н. Рерихом при поддержке министерства культуры СССР в Москве, Ленинграде и других городах страны. Появились публикации о творчестве Н.К. Рериха, репродукции его картин, были созданы передачи на радио и фильм на телевидении. Произошла долгожданная встреча России с творчеством своего выдающегося сына, о которой сам Николай Константинович так долго мечтал и к которой готовился.
Трудно переоценить тот восторг, с которым было принято творчество художника на Родине.
Тысячи и тысячи соотечественников Н.К. Рериха смогли увидеть его необыкновенные картины, пережить радость открытия красоты не только русской природы, истории и культуры, но необъятных просторов Азии, Тибета, Индии и ее величественных Гималаев.
Интерес к творчеству Н.К. Рериха, к его жизни привлек внимание культурной общественности страны и к Изваре, имению родителей Н.К. Рериха, в которой он вырос, откуда начался его творческий путь.
Естественным образом у почитателей творчества Н.К. Рериха возникло желание увековечить память о выдающемся русском художнике созданием мемориального музея в усадьбе Рерихов в Изваре, в родном доме художника.
Архитектор А.Э. Экк показывает С.Н. Рериху макет реставрации усадьбы Н.К. Рериха. Ленинград, ГРМ, 1974 г. Слева направо: биограф Н.К. Рериха П.Ф. Беликов, директор Русского музея В.А. Пушкарев, архитектор, создатель проекта реставрации усадьбы А.Э. Экк, С.Н. Рерих, искусствовед, автор первой монографии и соавтор биографии Н.К. Рериха В.П. Князева. Октябрь 1974 г. В начале семидесятых годов, по призыву ЮНЕСКО и Всемирного Совета Мира прогрессивная международная общественность готовилась отметить в 1974 г. столетие со дня рождения Н.К. Рериха.
Впервые в истории послереволюционной России, в то время Советского Союза, этот юбилей постановлением Политбюро ЦК КПСС было решено широко отметить и в нашей стране. Программа мероприятий предполагала и создание мемориального музея Н.К. Рериха в Изваре, в доме великого русского художника.
1974 г. началась реставрация Усадебного дома как памятника истории. Проект реставрации, выполненный под руководством архитектора Альберта Эрнестовича Экка (1929-1975), предполагал воссоздание не только Усадебного дома, но и всей усадьбы и старинного парка. Был выполнен макет (см. История музея), который в год столетия Н.К. Рериха в 1974 г. экспонировался в Русском музее. Несколько лет назад вдова архитектора В.В. Экк передала этот макет в музей.
Но от момента завершения реставрации до создания музея прошло еще шесть лет. Причиной этому был отказ дирекции Объединения музеев Ленинградской области от планов создания музея Н.К. Рериха в Изваре, мотивировавшей свое решение удаленностью музея от Ленинграда и других туристско-экскурсионных маршрутов. Отреставрированный усадебный дом заняли: сельсовет, детская художественная школа и библиотека.
Равнодушие к усадьбе Н.К. Рериха в Изваре не могло не вызвать серьезного беспокойства культурной общественности страны. В 1978 г. на пленуме Ленинградского областного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры было принято постановление о необходимости создания музея Н.К. Рериха в Изваре.
В 1979 г. в защиту музея выступили: Ленинградская организация Союза художников РСФСР, Ленинградская организация Союза архитекторов СССР, Географическое общество СССР и Государственный Русский музей. Ходатайство этих организаций получило поддержку в Исполнительном комитете Совета депутатов трудящихся Ленинградской области. Был создан Организационный совет по созданию музея Н.К. Рериха в Изваре под председательством Д.С. Лихачева, действительного члена АН СССР, Члена Центрального Совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.
В состав Совета вошли ученые, писатели, архитекторы, художники, среди них: П.Ф. Беликов – биограф Н.К. Рериха, автор монографии о нем, А.В. Григорьев– председатель Ленинградского областного отделения ВООПИК, А.В. Губарев – зам. директора Государственного Русского музея по научной части, Б.С. Угаров – ректор Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, народный художник РСФСР, действительный член Академии художеств СССР, Лауреат Государственной премии СССР.
Казалось бы, вопрос был решен, но потребовалось еще 5 лет непрерывной борьбы культурной общественности страны за создание музея в Изваре. Сохранились многие волнующие документы этого времени, ярко свидетельствующие о поистине народном понимании значения Извары, усадьбы Рерихов – как памятника отечественной культуры и воле, проявленных в соединенных усилиях многих людей по созданию этого музея.
Без преувеличения можно сказать, что именно их участие в судьбе Извары помогло созданию музея, преодолению разнообразных объективных и искусственно создававшихся трудностей.
19 июня 1984 г. в Изваре, в доме Рериха в 2-х комнатах мезонина состоялось открытие экспозиции «Н.К. Рерих в Изваре». Так, в торжественной обстановке в присутствии многих почетных гостей был, наконец, открыт музей в усадьбе Рерихов в Изваре.
Приезды в СССР С.Н. Рериха, интервью у него по поводу Извары, его высказывания о большом значении, которое должен иметь этот музей в культурной жизни страны и самой Извары и Волосовского района, способствовали оживлению идей, связанных с перспективами развития музея. Так, например, в 1988 г. были подготовлены программа и условия открытого конкурса на разработку эскизного проекта на создание в бывшей усадьбе Н.К. Рериха в д. Извара Научно-культурного центра искусств.
Программа конкурса предполагала не только разработку вариантов музеефикации построек усадьбы, но и проекты приспособления Училищного Дома (Школы земледельческой колонии – памятника архитектуры в стиле модерн, архитектор А.А. Яковлев, 1916 г.) для нужд научно-культурного центра.
Комплексный подход к программе развития Музея-усадьбы Н.К.Рериха в Изваре и в настоящее время не утратил своей актуальности. Его принципы нашли отражение в Положении о Музее-усадьбе Н.К. Рериха и в планах создания в Изваре Международного культурно-экологического, научного и художественного Центра.